Профилактики в эпидемических очагах

Для создания прочного и длительного специфического им­мунитета у людей в условиях возникновения эпидемического очага, а также для обеспечения быстрой иммунологической перестройки у людей, подвергшихся заражению, необходимо комплексное прове­дение специфической и экстренной профилактики.

При проведении прививочных мероприятий в условиях сти­хийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций необходимо также учитывать изменения закономерностей иммунологической реакции организма на прививочные препараты в результате облуче­ния и других факторов воздействия. При этом, как правило, наблю­дается снижение естественной резистентное™ организма и угнете­ние иммунологической реактивности, что повышает роль и значе­ние средств экстренной профилактики. Однако, облучение сказыва­ется менее существенно на иммуногенезе, возникающем в результа­те вакцинации, проведенной до облучения.

Восстановление иммунологической реактивности организма до адекватного ответа на антигенное раздражение наблюдается че­рез разные сроки после выздоровления от лучевой болезни (1-3 мес).

При проведении предохранительных прививок в условиях радиационного поражения, руководствуются следующими положе­ниями:

- при облучении в дозах до 1 Гр, вызывающем лучевую ре­
акцию и не приводящем к возникновению лучевой болезни, ком­
плексная иммунизация может быть проведена в любые сроки после
радиационного воздействия; в этих условиях эффективность ее не
снижается, а реактогенность остается в допустимых пределах;

- при облучении в дозах 1-2 Гр, вызывающих острую луче­
вую болезнь (ОЛБ) легкой степени тяжести, комплексная вакцина­
ция безвредна и эффективна при проведении ее в открытый период,
т.е. в течение 2-3 недель после облучения, и в период восстановле­
ния; иммунизация в период разгара лучевой болезни нецелесооб­
разна, так как утяжеляет заболевание и не сопровождается форми­
рованием напряженного иммунитета;

- при облучении в дозах 2-4 Гр, вызывающем ОЛБ средней
тяжести, комплексная иммунизация допустима в скрытый период
болезни, т.е. в течение 1 -2 недель после облучения, и в период вос­
становления;

- при облучении в дозах 4 Гр, вызывающем ОЛБ тяжелой и
крайне тяжелой степени тяжести, комплексная иммунизация проти­
вопоказана во все периоды заболевания, она может быть проведена
только после полного клинического выздоровления,

- профилактическое введение табельного радиопротектора
цистамина не снижает эффективность вакцинации и не является
противопоказанием для проведения комплексной иммунизации.



Иммунитет, сформировавшийся до облучения, практически не снижается при последующем воздействии радиации.

5.12. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение

пострадавшего населения, эвакуируемого из районов

стихийных бедствий, аварий и катастроф

В зависимости от масштаба и характера катастрофы населе­ние может нуждаться в эвакуации из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возврата на прежнее место жи­тельства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляет период его эвакуации и первые дни временного размещения в безо­пасных зонах с учетом возможности санитарно-эпидемиологических осложнений. Создание мобильных комплексов средств первичного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях направлено на решение этой проблемы на первых этапах ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и

катастроф.

Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в эпидемиче­ских очагах, которыми в основном являются города, и продолжается на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированного

населения.

Зоной эвакуации определяется территория за пределами гра­ниц возможных разрушений или загрязнении вредными вещества­ми, установленных в районе ЧС.

Под эвакуацией понимается организованный вывод или вы­воз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения и пораженных из мест возможных сильных разрушений, загрязнении территории, а также зон возможного катастрофического затопления.

При планировании эвакуации населения определяются чис­ленность пострадавшего населения в районах катастроф, выводимо­го пешим порядком и вывозимого на транспорте, очередность и сроки его вывода, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности вывода или вывоза людей и их размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется по группам. Такое распределение на группы необходимо учитывать при проведении противоэпидемических мероприятий.

Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает при см и временное (от 3 до 45 суток) размещение населения, организа­цию его питания, водоснабжения, коммунально-бытового, медицин ского, социально-правового обеспечения.

Основными санитарно-гигиеническими и противоэпидеми-мескими мероприятиями при эвакуации пострадавшего населении и инфекционных больных являются:

- выявление на сборных эвакуационных пунктах (СЭ11) ин«
фекционных больных и подозрительных на инфекционные заболе«
вания, изоляция их и направление в инфекционный стационар,

- проведение экстренной профилактики (по показаниям),

- организация на путях эвакуации и местах расселения по»
страдавших, инфекционных изоляторов и оборудование помещений
для полной санитарной обработки населения и контактных лиц, 䧫
шнфекции одежды и обуви,

- контроль за организацией питания,

- контроль за качеством воды, поступающей для СЭИои, ме­
дицинских учреждений,

- контроль за временным размещением пострадавшего HiCi»

ления.

