А. Интерпретация основных понятий

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологический раздел

Формулировка и обоснование проблемы исследования.

На сегодняшний день в нашей стране так и не создана эффективная система медицинского обязательного страхования, при которой можно было бы реально выбрать ту или иную медицинскую организацию, лечащего врача и.т.д. Многие положения просто не выполняются. Уровень медицинских услуг очень сильно различается по регионам. В крупных мегаполисах дела обстоят лучше, в сельской местности уровень технической оснащенности и наличие необходимых узких специалистов остается низким.

Одной из причин такого положения дел является игнорирование частных медицинских организаций как полноценных участников рынка. Подавляющее большинство местных руководителей уделяют внимание исключительно муниципальной системе здравоохранения, считая ее самой удачной и способной на должном уровне обеспечить все виды медицинской помощи. При этом главным аргументом становится «бесплатность» медицинских услуг. С другой стороны, коммерциализация здравоохранения в России становится все более явной. Платные услуги присутствуют и в государственных медицинских учреждениях. В поликлиниках и больницах присутствуют платные кабинеты специалистов, так же деньги взимаются за обычные процедуры, хотя они подразумеваются бесплатными. Уровень лечения на коммерческой основе как правило практически ничем не отличается от бесплатного государственного. Поскольку платность услуг позволяет лишь повысить техническую оснащенность и создать дополнительную материальную базу для развития коммерческого медицинского учреждения. И в этом случае потребители не ощущают большой разницы в качестве обслуживания. Не редки случаи, когда потребитель обращается в платную медицинскую клинику лишь за проведением специфической процедуры или обследования, а полноценное разъяснение и показания к лечению получает в бесплатном медицинском учреждении по месту жительства.

Но стоит уделить внимание и такому факту, что среди потребителей есть и те, кто не желает сидеть в очередях и ждать результатов по нескольку дней, и готовы за это заплатить. Такие люди зачастую и являются постоянными клиентами платных клиник. Поскольку в коммерческих организациях, в силу более мощной финансовой базы, присутствует более современное медицинское оборудование.

Есть и те, кто считает, что платные услуги более качественные, в силу материального подкрепления.

В целом, проблема имеет национальные масштабы, поскольку разрушается система подготовки врачей и система бесплатного здравоохранения.

То есть вследствие более высокой (примерно в 4 раза!) оплате труда врачей первичного звена – терапевтов, сохраняется низкая оплата труда узкого (более квалифицированного специалиста). Уже проявляются негативные последствия: учитывая низкие зарплаты, узкие специалисты стараются устроиться в коммерческие медицинские учреждения. В некоторых медвузах уже сократилось количество желающих продолжать обучение по узкой специализации. Некоторые узкие специалисты переквалифицируются в терапевты. Рушится главное звено в государственной системе медицинских услуг.

В связи с этим, медицина, а именно узкая специализация, переходит в коммерческие структуры, значительно увеличивая долю платных услуг, с которыми все чаще сталкивается население.

В настоящее время правительством РФ подготовлен законопроект, который имеет форму федерального закона, т. е. в случае принятия будет действовать по всей стране. Суть его состоит в переводе части госучреждений на самоокупаемость в целях экономии государственного и местных бюджетов. Больницы, школы и музеи должны будут изыскивать средства к существованию самостоятельно – частично или полностью. Таким образом, предвидя в будущем значительные трудности с наполняемостью бюджета, государство стремится снять с себя значительную часть социальных обязательств.

Объект исследования -Потребители медицинских услуг.

Предмет исследования – Мотивация выбора формы медицинских услуг.

Цель и задачи исследования: Целью данного исследования является выработка рекомендаций по улучшению деятельности бесплатной и платной медицины.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить структуру мотивации и главные мотивы выбора тех или иных медицинских услуг

2. Выявить отношение потребителей к платной и бесплатной медицине.

3. Выяснить какому виду медицинских услуг потребитель отдает предпочтение.

Основная гипотеза– услуги коммерческих медицинских учреждений более популярные, нежели услуги государственных медицинских учреждений.

Вспомогательные:

Потребитель готов платить за более качественное обслуживание.

Потребитель не сомневается в квалификации специалистов, работающих в коммерческих структурах.

Главное, что смущает потребителя в бесплатной медицине – это уровень обслуживания.

Анализ основных понятий

А. Интерпретация основных понятий

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребительское поведение — совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.

Качество- совокупность свойств объекта, удовлетворяющих в той или иной степени определённые потребности субъекта.

Медицина — область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей.

Система здравоохранения –отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Обслуживание - это любое действие, совершаемое одной стороной для другой стороны, имеющее нематериальный характер и не приводящее к возникновению права собственности на что бы то ни было. Обслуживание может быть, а может и не быть связано с физическим продуктом.

Услуга — совершённое одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.

Система качества обслуживания потребителей –совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителей.

Потребительское предпочтение –процесс сравненияопределенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности.

Наши рекомендации