Психогенные

• витальная угроза природных сил либо гибель близких людей,
устрашающие размеры (уровни, параметры) поражающего действия
факторов катастрофы;

• опасные для жизни и здоровья ранения, повреждения, заболева­
ния;

• групповая заболеваемость с тяжелыми исходами - инфекцион­
ная с особо опасным или неизвестным возбудителем, неинфек­
ционная с неясной причиной заболеваний;

• унижения, преследования, ущемление в правах, гибель близких
людей - родителей, детей и т.д.;

• влияние экстремальных и вредных факторов среды на лиц,
имеющих акцентуации характера, перенесших психические
травмы либо тяжелые заболевания или ранения, на ослаблен­
ных, больных, детей и других представителей общества, не спо­
собных самостоятельно противостоять факторам ЧС;

• недоверие к действиям представителей власти, недостаток све­
дений, избыток знаков смыслового отражения обстановки, лож­
ность информации;

• неожиданность данных о параметрах поражающих факторов
катастрофы, резкие изменения их структуры или затруднения в
получении сообщений о них.

Воздействие этих факторов приводит к переходу человека из комфортного состояния в экстремальное или кризисное. Эти со­стояния предъявляют повышенные требования к качеству среды обитания, организации всего спектра санитарно-противоэпидемических мероприятий. Все это требует согласован­ных действий всех ведомств и служб, в т.ч. органов управления, уч­реждений и специализированных формирований санитарно-эпидемиологического надзора.

Подсистема патологических и нреморбидных состояний значительных масс людей в зонах ЧС требует логического построе­ния основных проявлений с позиций требующихся мер противодей­ствия. Наибольшую опасность представляют и требуют наиболее

решительных мер следующие кризисные состояния организма, сре­ди которых следует отметить прежде всего:

• парализующий страх, паническое отчаяние;

• травматический или инфекциоино-токсический шок;

• острая недостаточность в деятельности внутренних органов
и систем;

• массивные массо-, влаго- или кровопотери;

• потеря сознания;

• патологический процесс, вызванный травматическим воз­
действием, высоковирулентными микроорганизмами, опас­
ными химическими веществами в высоких дозах или иони­
зирующими излучениями поражающих уровней;

• длительный дефицит поступления белка (до 50%), других
макро- и микронутриентов;

• другие патофизиологические процессы, требующие крайне­
го напряженного (на грани гибели) функционирования сис­
тем, органов и тканей.

Второй пласт состояний включает в себя экстремальные па­раметры, при которых требуется вплоть до максимального напря­жение функциональных систем противодействия факторам окру­жающей среды. Наиболее актуальными из них являются:

• вторичный иммунодефицит;

• психогенные, физические, токсикологические и патобиоло-
гические воздействия, требующие, напряжения защитных сил
организма;

• гипомоно- или полиавитаминоз, избыточная или недоста­
точная масса тела (до 30% от нормы);

• избыточная ретенция воды, макро- и микронутриентов, не­
достаточное усвоение их из поступающей пищи;

• недостаток макро- и микронутриентов в поступающей пище
и воде;

• высокая или пониженная температура тела;

• длительная неподвижность;

• монотония, психофизиологическое или физическое напря­
жение, стереотипные движения, напряженная поза.

Для прогнозирования используются методы экстраполяции, мо­делирования, экспертных оценок, инженерного и эпидемиологиче­ского анализов, социально-гигиенического мониторинга, информа­ционного слежения за динамикой обстановки и др. На основании

прогноза разрабатываются план действий и программа реализации принятых решений.

Модели имеются логические, информационные, математи­ческие. Последние из них основаны на строгих закономерностях, а включение в прогностическую модель нескольких переменных по­зволяет получить более точную картину предстоящих событий. Об­работка фактографической информации облегчается наличием баз данных, которые ведутся с помощью современных технических средств и соответствующего программного обеспечения.

Для планирования мероприятий госсанэпидслужбы состав­ляется санитарно-эпидемиологическая характеристика территорий с выделением и описанием потенциально опасных участков и объек­тов, нуждающихся в государственном санитарно-эпидемиологи­ческом надзоре с целью прогнозирования и предупреждения ЧС, организации санитарно-противоэпидемических мероприятий по со­гласованным с МЧС направлениям.

