Профилактики в эпидемических очагах
Для создания прочного и длительного специфического иммунитета у людей в условиях возникновения эпидемического очага, а также для обеспечения быстрой иммунологической перестройки у людей, подвергшихся заражению, необходимо комплексное проведение специфической и экстренной профилактики.
При проведении прививочных мероприятий в условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций необходимо также учитывать изменения закономерностей иммунологической реакции организма на прививочные препараты в результате облучения и других факторов воздействия. При этом, как правило, наблюдается снижение естественной резистентное™ организма и угнетение иммунологической реактивности, что повышает роль и значение средств экстренной профилактики. Однако, облучение сказывается менее существенно на иммуногенезе, возникающем в результате вакцинации, проведенной до облучения.
Восстановление иммунологической реактивности организма до адекватного ответа на антигенное раздражение наблюдается через разные сроки после выздоровления от лучевой болезни (1-3 мес).
При проведении предохранительных прививок в условиях радиационного поражения, руководствуются следующими положениями:
- при облучении в дозах до 1 Гр, вызывающем лучевую ре
акцию и не приводящем к возникновению лучевой болезни, ком
плексная иммунизация может быть проведена в любые сроки после
радиационного воздействия; в этих условиях эффективность ее не
снижается, а реактогенность остается в допустимых пределах;
- при облучении в дозах 1-2 Гр, вызывающих острую луче
вую болезнь (ОЛБ) легкой степени тяжести, комплексная вакцина
ция безвредна и эффективна при проведении ее в открытый период,
т.е. в течение 2-3 недель после облучения, и в период восстановле
ния; иммунизация в период разгара лучевой болезни нецелесооб
разна, так как утяжеляет заболевание и не сопровождается форми
рованием напряженного иммунитета;
- при облучении в дозах 2-4 Гр, вызывающем ОЛБ средней
тяжести, комплексная иммунизация допустима в скрытый период
болезни, т.е. в течение 1 -2 недель после облучения, и в период вос
становления;
- при облучении в дозах 4 Гр, вызывающем ОЛБ тяжелой и
крайне тяжелой степени тяжести, комплексная иммунизация проти
вопоказана во все периоды заболевания, она может быть проведена
только после полного клинического выздоровления,
- профилактическое введение табельного радиопротектора
цистамина не снижает эффективность вакцинации и не является
противопоказанием для проведения комплексной иммунизации.
Иммунитет, сформировавшийся до облучения, практически не снижается при последующем воздействии радиации.
5.12. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение
пострадавшего населения, эвакуируемого из районов
стихийных бедствий, аварий и катастроф
В зависимости от масштаба и характера катастрофы население может нуждаться в эвакуации из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возврата на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляет период его эвакуации и первые дни временного размещения в безопасных зонах с учетом возможности санитарно-эпидемиологических осложнений. Создание мобильных комплексов средств первичного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях направлено на решение этой проблемы на первых этапах ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и
катастроф.
Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в эпидемических очагах, которыми в основном являются города, и продолжается на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированного
населения.
Зоной эвакуации определяется территория за пределами границ возможных разрушений или загрязнении вредными веществами, установленных в районе ЧС.
Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения и пораженных из мест возможных сильных разрушений, загрязнении территории, а также зон возможного катастрофического затопления.
При планировании эвакуации населения определяются численность пострадавшего населения в районах катастроф, выводимого пешим порядком и вывозимого на транспорте, очередность и сроки его вывода, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности вывода или вывоза людей и их размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется по группам. Такое распределение на группы необходимо учитывать при проведении противоэпидемических мероприятий.
Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает при см и временное (от 3 до 45 суток) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально-бытового, медицин ского, социально-правового обеспечения.
Основными санитарно-гигиеническими и противоэпидеми-мескими мероприятиями при эвакуации пострадавшего населении и инфекционных больных являются:
- выявление на сборных эвакуационных пунктах (СЭ11) ин«
фекционных больных и подозрительных на инфекционные заболе«
вания, изоляция их и направление в инфекционный стационар,
- проведение экстренной профилактики (по показаниям),
- организация на путях эвакуации и местах расселения по»
страдавших, инфекционных изоляторов и оборудование помещений
для полной санитарной обработки населения и контактных лиц, 䧫
шнфекции одежды и обуви,
- контроль за организацией питания,
- контроль за качеством воды, поступающей для СЭИои, ме
дицинских учреждений,
- контроль за временным размещением пострадавшего HiCi»
ления.
Руководство эвакуацией осуществляют штабы МЧС адмиии стративных территорий. Для практического осуществления мсро» приятии по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП). В обязанности комиссии входят, учет населения, подлежащего эвакуации, учет и распредели ние транспортных средств, разработка вопросов материильно технического и других видов обеспечения; разработка документов и обеспечение ими всех подчиненных эвакуационных органов, и т ч лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений; определение сроков эвакуации, организация лечебной по мощи и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемич» ских мероприятий среди населения в период эвакуации.
Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора, pet и страции эвакуируемого населения, отправки его на пункты посадк* При определении количества СЭП и мест их размещения учитываю численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удиС ство сбора и отправки людей. При вывозе людей транспортным средствами СЭП размещают вблизи железнодорожных станции
пристаней, автостанций, аэродромов, сохранившихся в районах катастроф.
Санитарно-эпидемиологическая служба и органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и местах расселения.
В период эвакуации в санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение эвакуируемого населения следует включать:
- организацию контроля за поддержанием удовлетворитель
ного санитарного состояния мест и помещений временного пребы
вания эвакуированного населения, изоляторов для размещения ин
фекционных больных;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил
снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов, пред
назначенных для эвакуируемых;
- обеспечение населения индивидуальными средствами обез
зараживания воды;
- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление
инфекционных больных и их госпитализацию;
- контроль за организацией банно-прачечного обслуживания
населения в местах его расселения;
- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за удалением
и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах
движения и в районах расселения.
