КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. дисциплина Биологическая статистика- BS2220
Силлабус
дисциплина Биологическая статистика- BS2220
специальность 051102 «Общественное здравоохранение»
Курс | - | третий | Семестр VІ |
Всего | - | 1 кредит (45 часов) | |
Лекции | - | 5 часов | |
Практические занятия | - | 10 часов | |
СРСП | - | 7 часов | |
Всего аудиторных | - | 22 часа | |
Самостоятельная работа | - | 23 часа | |
Форма контроля: | - | экзамен |
Алматы, 2013
Силлабус составлен доцентом Аймахановой А.Ш. и старшим преподавателем Раманкуловой А.А. на основе Типовой программы дисциплины, утвержденной ТОО «Республиканский центр инновационных технологий медицинского образования и науки». Протокол №5 от 20.03.09г.
Силлабус обсужден на заседании модуля
от «____» _____ 2013 г., протокол №____.
Руководитель модуля, профессорНурмаганбетова М.О.
1. Общие сведения:
Наименование вуза | - | Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова |
Модуль | - | Медицинская биофизика и биостатистика |
Дисциплина | - | «Биологическая статистика», код дисциплины BS2220 |
Специальность | - | 051102 - «Общественное здравоохранение» |
Объем учебных часов | - | 1 кредит (45 ч) |
Курс и семестр изучения | - | 3 курс, 6 семестр |
Сведения о преподавателях модуля:
Аймаханова Айзат Шалхаровна | - | доцент |
Раманкулова Алима Абдрамбековна | - | старший преподаватель |
Исмаилова Мадина Маликовна | - | старший преподаватель |
Контактная информация:
Модуль медицинской биофизики и биостатистики находится по адресу ул. Богенбай батыра 151, учебный корпус №2, второй этаж (правое крыло), тел. 2926986 внутренние номера 190, 219.
Политика дисциплины.
Студенты обязаны:
- посещать лекции, практические занятия без опозданий, в халатах;
- не пропускать занятия без уважительной причины, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни, предоставить разрешение с деканата на отработку пропущенных занятий;
- пропущенные занятия отрабатывать в определенное время, назначенное преподавателем;
- все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены соответственно требованиям;
- все виды работ должны быть сданы в установленные сроки;
- работы, сданные позже установленного срока не расматриваются;
- студенты, не набравшие 30 баллов (50%) за семестр, не сдавшие все контрольные работы и рубежные контроли, к экзамену не допускаются.
ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
В здравоохранении и клинической медицине часто используются различные статистические концепции при принятии решений по таким вопросам, как клинический диагноз, прогнозирование возможных результатов осуществления тех или иных программ в данной группе населения, прогнозирование течения заболевания у отдельного больного; выбор соответствующей программы для данной группы населения или выбор лечения для конкретного больного и т.п. Статистика находит повседневное применение в лабораторной практике. Знание статистики стало важным для понимания и критической оценки сообщений в современных медицинских публикациях. Таким образом, знание принципов статистики абсолютно необходимо для планирования, проведения и анализа исследований, посвященных оценке различных ситуаций и тенденций в здравоохранении, а также для выполнения научных исследований в области медицинской биологии, клиники и здравоохранения.
Биостатистика – научная отрасль, связанная с разработкой и использованием статистических методов в научных исследованиях в медицине, здравоохранении и эпидемиологии.
Внедрение в практику принципов доказательной медицины диктует современному выпускнику медицинских вузов необходимость понимания биостатистики.
Силлабус по биостатистике включает в себя основы теории статистики и организации исследования, основы дисперсионного, корреляционного, регрессионного анализов, основы теории планирования эксперимента.
Необходимость повышения культуры статистического анализа биологических и медицинских данных, как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности организатора общественного здравоохранения диктуется, прежде всего, современными достижениями в вопросах представления и системизации данных компьютерными средствами. Студенту особенно важно уметь использовать статистические профессиональные пакеты прикладных программ SAS, SPSS, универсальный пакет Statisticа, и адекватно интерпретировать полученные результаты.
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Ø Формировать теоретические основы биостатистики.
Ø Формировать навыки применения методов статистической обработки.
Ø Выработать у студентов умение проводить математический анализ прикладных задач.
Ø Формировать и развивать аналитические способности при работе с профессиональной литературой.
Ø Совершенствовать навыки межличностного общения, умение работать в команде.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
· формирование основы знаний о методах биологической статистики;
· формирование основных навыков применения статистических методов анализа для обработки данных.
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате усвоения курса “Биологической статистики”
студент должен знать:
· типы данных и способы их представления;
· измерительные шкалы;
· критерии соответствия и согласия;
· типы систематических ошибок и их оценку в исследованиях;
· свойства закона нормального распределения признаков;
· дисперсионный анализ;
· корреляционную зависимость;
· коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
· непараметрические критерии проверки гипотез;
· t критерии Стьюдента;
· основные критерии эпидемиологического анализа, эпидемиологические показатели;
· этапы медико-биологического эксперимента, планирование;
· компьютерные статистические программы: пакет прикладных программ SPSS, Statistica, SAS.
уметь:
· применять статистические методы обработки данных;
· оценивать надежность и достоверность измерений в биостатистике, определять статистическую значимость различий;
· отбирать единицы для выбранной совокупности;
· определить статистические ряды распределения и оценить их соответствие теоретическим законам распределения;
· оценить их точность и надежность;
· определить доверительные интервалы по числовым характеристикам, мощность критерия;
· применять основные методы однофакторного дисперсионного анализа;
· проверять статистические гипотезы;
· вычислять выборочный коэффициент корреляции;
· получать результирующую таблицу: число случаев, среднее, стандартная ошибка, ошибка среднего;
· интерпретировать полученные результаты;
· работать с прикладными пакетами программ Statistica.