Как любая система управление должно иметь специально созданную автоматизированную систему получения, обработки и доведения информации от центральных органов до специализиро­ванных (штатных или нештатных) формирований в районах катаст­роф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и под­готовленных для этих целей специалистов (санитарных врачей, ги­гиенистов, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).

Управление организацией санитарно-противоэпидемических мероприятий включает:сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информа­ции;

анализ информации и оценку санитарно-эпидемиологической обстановки;

принятие решения на проведение мероприятий,

организацию пунктов управления;

планирование (корректировку типовых планов),

доведение задач до исполнителей;

взаимодействие и поддержание его в ходе ликвидации санитар­но-эпидемиологических последствий ЧС;

контроль и оказание помощи подчиненным;

оценку качества и эффективности санитарно-противоэпиде-мического обеспечения населения в ЧС.

Для достижения эффективного управления организацией санитарно-противоэпидемическими мероприятиями информация

должна быть своевременной, полной и достоверной. Это может быть достигнуто соответствующей периодичностью и направленно­стью потоков информации, сочетанием их централизации и децен­трализации. Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-эпидемиологических учреждениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, нами условно подразделены на следую­щие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, методические, плановые, учетные, отчетные, запросы, ответы на запросы и предложения.

Органы управления Роспотребнадзора получают исходные данные на организацию и проведение мероприятий:

а) от региональных органов (штабов) по делам ГОЧС:

- о порядке оповещения;

- об опасностях, возникающих при ЧС;

- о категории городов по ГО, на территории которых произошла
ЧС;

- о местах ПОО народного хозяйства;

- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного заражения (загрязнения), воз­
можного катастрофического затопления местности;

- о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке свя­
зи с ними;

- о силах и средствах, выделяемых по планам органов ГОЧС на
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) от территориальных органов исполнительной власти:

- о районах рассредоточения в загородной зоне;

- о порядке и маршрутах следования в районы рассредоточения,

- о местах расположения эвакуационных комиссий и приемных

пунктов в загородной зоне;

- о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами питания, предметами

первой необходимости и медицинского обеспечения;

в) от других министерств и ведомств (МЧС, МО, МВД России и

ДР-):

- о порядке связи, оповещения и взаимодействия;

- о границах зон возможных разрушений, опасного химического,
биологического и радиоактивного загрязнения местности по оценке
их органов управления,

- о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану
объектов.

77-6772


 



Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включает оценку:

- фактических результатов воздействия экстремальных факторов
(разрушения, затопления, радиоактивного, биологического и хими­
ческого заражения) на здоровье людей,

- готовности сил и средств Роспотребнадзора к выполнению стоя­
щих перед ними задач;

- степени защищенности населения и личного состава формирова­
ний Роспотребнадзора от воздействия факторов ЧС;

- климатогеографических и метеорологических условий, их влия­
ния на организацию и выполнение мероприятий.

В выводах из оценки обстановки определяется степень го­товности сил и средств Роспотребнадзора к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации, сказывающиеся на объеме принимаемых мер.

В решении на организацию и осуществление мероприятий отражаются следующие вопросы:

- содержание и алгоритм реализации основных усилий, способы и
последовательность выполнения задач;

- задачи формированиям санитарно-эпидемиологического профиля,

- основные вопросы взаимодействия,

- организация управления и всестороннего обеспечения.

Планирование мероприятий осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями для органов и учреждений Рос­потребнадзора по планированию действий в функциональной под­системе РСЧС надзора за санитарно-эпидемиологической обстанов­кой. Мероприятия, планируемые и проводимые в зонах ЧС, вклю­чают:

- оповещение органов управления, сил и средств Госсанэпиднадзора
(ГСЭН) согласно установленному порядку и схемам;

- оценку санитарно-эпидемиологической обстановки,

- перевод органов и учреждений ГСЭН в Чрезвычайный режим
функционирования;

- выдвижение отрядов, бригад, групп экспертов, других сил и
средств ГСЭН в район ЧС;

- организацию ГСЭН в зонах ЧС;

- осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей сис­
теме СНЛК) за состоянием окружающей среды в зонах ЧС, обста­
новкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;

- организацию материально-технического обеспечения работы спе­
циалистов ГСЭН;

- восполнение резерва и создание оперативных запасов медицин­
ского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностических и
других средств, необходимых для ликвидации ЧС.

Доведение задач до исполнителей осуществляется через рас­порядительные воздействия, которые включают весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением ГСЭН. Они реализуются посредством приказов, приказаний, указа­ний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативно­го воздействия осуществляется путем составления календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих реше­ний Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки

Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий учреждений и форми­рований ГСЭН России, исполнительных органов власти и других ведомств, привлекаемых к выполнению задач по проведению меро­приятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по задачам, месту, времени и способам действий.

Для организации управления могут развертываться КПУ -самостоятельные или в составе штабов ГОЧС, а также создаваться оперативные группы (ОГ) медицинской службы силовых структур. Для обеспечения работы органа управления должна быть отработа­на соответствующая документация:

- схемы оповещения и связи;

- оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты
обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы);

- документация, отрабатываемая в ходе выполнения своих обязан­
ностей по предназначению;

- списки личного состава специализированных формирований, их
функциональные обязанности;

- планы работ по ликвидации санитарно-эпидемиологических по­
следствий при возникновении природных, техногенных и биолого-
социальных ЧС;

- справочные, методические материалы, руководящие документы и

ДР

С позиций автоматизации управления основными потоками информации по направлениям санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС являются:

- осуществление ГСЭН за состоянием здоровья человека и в зави­
симости от среды его обитания при возникновении и ликвидации
ЧС;

- создание и пополнение регистра ПОО объектов;

- проведение санитарно-эпидемиологической и других разведок,
массовых медицинских обследований на зараженных территориях;

- применение медицинских средств индивидуальной защиты
(МСИЗ), фармакологических средств коррекции иммунного статуса,
работоспособности и психологического состояния человека в усло­
виях ЧС;

- принятие мер по проведению специфической и неспецифической
защиты населения и обеспечению охранительного режима на объек­
тах экономики и этапах медицинской эвакуации (ЭМЭ);

- осуществление ГСЭН за водоснабжением, питанием, размещени­
ем и банно-прачечным обслуживанием населения, строителей, лич­
ного состава войск (сил) и аварийно-спасательных формирований;

- введение режима обсервации или карантина в эпидемических оча­
гах опасных инфекций;

- предупреждение возникновения ЧС путем ГСЭН, в том числе уча­
стия в работе СНЛК на объектах и территориях с повышенным рис­
ком возникновения ЧС, угрожающих здоровью населения и сани­
тарно-эпидемиологической обстановке.

В связи с тем, что специализированные формирования ГСЭН функционально входят в ВСМК, режим повседневной деятельности для них начинается с момента завершения ликвидации медико-санитарных последствий очередной ЧС и заканчивается с момента введения режима повышенной готовности, а обработка информации производится в соответствии с основными задачами функциониро­вания в режиме повседневной деятельности:

- планирование работы;

- уточнение схем оповещения и сбора персонала учреждений и спе­
циализированных формирований ГСЭН при получении сигнала,
систем взаимодействия и связи, схем действия сотрудников при
различных ЧС;

- формирование бригад, групп экспертов; обучение персонала спе­
циализированных формирований ГСЭН для работы в ЧС; обеспече­
ние и контроль работы дежурной смены;

- пополнение и освежение резерва медицинского и санитарно-
хозяйственного имущества для формирований; корректировка пла­
нов медико-санитарного обеспечения.