При этом следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно варьировать в зависимости от конкретных местных условий и возможностей, к которым относятся:
- коммунальное благоустройство;
- санитарное состояние населенных пунктов;
- иммунный статус населения;
- инфекционная заболеваемость среди пострадавшего насе
ления;
- укомплектованность медицинскими кадрами;
- коечная сеть инфекционных больных, в том числе и резер
вы для ее дополнительного развертывания;
- количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п.
Перечисленными сведениями должна постоянно располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно-эпидемиологическая служба.
Санитарно-эпидемиологическое обслуживание эвакуируемого населения возлагается в местах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и фунтовым дорогам - на местные органы управления, отделы ТУ и филиалы ЦГиЭ Роспотребнадзора, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МПС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.
Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входящей в состав РФ, области, края несёт полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из состава санитарно-эпидемиологических учреждений врачей для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных групп пострадавшего населения. В обязанности вышеуказанных
специалистов входит:
- выяснение медико-санитарных условий размещения эва
куированного населения;
- участие в выборе и оборудовании помещений в местах от
правки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-
эпидемиологический надзор за ними;
- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказа
ние им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитар
ной обработке;
- проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и
специфической профилактики;
- организация и проведение санитарно-эпидемиологического
надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным доро
гам, на самолетах;
- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за
питанием и водоснабжением.
Для выполнения указанных мероприятий санитарно-эпидемиологической службой привлекаются к непосредственной работе по санитарно-эпидемиологическому обеспечению лечебно-профилактические учреждения всех ведомств, а также ведомственные медико-санитарные службы.
Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов катастроф должна иметь сведения: о контингенте эвакуируемых, о сроках эвакуации; об установленных маршрутах.
Ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых лица должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.
Все мероприятия по санитарно-противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых, на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным Госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.
Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых в отношении:
- соответствия нормам размещения ожидаемых континген-
тов;
- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние
(очистка, дезинфекция);
- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умы
вальники, койки, нары);
- утепления в зимнее время.
Для размещения населения на временных пунктах сбора пострадавших (ВПСП) установлены нормы из расчета 3,75 кв.м на каждого пострадавшего с учетом развертывания подвижных пунктов питания (ППП) и подвижных пунктов водоснабжения (ППВС). Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0 - 3,5 кв.м на каждого человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 кв.м на 100 человек. Продолжительность просушивания не более 8 часов. Температура воздуха для просушивания шерстяных и хлопчатобумажных предметов одежды должна поддерживаться на уровне 60 С, для просушивания обуви и меховой одежды -40 С.
Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18 С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения постра-
давших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах и т.д., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.
Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки не менее: на 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л.
При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Ровики допускается устраивать параллельно один к другому на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.
Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП и др.).
В СЭП все эвакуируемые подвергаются регистрации по установленной для этой цели форме и обязательному медицинскому осмотру, для чего при СЭП должен находиться медицинский персонал (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала устанавливается местным здравоохранением в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.
При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний, санитарно-эпидемиологической службой в СЭП проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.
Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения; санитарный надзор за объектами питания, обеспечением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные
мероприятия.
Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальным здравоохранением в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпиде-
миолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).
В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал осуществляет: а) периодический обход всех вагонов; б) выявление больных и оказание им медицинской помощи; в) извещение органов здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний; г) изоляцию больных инфекционными болезнями; д) эвакуацию больных в стационарные учреждения здравоохранения; е) надзор за санитарным состоянием вагонов; ж) ведение санитарного дневника.
Ориентировочно число медицинских работников, сопровождающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расчета:
до 300 человек - фельдшер и медицинская сестра;
от 300 до 500 человек - врач и медсестра;
от 500 до 1000 человек - врач и 2 медсестры.
В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для санитарного надзора - санитарный уполномоченный.
Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.
В каждом поезде выделяются отдельные купе и вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным материалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные вагоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны быть переориентированы для снабжения эвакуируемых горячей водой, горячей пищей и детей - молоком.
При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей лечебно-профилактическое учреждение или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению подготовиться к приему инфекционных больных.
Все лечебно-профилактические и санитарно-
эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходимой помощи в пути следования эвакуируемых и усилению для этой цели санитарно-эпидемиологического надзора.
При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или случая особо опасного инфекционного заболевания состав поезда подвергается карантинизации, проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпидемической вспышки. При этом необходимо провести:
- тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для
выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех боль
ных и подозрительных на инфекцию,
- экстренную общую, а при установлении диагноза, специ
альную профилактику;
- тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезин
фекцию их вещей и вагонов (по необходимости).
В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно-эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.
В местах прибытия эвакуируемых санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет следующие мероприятия:
- выбор территории (при землетрясении, катастрофическом
затоплении, заражении химически опасными веществами и др.) и
населенных пунктов области, края, благополучных по экологии и
инфекционной заболеваемости, в том числе природно-очаговой, для
размещения эвакуированных;
- участвует в развертывании и устройстве приемников-
распределителей для временного размещения (палаточные городки
и другие места пребывания);
- при наличии эпидемических показаний проводит санитар
ную обработку прибывших людей и дезинфекцию их вещей;
- развертывает временные инфекционные стационары с при
влечением бригад инфекционного профиля;
- осуществляет общий санитарный надзор в местах длитель
ного расселения.
Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения в местах прибытия пострадавшего населения обеспечивают проведение медицинского осмотра, в первую очередь, детского контингента, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.
Санитарно-эпидемиологическая служба, на территории которой проходит эвакуация пострадавшего населения, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.