КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. дисциплина Биологическая статистика- BS2220

Силлабус

дисциплина Биологическая статистика- BS2220

специальность 051102 «Общественное здравоохранение»

Курс - третий Семестр VІ  
Всего - 1 кредит (45 часов)    
Лекции - 5 часов    
Практические занятия - 10 часов    
СРСП - 7 часов    
Всего аудиторных - 22 часа    
Самостоятельная работа - 23 часа    
Форма контроля: - экзамен  

Алматы, 2013

Силлабус составлен доцентом Аймахановой А.Ш. и старшим преподавателем Раманкуловой А.А. на основе Типовой программы дисциплины, утвержденной ТОО «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки». Протокол №5 от 20.03.09г.

Силлабус обсужден на заседании модуля

от «____» _____ 2013 г., протокол №____.

Руководитель модуля, профессорНурмаганбетова М.О.

1. Общие сведения:

Наименование вуза - Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Модуль - Медицинская биофизика и биостатистика
Дисциплина - «Биологическая статистика», код дисциплины BS2220
Специальность - 051102 - «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов - 1 кредит (45 ч)
Курс и семестр изучения - 3 курс, 6 семестр

Сведения о преподавателях модуля:

Аймаханова Айзат Шалхаровна - доцент
Раманкулова Алима Абдрамбековна - старший преподаватель
Исмаилова Мадина Маликовна - старший преподаватель

Контактная информация:

Модуль медицинской биофизики и биостатистики находится по адресу ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2, второй этаж (правое крыло), тел. 2926986 внутренние номера 190, 219.

Политика дисциплины.

Студенты обязаны:

- посещать лекции, практические занятия без опозданий, в халатах;

- не пропускать занятия без уважительной причины, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни, предоставить разрешение с деканата на отработку пропущенных занятий;

- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем;

- все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;

- все виды работ должны быть сданы в установленные сроки;

- работы, сданные позже установленного срока не расматриваются;

- студенты, не набравшие 30 баллов (50%) за семестр, не сдавшие все контрольные работы и рубежные контроли, к экзамену не допускаются.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

В здравоохранении и клинической медицине часто используются различные статистические концепции при принятии решений по таким вопросам, как клинический диагноз, прогнозирование возможных результатов осуществления тех или иных программ в данной группе населения, прогнозирование течения заболевания у отдельного больного; выбор соответствующей программы для данной группы населения или выбор лечения для конкретного больного и т.п. Статистика находит повседневное применение в лабораторной практике. Знание статистики стало важным для понимания и критической оценки сообщений в современных медицинских публикациях. Таким образом, знание принципов статистики абсолютно необходимо для планирования, проведения и анализа исследований, посвященных оценке различных ситуаций и тенденций в здравоохранении, а также для выполнения научных исследований в области медицинской биологии, клиники и здравоохранения.

Биостатистика – научная отрасль, связанная с разработкой и использованием статистических методов в научных исследованиях в медицине, здравоохранении и эпидемиологии.

Внедрение в практику принципов доказательной медицины диктует современному выпускнику медицинских вузов необходимость понимания биостатистики.

Силлабус по биостатистике включает в себя основы теории статистики и организации исследования, основы дисперсионного, корреляционного, регрессионного анализов, основы теории планирования эксперимента.

Необходимость повышения культуры статистического анализа биологических и медицинских данных, как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности организатора общественного здравоохранения диктуется, прежде всего, современными достижениями в вопросах представления и системизации данных компьютерными средствами. Студенту особенно важно уметь использовать статистические профессиональные пакеты прикладных программ SAS, SPSS, универсальный пакет Statisticа, и адекватно интерпретировать полученные результаты.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Ø Формировать теоретические основы биостатистики.

Ø Формировать навыки применения методов статистической обработки.

Ø Выработать у студентов умение проводить математический анализ прикладных задач.

Ø Формировать и развивать аналитические способности при работе с профессиональной литературой.

Ø Совершенствовать навыки межличностного общения, умение работать в команде.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

· формирование основы знаний о методах биологической статистики;

· формирование основных навыков применения статистических методов анализа для обработки данных.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате усвоения курса “Биологической статистики”

студент должен знать:

· типы данных и способы их представления;

· измерительные шкалы;

· критерии соответствия и согласия;

· типы систематических ошибок и их оценку в исследованиях;

· свойства закона нормального распределения признаков;

· дисперсионный анализ;

· корреляционную зависимость;

· коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

· непараметрические критерии проверки гипотез;

· t критерии Стьюдента;

· основные критерии эпидемиологического анализа, эпидемиологические показатели;

· этапы медико-биологического эксперимента, планирование;

· компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistica, SAS.

уметь:

· применять статистические методы обработки данных;

· оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;

· отбирать единицы для выбранной совокупности;

· определить статистические ряды распределения и оценить их соответствие теоретическим законам распределения;

· оценить их точность и надежность;

· определить доверительные интервалы по числовым характеристикам, мощность критерия;

· применять основные методы однофакторного дисперсионного анализа;

· проверять статистические гипотезы;

· вычислять выборочный коэффициент корреляции;

· получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего;

· интерпретировать полученные результаты;

· работать с прикладными пакетами программ Statistica.