Руководство эвакуацией осуществляют штабы МЧС адмиии стративных территорий. Для практического осуществления мсро» приятии по эвакуации в помощь штабам ГОЧС создаются специаль­ные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные ко­миссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП). В обязанности комиссии входят, учет населения, подлежащего эвакуации, учет и распредели ние транспортных средств, разработка вопросов материильно технического и других видов обеспечения; разработка документов и обеспечение ими всех подчиненных эвакуационных органов, и т ч лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учре­ждений; определение сроков эвакуации, организация лечебной по мощи и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемич» ских мероприятий среди населения в период эвакуации.

Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора, pet и страции эвакуируемого населения, отправки его на пункты посадк* При определении количества СЭП и мест их размещения учитываю численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удиС ство сбора и отправки людей. При вывозе людей транспортным средствами СЭП размещают вблизи железнодорожных станции

пристаней, автостанций, аэродромов, сохранившихся в районах ка­тастроф.

Санитарно-эпидемиологическая служба и органы здраво­охранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти меро­приятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, приемных эвакуационных пунктах (ПЭП) и местах рас­селения.

В период эвакуации в санитарно-гигиеническое и противо­эпидемическое обеспечение эвакуируемого населения следует включать:

- организацию контроля за поддержанием удовлетворитель­
ного санитарного состояния мест и помещений временного пребы­
вания эвакуированного населения, изоляторов для размещения ин­
фекционных больных;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил
снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов, пред­
назначенных для эвакуируемых;

- обеспечение населения индивидуальными средствами обез­
зараживания воды;

- организацию эпидемиологического наблюдения, выявление
инфекционных больных и их госпитализацию;

- контроль за организацией банно-прачечного обслуживания
населения в местах его расселения;

- борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за удалением
и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах
движения и в районах расселения.

При этом следует учитывать, что объем и характер противо­эпидемического обеспечения населения могут существенно варьи­ровать в зависимости от конкретных местных условий и возможно­стей, к которым относятся:

- коммунальное благоустройство;

- санитарное состояние населенных пунктов;

- иммунный статус населения;

- инфекционная заболеваемость среди пострадавшего насе­
ления;

- укомплектованность медицинскими кадрами;

- коечная сеть инфекционных больных, в том числе и резер­
вы для ее дополнительного развертывания;

- количество и пропускная способность банно-прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п.

Перечисленными сведениями должна постоянно располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно-эпидемиологическая служба.

Санитарно-эпидемиологическое обслуживание эвакуируемо­го населения возлагается в местах отправления, прибытия и разме­щения, а также в пути следования по шоссейным и фунтовым доро­гам - на местные органы управления, отделы ТУ и филиалы ЦГиЭ Роспотребнадзора, а в пути следования по железным дорогам - на медико-санитарные органы МПС, по водным путям сообщения - на органы медико-санитарного управления водного транспорта.

Санитарно-эпидемиологическая служба республики, входя­щей в состав РФ, области, края несёт полную ответственность за санитарно-противоэпидемическое обеспечение и выделяет из соста­ва санитарно-эпидемиологических учреждений врачей для руково­дства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных групп пострадавшего населения. В обязанности вышеуказанных

специалистов входит:

- выяснение медико-санитарных условий размещения эва­
куированного населения;

- участие в выборе и оборудовании помещений в местах от­
правки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно-
эпидемиологический надзор за ними;

- организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказа­
ние им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитар­
ной обработке;

- проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и

специфической профилактики;

- организация и проведение санитарно-эпидемиологического
надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным доро­
гам, на самолетах;

- осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за

питанием и водоснабжением.

Для выполнения указанных мероприятий санитарно-эпидемиологической службой привлекаются к непосредственной работе по санитарно-эпидемиологическому обеспечению лечебно-профилактические учреждения всех ведомств, а также ведомствен­ные медико-санитарные службы.

Санитарно-эпидемиологическая служба на местах при эва­куации отдельных групп населения из районов катастроф должна иметь сведения: о контингенте эвакуируемых, о сроках эвакуации; об установленных маршрутах.

Ответственные за санитарно-противоэпидемическое обеспе­чение эвакуируемых лица должны иметь постоянную связь с адми­нистративными органами, осуществляющими эвакуацию.

Все мероприятия по санитарно-противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых, на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным Госсанэпиднадзо­ром, который привлекает при необходимости другие органы и уч­реждения различных ведомств.

Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых в от­ношении:

- соответствия нормам размещения ожидаемых континген-
тов;

- приведения их в удовлетворительное санитарное состояние
(очистка, дезинфекция);

- наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умы­
вальники, койки, нары);

- утепления в зимнее время.