При обосновании и разработке системы автоматизации ин­формационно-аналитического обеспечения учитываются основные задачи функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой в установленных режимах дея­тельности ВСМК. Основными направлениями работы с блоками информации при функционировании в режиме повышенной готов­ности являются данные, получаемые при:

• корректировке планов, списков бригад постоянной готовности и
др.; введении круглосуточной работы санитарного транспорта, в
том числе с задачей доставки персонала бригад, прекращении
приема плановых проб и переводе их в другие учреждения;

• приведении в состояние готовности подвижных специализиро­
ванных формирований; лабораторий и отделений к приему мас­
сового потока проб, развертывании дополнительных рабочих
мест;

• усилении дежурной службы врачами и средним медперсоналом;
проверка и доукомплектование резерва медицинского имущест­
ва (медикаментов, перевязочных средств), СИЗ и МСИЗ, состав­
ление заявок и выдача подразделениям имущества;

• проверке медицинского оборудования, электрических и водо­
проводных систем, автономного электрообеспечения, кислород­
ной и газовой аппаратуры; решение кадрового обеспечения ра­
боты сотрудников в экстремальных условиях (например, пере­
вод работы персонала на 12 часовой, а при необходимости и по
согласованию с органами местного самоуправления, и более
длительный рабочий день) за счет усиления сотрудниками дру­
гих отделений; организация круглосуточного дежурства членов
межведомственной комиссии по ЧС; заседание межведомствен­
ной комиссии по ЧС; контроль за ходом приведения лаборато­
рий в готовность к массовому приему проб на исследование;

• внеочередных обследованиях по согласованию с территориаль­
ными управлениями МЧС обстановки на ПОО, мест повышен­
ной санитарно-эпидемиологической опасности и др.

Основными источниками информации при функционирова­нии в режиме ЧС являются:

• итоги оповещения и доставки личного состава специализиро­
ванных формирований постоянной готовности; приведения в
полную готовность бригад постоянной готовности; всех отделов
и подразделений учреждений ГСЭН;

• проведение экстренных лабораторных исследований и СЭЭ,

• контроль членами комиссии по ЧС выполнения срочных, неот­
ложных мероприятий, доукомплектование запасов отделов по
их заявкам реактивами и диагностическими средами, медика­
ментами, перевязочным материалом и другим медицинским
имуществом, организация выдачи со склада зам. главврача по
хозяйственной деятельности в отделения недостающего сани-
тарно-хозяйственного имущества, постельного и нательного бе­
лья,

• доукомплектование заместителем главврача по кадрам недос­
тающего медперсонала основных подразделений за счет других
отделений.

Информационно-управляющие подсистемы создаются не только в ВСМК, но и в службах других ведомств. Это требует коор­динации усилий по унификации методических подходов к про­граммному обеспечению, разработке планов ликвидации медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий, подго­товке кадров и МТБ, разработке информационных технологий экс­тремальных проблем Повышение оперативности принятия управ­ленческих решений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС облегчается наличием готового управленческого решения. Это достигается заблаговременной разработкой типовых планов СПЭ(П)М населения при ЧС, которые не являются оптимальными для конкретных условий возникновения и развития ЧС, но уточня­ются и корректируются по мере получения фактических исходных данных, проведения соответствующих расчетов и необходимых со­гласований. Так, работа по организации и осуществлению наблюде­ния за средой обитания человека и обстановкой на ПОО (монито­ринг окружающей среды) в плане возможного возникновения и развития ЧС представлена в виде следующего алгоритма: - прием входной информации, осуществляющийся диспетчером или оперативным дежурным соответствующего органа управления Рос-потребнадзора. Основными потенциальными источниками инфор­мации являются штабы ГОЧС и органы военного управления (в по­рядке взаимодействия); учреждения ГСЭН РФ, особо важные объ­екты, ведущие мониторинг окружающей среды в пределах своей ответственности; метеорологические службы, центры медицины катастроф (в случае, если прогнозируется или осуществляется за­грязнение окружающей среды со стороны соседних областей); вете­ринарные учреждения (в случае возникновения антропозоонозных

эпизоотии, экспертизы крупных запасов продовольствия); другие организации, осуществляющие наблюдения за средой обитания;