владеть навыками:
· работы с прикладными пакетами программ Statistica,
· работы с t –критерием Стьюдента.
2.5 Пререквизиты: математика, информатика, медицинская биофизика.
2.6 Постреквизиты:
1. общественное здравоохранение,
2. эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней,
3. основы доказательной медицины.
Краткое содержание дисциплины
Введение в предмет «Биологическая статистика». Выборочный метод. Основы теории проверки статистических гипотез. Оценка параметров генеральной совокупности. Основы дисперсионного анализа. Статистические методы в эпидемиологическом анализе. Анализ выживаемости. Элементы теории корреляционно-регрессионного анализа. Планирование и проведение медико-биологического исследования. Работа со статистическими пакетами прикладных программ SPSS, Statistica и SAS.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, СРСП И СРС.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ:
№ п\п | Тема | Форма проведения | Продолжи-тельность в часах |
Введение. Основы биостатистики. Предмет и задачи биостатистики. Роль ученых Р. Фишера, К. Пирсона, Ф.Гальтона в развитии биометрики. Классификация, сбор и графическое представление данных. Виды данных. Количественные и качественные данные. Виды измерительных шкал. Нормальное распределение и его параметры. | Информа-ционное сообщение в форме презентации | ||
Основы теории проверки статистических гипотез. Параметрические методы. Статистические гипотезы, применительно к медико-биологическим исследованиям. Два рода ошибок. Уровень значимости. Мощность критерия. Статистические критерии. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. t-критерий Стьюдента для анализа биомедицинских данных. | Информа-ционное сообщение в форме презентации | ||
Основы теории проверки статистических гипотез. Непараметрические методы. Непараметрические критерии. Условия использования критериев. Критерий Манна-Уитни. Критерий Уилкоксона. Критерии согласия Хи-квадрат Пирсона, Колмогорова-Смирнова. | Информа-ционное сообщение в форме презентации | ||
Дисперсионный анализ в медицине и здравоохранении. Основные понятия и методика дисперсионного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Общая, факторная и остаточная дисперсия. Применение дисперсионного анализа в общественном здравоохранении. | Информа-ционное сообщение в форме презентации | ||
Планирование и организация статистических исследований. Этапы медико-биологического эксперимента. Выбор статистического метода обработки данных. Использование современной информационно-вычислительной техники в биостатистике. Классификация статистических пакетов и современные требования к ним. | Информа-ционное сообщение в форме презентации | ||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:
№ п/п | Тема | Форма проведения | Продолжи-тельность в часах |
Выборочный метод. Статистическая группировка, сводка и представление данных. Вычисление арифметической средней, среднего квадратического отклонения, стандартной ошибки. Представление статистических данных в виде полигона, гистограммы частот, диаграммы. Тестовый контроль по теме «Выборочный метод». | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Проверка статистических гипотез. Параметрические методы. Проверка гипотез о параметрах нормально распределенных совокупностей. Проверка нулевой гипотезы Но при конкурирующей гипотезе H1. Критерий Стьюдента: назначение, формула для вычисления и ограничения. Таблица критических значений t-критерия. Сравнение независимых групп. Решение ситуационной задачи. | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Непараметрические методы. Непараметрический аналог критерия Стьюдента: критерий Манна – Уитни. Контрольная работа. | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Дисперсионный анализ. Метод однофакторного дисперсионного анализа. Статистические гипотезы, проверяемые с помощью дисперсионного анализа. Суммы квадратов отклонений. Общая, факторная и остаточная дисперсии.Метод однофакторного дисперсионного анализа. F-критерий Фишера. Тестовый контроль. | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Рубежный контроль № 1. | |||
Линейная регрессия. Оценка параметров по методу наименьших квадратов. Уравнение линейной регрессии. Проверка гипотез о параметрах уравнения регрессии. Решение ситуационной задачи. | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Линейная корреляция. Линейная корреляция. Коэффициент корреляции Пирсона. Сила и характер связи между параметрами. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляционно-регрессионный анализ в среде Statistica. Статистическая значимость корреляции. Тестовый контроль | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Работа с пакетами прикладных программ. Создание базы данных в пакете прикладных программ Statistica, БИОСТАТ. | Практические навыки, активные методы обучения | ||
Рубежный контроль № 2. | |||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП):
№ п/п | Тема | Форма проведения | Продолжи-тельность в часах |
Оценка параметров генеральной совокупности. Оценка параметров генеральной совокупности с помощью выборочного метода. Ошибки статистического наблюдения. Доверительный интервал. | Коллективное обсуждение | ||
Сравнение двух групп. Статистический анализ медико-биологических данных. Парный критерий Стьюдента. Наблюдение до и после эксперимента. Ошибки в использовании критерия Стьюдента. Статистический анализ медико-биологических данных с применением критерия Стьюдента. | Коллективное обсуждение | ||
Непараметрические методы. Непараметрический аналог парного критерия Стьюдента. Сравнение наблюдений до и после лечения: Критерий Уилкоксона. | Коллективное обсуждение | ||
Проверка гипотезы о виде распределения. Критерии согласия: Хи-квадрат Пирсона. Таблица критических значений χ2. | Коллективное обсуждение | ||
Однофакторный дисперсионный анализ. Однофакторный дисперсионный анализ в случае разного числа испытаний на различных уровнях. Дисперсионный анализ в среде Statistica. | Коллективное обсуждение | ||
Линейная регрессия. Проверка гипотез о параметрах уравнения регрессии. | Коллективное обсуждение | ||
Линейная корреляция. Корреляционно-регрессионный анализ в среде Statistica. Статистическая значимость корреляции. | Коллективное обсуждение | ||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН самостоятельной работы студентов: