Основные формы, методы и средства пропаганды гигиенических знаний среди населения по алиментарной профилактике неинфекционных заболеваний. Гигиенические
I.Метод устного слова - один из основных и эффективных средств в пропаганде гигиенических знаний. Его преимущества:
-самый распространенный
-самый доступный
-позволяет использовать местный материал
-позволяет установить личный контакт со слушателями
-позволяет быстро реагировать на события
Сюда относятся лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, доклады, устный журнал, выступление перед фильмами, викторины, советы при встречах, разговоры с населением и др.
Особенность лекции
-лектор говорит - аудитория слушает
-слушатели не имеют знаний или опыт недостаточный
-нельзя рассчитывать на активность слушателей
-здесь имеют место только ответы на вопросы после окончания лекции
-в аудитории большое количество слушателей
-излагается большой и сложный материал
Особенность беседы
-коллективное обсуждение вопроса при ведущей роли руководителя
-привлечь внимание к данному вопросу и материалу
-побудить слушателей к активному изучению материала
-часто задаются неактивным слушателям вопросы: прямые (ответ может дать только знающий человек), наводящие (слушатель что-то знает по данному вопросу) и подсказывающие.
Санитарно-просвстигельные выступления требуют обязательной подготовки. Для этого должен быть составлен план - примерная схема выступления. Это памятка лектора. План, дополненный цитатами, цифрами, наглядными пособиями. Конспект является документом индивидуального пользования и составляется по усмотрению лектора.
Основные приемы конспекту.
-пишется на отдельных листах
-только на одной стороне
-небольшой размер листов
-основные части конспекта нумеруются цифрами, второстепенные - буквами. На полях пишутся цифры.
-каждый пункт начинается с красной строки, отступая от предыдущего
-особо важные места следует подчеркивать
-делать пометки с наглядных пособиях, демонстрациях
-пишется чернилами или пастой
-используются различные значки
В каждом выступлении различают:
Введение - заинтересовать слушателей (вопрос, случай из практики)
Изложение излагается фактический материал
Заключение - формулируются выводы, необходимо заинтересовать слушателей, призвать к действию
Метол устного слова используется посредством радио, кино и телевидения. Весьма значительно воздействие одного члена коллектива на своего товарища, соседа, иногда оно бывает эффективнее, чем совет врача
II. Метод печатного слова Очень удобен. Читатель может найти в книгах любой материал по любому- вопросу, может использовать любое время, читать в удобном темпе и по частям, перечитывать отдельные места. Требования к данному методу - выпускается литература для определенных групп населения.
Основные средства данного метода - i-азета, журнал, брошюра, листовка, памятка, статья в журнале, бюллетень, доска вопросов и ответов, лозунги..
В стенной газете темы статей и заметок охватывают различные вопросы о здоровье.
Сан бюллетень посвящается отдельной узкой теме, оформляется рисунками, фопирафиями, вырезками из иллюстрированных журналов и плакатов.
III. Наглядный метод. При этом происходит на орган зрения и создается целое представление, воспринимается лучше.
Основное средство данного метода:
Подлинные объекты в натуральном виде, натуральные препараты.
Объемные воспроизведения подлинных объектов: муляжи, модель, макет.
Фотографии, рисунки, наглядные пособия.
Санитарные уголки.
Принципы пропаганды гигиенических знаний. ^ 1
1. Основной принцип - государственный характер. Имеются центры профилактической медицины, где читаются лекции, проводятся беседы, проводятся передачи по радио, телевидению, транслируются кинофильмы и пр. Пропаганда гигиенических знаний - обязанность всех врачей и медиков, особенно санитарных врачей.
2. Научность и высокий медицинский уровень. Освещение новейших достижений науки, профилактическая направленность пропаганды, беречь психику больных Учитывается уровень населения, особенность аудитории (рабочие, колхозники, учителя, инженеры, дети, больные) интересы, культурный уровень. Использование примеров из практики - положительных и отрицательных, осторожно подходить к вопросам лечения.
3. Массовость. Использование радио, телевидения, газет, ежегодное проведение «Дня здоровья», «Дня медицинского работника» и др.
4. Своевременность противоэпидемической санитарно-просветительной работы.
5. Конкретность в зависимости от обстановки, заболевания, пищевого отравления и пр.
6. Связь пропаганды гигиенических знаний с практическими противоэпидемическими мероприятиями.