- оперативный анализ поступившей информации и принятие реше­
ния об отсутствии или наличии угрозы ЧС, либо о возникновении
ЧС и, соответственно, режиме функционирования учреждений и
формирований ГСЭН. Эта работа может существенно облегчаться и
ускоряться при наличии базы данных по прежним авариям и катаст­
рофам, наличным силам и средствам, а также медико-
географического описания территории, готовых типовых планов
работы, проектов другой документации и т.д.;

- организация разведок, эпидемиологического наблюдения и лабо­
раторного контроля с выбором состава сил и средств, привлекаемых
для этих целей, вариантов их МТО, а также состава, периодичности,
способов получения и передачи информации о санитарно-
эпидемиологической обстановке и состоянии ОС;

- организация ликвидации санитарно-эпидемиологических послед­
ствий при типовых вариантах развития ЧС с определением рацио­
нальных мест развертывания сил и средств, привлекаемых для ме­
дицинского обеспечения населения и проведения мероприятий, ви­
дов и объема медико-санитарной помощи, вариантов эвакуации
больных и пораженных в лечебные учреждения госпитального типа,
порядка медицинского и материально-технического снабжения.

На всех этапах требуется отработка вопросов оповещения руководителей и личного состава сил ГСЭН, взаимодействия с МЧС и другими министерствами и ведомствами, непрерывности управле­ния и устойчивости связи с подчиненными и приданными силами, а также с вышестоящими организациями и другими службами.

В силу специфики деятельности учреждений и специализи­рованных формирований ГСЭН в РСЧС подсистема организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в систе­ме автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) ВСМК предназначена для информационной и интеллекту­альной поддержки руководителей и специалистов ГСЭН при приня­тии решений путем автоматизации следующих ее функций в рамках МК:

- в режиме повседневной деятельности - оперативный анализ ин­
формации о санитарно-эпидемиологической обстановке; разработка
типовых планов решения вопросов санитарно-эпидемиологического
профиля при ликвидации ЧС;

- в режимах повышенной готовности иоперативного управления при ЧС - организация ее деятельности в указанных режимах, науч­но-методическая поддержка вырабатываемых управленческих ре­шений по организации иосуществлению ГСЭН в зонах ЧС.

Такая постановка перечня основных задач по автоматизации информационного обеспечения учитывает классификацию ЧС, кри­терии ЧС для представления донесений в зависимости от их харак­тера, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического профи­ля, алгоритм проведения мероприятий в различных режимахдея­тельности. Схематично конкретный состав задач по отдельным на­правлениям автоматизации информационного обеспечения деятель­ности учреждений и формирований ГСЭН в зонах ЧС из определен­ного набора составляющих:

/. Общие задачи:

• санитарно-эпидемиологические особенности регионов, террито­
рий, объектов; описание стандартных ситуаций развития ЧС и воз­
никновения санитарно-эпидемиологических последствий;

• нормативные и организационно-методические документы, при­
казы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей;

• содержимое гигиенических классификаторов и справочников;
сведения о силах и средствах ГСЭН, выделяемых в состав ВСМК;

• угрозометрическая характеристика наиболее значимых объектов
в соответствии с санитарно-эпидемиологической классификаций
ЧС;

• программы автоматизированной обработки данных о состоянии
элементов окружающей среды, о заболеваемости населения и т.д.;

• типовые планы ликвидации санитарно-эпидемиологических по­
следствий ЧС;

• типовые программы прогнозирования санитарно-
эпидемиологической обстановки при стихийных бедствиях и техно­
генных катастрофах, социально-эпидемиологических неблагополу­
чиях.

//. Частные задачи по этапам деятельности: 1. Прием входной информации:

• сбор сведений о ЧС,

• поиск прецедента,

• наличие сил и средств ГСЭН;

• типовые планы работ;

• проекты документов.

2. Анализ поступившей информации:

• предварительная оценка санитарно-эпидемиологической обста­
новки в зоне ЧС;

• принятие решения об отсутствии или наличии угрозы обострения
санитарно-эпидемиологической обстановки, либо о возникновении

ЧС

3. Организация и проведение силами Роспотребнадзора разведок,
сети наблюдения и лабораторного контроля:

• определение состава сил и средств Роспотребнадзора и СНЛКв
зоне ЧС, маршрутов передвижения групп разведки, точек отбора
проб, обследования эпидемических очагов и зараженных (загряз­
ненных) участков местности;

• установление периодичности, объема, способов получения и пе­
редачи данных о санитарно-эпидемиологической обстановке,

• анализ полученной информации с выдачей санитарно-
эпидемиологического заключения.

4. Участие в ликвидации санитарно-эпидемиологических последст­
вий при различных вариантах развития ЧС:

• сроки и рациональные места развертывания сил и средств Рос­
потребнадзора, маршруты и очередность передвижения, тип транс­
порта;

• направления и пути эвакуации раненых и больных, порядок ме­
дицинского снабжения;

• перечень основных санитарно-противоэпидемических мероприя­
тий, маневр их объемом и видами, силами и средствами;

• санитарно-разъяснительная работа.

5. Переход формирований на режим повседневной деятельности:

• отчет о деятельности специалистов;

• анализ эффективности работы;

• корректировка типовых планов, стандартных ситуаций;

• регистрация и обработка полученных данных.

///. Специфические задачи по типам чрезвычайных си­туаций:

• землетрясения, извержения вулканов, сели, лавины, внезапные
разрушения плотин с образованием волн прорыва, смерчи, ураганы;

• пожары, высокие внешние температуры, засуха, опустынивание
территорий;

• сильный дождь, высокие уровни воды, катастрофические затоп­
ления;

• вредные и экстремальные климатогеографические зоны;

• аварии и катастрофы с выбросом (выпуском) радиоактивных,
химически и биологически опасных веществ;

• аварии на системах жизнеобеспечения (водо- и теплоснабжения,
канализации и др.), резкое ухудшение условий жизни и быта;

• ЛВК, этнические, религиозные и иные конфликты с образовани­
ем значительного числа пострадавших;

• террористические акты с использованием пожароопасных и
взрывчатых веществ, ОХВ, РВ, БС;

• эпидемии, эпизоотии зооантропонозных инфекций.

IV. Учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля:

• учреждения и формирования ГСЭН; •

• лечебно-профилактические учреждения и формирования;

• лаборатории ГСЭН, используемые в системе СНЛК;

• производственные лаборатории;

• учреждения ветеринарной, агробиологической и иных служб,
министерств и ведомств, способные определять опасные для чело­
века факторы физической, химической, биологической и психоген­
ной природы.

Автоматизация информационного обеспечения в рамках указанных задач позволяет обеспечить следующие основные функ­ции автоматизированной обработки потока данных:

- ведение базы данных, расчет основных показателей поражающих
факторов ЧС;

- поиск прецедентов (для конкретных ситуаций по архиву) и поиск
стандартных (типовых) ситуаций;

- представление выходных данных (текстовых, картографических);

- ведение базы данных (БД) стандартных (типовых) санитарно-
эпидемиологических ситуаций;

- ведение БД мероприятий (действия в стандартных ситуациях и
рабочие планы);

- контроль выполнения мероприятий;

- получение сведений об ОХВ (класс опасности, возможные источ­
ники загрязнения, симптомы, органы, системы и пути поражения,
стойкость, быстрота воздействия, агрегатное состояние, цвет, запах,
взрыво- и пожароопасность, действие на организм, антидоты, СИЗ и
МСИЗ, средства нейтрализации, медикаменты первой помощи, ме­
ры первой помощи, сравнительная характеристика плотности, рас-

творимость в воде и других растворителях, показатели токсичности, индикаторы, тип индикатора и т.д.);

- получение сведений о радиоактивных веществах, по нормам и по­
следствиям облучения (расчеты эквивалентных доз облучения орга­
нов и тканей человека, нормы радиационной безопасности, норма­
тивные и организационно-методические документы);

- получение сведений о возбудителях и природных очагах, энде­
мичных районах опасных инфекций, мерах профилактики, локали­
зации и ликвидации эпидемических очагов и т.д.).