владеть навыками:

· работы с прикладными пакетами программ Statistica,

· работы с t –критерием Стьюдента.

2.5 Пререквизиты: математика, информатика, медицинская биофизика.

2.6 Постреквизиты:

1. общественное здравоохранение,

2. эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней,

3. основы доказательной медицины.

Краткое содержание дисциплины

Введение в предмет «Биологическая статистика». Выборочный метод. Основы теории проверки статистических гипотез. Оценка параметров генеральной совокупности. Основы дисперсионного анализа. Статистические методы в эпидемиологическом анализе. Анализ выживаемости. Элементы теории корреляционно-регрессионного анализа. Планирование и проведение медико-биологического исследования. Работа со статистическими пакетами прикладных программ SPSS, Statistica и SAS.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СРСП И СРС.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ:

№ п\п Тема Форма проведения Продолжи-тельность в часах
Введение. Основы биостатистики. Предмет и задачи биостатистики. Роль ученых Р. Фишера, К. Пирсона, Ф.Гальтона в развитии биометрики. Классификация, сбор и графическое представление данных. Виды данных. Количественные и качественные данные. Виды измерительных шкал. Нормальное распределение и его параметры. Информа-ционное сообщение в форме презентации
Основы теории проверки статистических гипотез. Параметрические методы. Статистические гипотезы, применительно к медико-биологическим исследованиям. Два рода ошибок. Уровень значимости. Мощность критерия. Статистические критерии. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. Информа-ционное сообщение в форме презентации
Основы теории проверки статистических гипотез. Непараметрические методы. Непараметрические критерии. Условия использования критериев. Критерий Манна-Уитни. Критерий Уилкоксона. Критерии согласия Хи-квадрат Пирсона, Колмогорова-Смирнова. Информа-ционное сообщение в форме презентации
Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. Основные понятия и методика дисперсионного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Общая, факторная и остаточная дисперсия. Применение дисперсионного анализа в общественном здравоохранении. Информа-ционное сообщение в форме презентации
Планирование и организация статистических исследований. Этапы медико-биологического эксперимента. Выбор статистического метода обработки данных. Использование современной информационно-вычислительной техники в биостатистике. Классификация статистических пакетов и современные требования к ним. Информа-ционное сообщение в форме презентации
Итого:  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:

№ п/п Тема Форма проведения Продолжи-тельность в часах
Выборочный метод. Статистическая группировка, сводка и представление данных. Вычисление арифметической средней, среднего квадратического отклонения, стандартной ошибки. Представление статистических данных в виде полигона, гистограммы частот, диаграммы. Тестовый контроль по теме «Выборочный метод». Практические навыки, активные методы обучения
Проверка статистических гипотез. Параметрические методы. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Проверка нулевой гипотезы Но при конкурирующей гипотезе H1. Критерий Стьюдента: назначение, формула для вычисления и ограничения. Таблица критических значений t-критерия. Сравнение независимых групп. Решение ситуационной задачи. Практические навыки, активные методы обучения
Непараметрические методы. Непараметрический аналог критерия Стьюдента: критерий Манна – Уитни. Контрольная работа. Практические навыки, активные методы обучения
Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Суммы квадратов отклонений. Общая, факторная и остаточная дисперсии.Метод однофакторного дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Тестовый контроль. Практические навыки, активные методы обучения
Рубежный контроль № 1.  
Линейная регрессия. Оценка параметров по методу наименьших квадратов. Уравнение линейной регрессии. Проверка гипотез о параметрах уравнения регрессии. Решение ситуационной задачи. Практические навыки, активные методы обучения
Линейная корреляция. Линейная корреляция. Коэффициент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционно-регрессионный анализ в среде Statistica. Статистическая значимость корреляции. Тестовый контроль Практические навыки, активные методы обучения
Работа с пакетами прикладных программ. Создание базы данных в пакете прикладных программ Statistica, БИОСТАТ. Практические навыки, активные методы обучения
Рубежный контроль № 2.  
Итого:  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП):

№ п/п Тема Форма проведения Продолжи-тельность в часах
Оценка параметров генеральной совокупности. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью выборочного метода. Ошибки статистического наблюдения. Доверительный интервал. Коллективное обсуждение
Сравнение двух групп. Статистический анализ медико-биологических данных. Парный критерий Стьюдента. Наблюдение до и после эксперимента. Ошибки в использовании критерия Стьюдента. Статистический анализ медико-биологических данных с применением критерия Стьюдента. Коллективное обсуждение
Непараметрические методы. Непараметрический аналог парного критерия Стьюдента. Сравнение наблюдений до и после лечения: Критерий Уилкоксона. Коллективное обсуждение
Проверка гипотезы о виде распределения. Критерии согласия: Хи-квадрат Пирсона. Таблица критических значений χ2. Коллективное обсуждение
Однофакторный дисперсионный анализ. Однофакторный дисперсионный анализ в случае разного числа испытаний на различных уровнях. Дисперсионный анализ в среде Statistica. Коллективное обсуждение
Линейная регрессия. Проверка гипотез о параметрах уравнения регрессии. Коллективное обсуждение
Линейная корреляция. Корреляционно-регрессионный анализ в среде Statistica. Статистическая значимость корреляции. Коллективное обсуждение
  Итого:  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН самостоятельной работы студентов:

Наши рекомендации