Для размещения населения на временных пунктах сбора по­страдавших (ВПСП) установлены нормы из расчета 3,75 кв.м на ка­ждого пострадавшего с учетом развертывания подвижных пунктов питания (ППП) и подвижных пунктов водоснабжения (ППВС). Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна состав­лять 3,0 - 3,5 кв.м на каждого человека. В медицинских учреждени­ях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, осо­бенно в зимнее время и в районах катастрофического затопления, необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площа­дью 15-18 кв.м на 100 человек. Продолжительность просушивания не более 8 часов. Температура воздуха для просушивания шерстя­ных и хлопчатобумажных предметов одежды должна поддержи­ваться на уровне 60 С, для просушивания обуви и меховой одежды -40 С.

Температура воздуха в помещениях, где находятся постра­давшие, не должна быть ниже 18 С при средней относительной влажности 35-65%. Во избежание чрезмерного охлаждения постра-

давших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, на­рах и т.д., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки не менее: на 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на ста­ционарном лечении - 75 л, на обмывку - 45 л.

При размещении населения в палаточном городке или вре­менных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чело­век. Ровики допускается устраивать параллельно один к другому на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников во­ды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользова­ния ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфек­ции и засыпать слоем земли.

Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточ­ным количеством очков, из расчета: 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно-душевые установки (ДДА, ДДП и др.).

В СЭП все эвакуируемые подвергаются регистрации по ус­тановленной для этой цели форме и обязательному медицинскому осмотру, для чего при СЭП должен находиться медицинский персо­нал (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала устанавливается местным здравоохранением в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.

При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При нали­чии показаний, санитарно-эпидемиологической службой в СЭП проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.

Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эва­куации населения; санитарный надзор за объектами питания, обес­печением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные

мероприятия.

Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальным здравоохра­нением в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпиде-

миолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируе­мых).

В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажир­ских поездах медицинский персонал осуществляет: а) периодиче­ский обход всех вагонов; б) выявление больных и оказание им ме­дицинской помощи; в) извещение органов здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний; г) изоляцию боль­ных инфекционными болезнями; д) эвакуацию больных в стацио­нарные учреждения здравоохранения; е) надзор за санитарным со­стоянием вагонов; ж) ведение санитарного дневника.

Ориентировочно число медицинских работников, сопровож­дающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расче­та:

до 300 человек - фельдшер и медицинская сестра;

от 300 до 500 человек - врач и медсестра;

от 500 до 1000 человек - врач и 2 медсестры.

В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для санитарного надзора - санитарный уполномоченный.

Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.

В каждом поезде выделяются отдельные купе и вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным ма­териалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфици­рующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные ва­гоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестора­ны и буфеты при железнодорожных станциях должны быть пере­ориентированы для снабжения эвакуируемых горячей водой, горя­чей пищей и детей - молоком.

При обнаружении в пути больных и подозрительных на осо­бо опасные инфекции снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей лечебно-профилактическое учреждение или изоляцион­ный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уве­домлению подготовиться к приему инфекционных больных.

Все лечебно-профилактические и санитарно-

эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходи­мой помощи в пути следования эвакуируемых и усилению для этой цели санитарно-эпидемиологического надзора.

При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или случая особо опасного инфекционного заболевания состав по­езда подвергается карантинизации, проводится весь комплекс про­тивоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпи­демической вспышки. При этом необходимо провести:

- тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для
выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех боль­
ных и подозрительных на инфекцию,

- экстренную общую, а при установлении диагноза, специ­
альную профилактику;

- тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезин­
фекцию их вещей и вагонов (по необходимости).

В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грун­товым дорогам территориальные органы здравоохранения органи­зуют медицинские, а санитарно-эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно-противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.

В местах прибытия эвакуируемых санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет следующие мероприятия:

- выбор территории (при землетрясении, катастрофическом
затоплении, заражении химически опасными веществами и др.) и
населенных пунктов области, края, благополучных по экологии и
инфекционной заболеваемости, в том числе природно-очаговой, для
размещения эвакуированных;

- участвует в развертывании и устройстве приемников-
распределителей для временного размещения (палаточные городки
и другие места пребывания);

- при наличии эпидемических показаний проводит санитар­
ную обработку прибывших людей и дезинфекцию их вещей;

- развертывает временные инфекционные стационары с при­
влечением бригад инфекционного профиля;

- осуществляет общий санитарный надзор в местах длитель­
ного расселения.

Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения в местах прибытия пострадавшего населения обеспечивают проведе­ние медицинского осмотра, в первую очередь, детского континген­та, оказание необходимой амбулаторно-поликлинической и стацио­нарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.

Санитарно-эпидемиологическая служба, на территории ко­торой проходит эвакуация пострадавшего населения, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.

Наши рекомендации