Информационное обеспечение комплексов состоит из не­скольких БД, формируемых при решении перечисленных задач, и включает в себя:

- данные о ЧС, описания стандартных (типовых) ситуаций и дейст-

вий, рабочие планы;

- данные по ОХВ, РВ, ПБА, природным очагам опасных инфекций;

- нормативные и организационно-методические документы;

- классификаторы и справочники, необходимые для ведения БД на

ПЭВМ.

Информация о ЧС поступает в течение всего периода ее лик­видации. Для сохранения информации о ЧС за различные даты пре­дусматривается ведение нескольких записей по одной зарегистри­рованной ситуации с различными датами состояния. В этом случае всем записям, относящимся к одной ЧС, автоматически присваива­ется один и тот же номер ситуации.

Работа администратора БД комплекса заключается в под­держке БД в актуальном состоянии и сводится к следующему:

- обеспечение соответствия системных кодов классификаторов,

используемых в БД, системным классификаторам;

- обеспечение сохранности БД;

- ведение справочников и классификаторов;

- обеспечение целостности баз данных комплекса.

Входной информацией для формирования баз данных слу­жат документы:

- входное донесение о ЧС, содержащее оперативные данные и по­
ступающие оперативному дежурному;

- описания стандартных (типовых) ситуаций;

- действия в стандартных ситуациях;

- рабочие планы по ликвидации и локализации ЧС;

- содержимое классификаторов и справочников;

- нормативные и организационно-методические документы;

- приказы, распоряжения, указания вышестоящих руководителей, подлежащие выполнению.

Донесение содержит общие сведения о ЧС (дату и время возникновения, дату состояния, наименование и место ЧС), коли­чество объектов (очагов), дату завершения ликвидации.

Описание стандартной (типовой) ЧС содержит наименова­ния ситуации, агента, типа и вида поражения, болезни и общего описания ситуации, а также отметку о наличии (отсутствии) типово­го плана ликвидации ЧС.

Действия в стандартной ситуации и рабочие планы содер­жат иерархический номер мероприятия, его наименование, даты на­чала и окончания (плановые и фактические), результат работы, ответственного за его исполнение, а также приоритет выполнения работы.

Выходной информацией комплекса помимо просмотра дан­ных на экране монитора являются:

- результаты поиска по запросам (общие запросы к БД, поиск пре­
цедентов ЧС, основных руководящих документов, стандартных си­
туаций для ЧС);

- результаты расчета показателей заболеваемости (интенсивный
показатель заболеваемости (смертности), показатель летальности,
коэффициент очаговости, абсолютный прирост количества забо­
левших, темп прироста количества заболевших с построением ди­
намических рядов, нормированный показатель заболеваемости).

Выходные документы:

- сводка о ЧС, отобранных по запросу;

- распечатка информации об одной ЧС;

- выходное донесение о ЧС;

- распечатка описаний стандартных ситуаций,

- распечатка планов мероприятий;

- справка об ОХВ, РВ, ОБВ или возбудителях опасных инфекцион-

ных заболеваний;

- содержание классификаторов и справочников;

- расчеты эквивалентных доз облучения органов и тканей челове-

ка.

Задача БД ЧС включает следующие основные функции (программы):

- ввод, корректировка и просмотр БД (с поиском прецедентов,

стандартных ситуаций, поиском и формированием планов ме­роприятий);

- печать данных; расчет показателей; корректировка справочников

и классификаторов; слияние баз данных.

Просмотр, заведение и корректировка информации на экране информации ЧС производится по всем разделам выбранной записи на экране содержимого БД:

- идентификационные данные, наименование объекта и пострадав­
шие;

- характеристика и данные о поражении, заражении или загрязне­
нии;

- меры по локализации и ликвидации, характер, масштаб, оценка,
тенденции и причины изменений, данные об условиях.

Процедура слияния баз данных необходима в случае, если данные ЧС были заведены на несвязанных между собой локальной сетью компьютерах, то есть независимо друг от друга. Слияние заключается в последовательном выполнении трех функций:

- определение местоположения БД;

- выверка классификаторов и справочников;

- слияние основной и добавляемой БД.

