Массаж и гимнастика
Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на ЦНС, благодаря чему улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем.
Мощный тактильный раздражитель, каким бывает массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.
В детском массаже используют все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, легкие ударные приемы, некоторые методики точечного массажа.
Массаж оказывает различное воздействие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы (успокаивают нервную систему), а поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Массаж также дифференцировано воздействует на мышцы: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, а поколачивание и пощипывание — сокращение.
При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа в первые месяцы жизни сухая, тонкая, легкоранимая. Из-за этого вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), а потом
постепенно можно вводить и другие методики [растирание, легкие ударные приемы (поколачивание 1-2 пальцами), разминание], медленно увеличивать интенсивность и длительность процедуры.
К основным приемам ручного массажа относят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Кроме основных приемов массажа, в детской практике применяют и некоторые вспомогательные (табл. 3-5).
Таблица 3-5.Приемы массажа
Основной прием Вспомогательный прием
Поглаживание:
плоскостное Граблеобразные движения
обхватывающее Глажение
Растирание: Пиление
плоскостное Пересекание
обхватывающее Штрихование
Разминание Накатывание
Разминание разнонаправленное («косичка»)
Вибрация Сотрясение
Пунктирование («пальцевой душ»)
Похлопывание
Рубление
«Массажные приемы» выполняют ладонной или тыльной поверхностью кисти, а также подушечками ногтевых фаланг пальцев.
С возраста 3-4 мес классический массаж целесообразно сочетать с отдельными приемами сегментарного массажа, действующего направленно.
Некоторые авторы рекомендуют проводить массаж в следующей последовательности: спина, поясничная область, шея и воротниковая область, ягодицы и тазобедренный сустав, бедра, нижние конечности, массаж груди и плечевых суставов, массаж верхних конечностей (рис. 3-1).
(Рис. 3-1. Последовательность выполнения "Массажа