Формирование описаний ЧС заключается в вводе и коррек­тировке информации по следующим полям БД:

- кодЧС;

- наименование агента воздействия;

- наименование типа объекта поражения (люди, животные или

растения);

- наименование вида объекта поражения (заражения, загрязнения);

- наименование болезни;

- описание.

В ВСМК Минздравсоцразвития России используются сле­дующие пути программной реализации основных функций управле­ния по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям в ЧС:

В режиме повседневной деятельности:

- оперативный анализ информации по зоне ответственности с оцен­
кой риска возникновения ЧС по данным об объектах, контролируе­
мых ТУ Роспотребнадзора, о заболеваемости населения, о проис­
шедших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, осложняю­
щих санитарно-эпидемиологическую обстановку, о готовности сил
и средств к действиям в режимах повышенной готовности и опера­
тивного управления;

- подготовка, прием и выдача документов, таблиц, карт и схем;
прием сообщений о ЧС и об авариях, осложняющих санитарно-

эпидемиологическую обстановку; подготовка отчетов и распоряже­ний; формирование схем, тематических и прогнозных карт обста­новки на контролируемых территориальных единицах;

- разработка типовых планов ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий ЧС, вариантов развития общей,
медико-санитарной и санитарно-эпидемиологической обстановки;
динамики санитарно-эпидемиологических последствий стихийных
бедствий и катастроф в зоне ответственности органов и учреждений
Роспотребнадзора; организация и ведение типовых описаний ЧС и
планов работ.

- совершенствование наполнения задач, учет и работа с норматив­
ными правовыми и информационно-методическими документами
Роспотребнадзора, учет данных заболеваемости; контроль за обста­
новкой на ПОО, влияющих на осложнение санитарно-
эпидемиологической обстановки; учет сил и средств Роспотребнад­
зора, учет и анализ готовности учреждений к работе в режиме ЧС,
учет и организация их деятельности в режиме повседневной дея­
тельности; учет и организация деятельности в режиме повышенной
готовности и ЧС, оценку эффективности проводимых мероприятий
по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; регистрацию и
обработку данных о биолого-социальных неблагополучиях и чрез­
вычайных ситуациях, требующих при ликвидации санитарно-
эпидемиологических последствий участия формирований Роспот­
ребнадзора;

- выбор вариантов заблаговременного проведения мероприятий за­
щиты от факторов ЧС, осложняющих санитарно-
эпидемиологическую обстановку.

Режимы повышенной готовности и чрезвычайной си­туации:

- корректировка и уточнение планов санитарно-
противоэпидемического обеспечения;

- прогнозирование и оценка санитарно-эпидемиологических и ме­
дико-санитарных последствий ЧС;

- выбор варианта сценария работы органов Роспотребнадзора в со­
ставе ВСМК;

- анализ и оценка текущей управленческой ситуации по условиям
протекания ЧС, данным о ходе ликвидации ЧС и о действиях сил и
средств ГСЭН

Задачи информационно-аналитического обеспечения пред­назначены для информационной и интеллектуальной поддержки

руководителей ВСМК и ГСЭН при принятии решений путем авто­матизации функций обработки поступающей информации, выработ­ки управленческих решений в рамках МК в установленных режимах деятельности и обеспечивают:

- оперативный анализ информации о зонах радиоактивного, хими­
ческого или биологического заражения, об эпидемических очагах
опасных инфекций;

- формирование описаний стандартных (типовых) ситуаций при
радиационных и химических авариях, стихийных бедствиях, сани­
тарно-эпидемиологических неблагополучиях и действий по ним;

- планирование и контроль исполнения мероприятий;

- информацию по РВ, ОХВ, ПБА, психогенных воздействиях;

- поиск нормативных и организационно-методических документов;

- ведение различных справочников и классификаторов;

- решение вспомогательных задач по обеспечению справочной ин­
формацией и работе с документами, обеспечению приема и переда­
чи информации по коммутируемым каналам связи общего пользо­
вания в зонах ЧС.

Учет и отчетность по основным показателям деятельности специализированных формирований ГСЭН, включенных в состав ВСМК, ведутся согласно требованиям соответствующих приказов Минздравсоцразвития России.

Наши рекомендации