Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

Задание №1 - с применением консультативного фонендоскопа провести аускультацию сердца больного с наличием систолического и диастолического шума. Научится отличать систолический шум от диастолического (после определения 1-го и 2-го тона установить отношение шума к той или иной фазе сердечной деятельности). Систолический выслушивается с 1-м или в паузе между 1-м и 2-м; диастолический – со 2-м тоном или в паузе между 2-м и следующим 1-м тоном. Диастолический шум может быть слышен в начале диастолы (протодиастолический), в середине (мезодиастолический) или конце диастолы (пресистолический). В ходе исследования определить проведение шума (систолический шум с аорты проводится на сосуды или межлопаточное пространство на уровне 1-3 грудных позвонков; систолический шум на верхушке сердца проводится в левую подмышечную область и второе межреберье слева).

Задание №2 - провести аускультацию сердца у больных с функциональным систолическим шумом и органическим систолическим шумом. Обратить внимание на их различие: функциональные шумы более мягкие, чаще слышны в месте выслушивания легочной артерии (второе межреберье слева) или на верхушке, не проводятся, после физической нагрузки могут исчезнуть. Органические шумы обладают способностью к проведению, после нагрузки усиливаются, сопровождаются изменением 1-го или 2-го тона сердца, возникают как в систолу, так и в диастолу.

Задание №3 - записать полученные данные. Форма записи: «…Тоны сердца ритмичные, 1-й тон ослаблен. Акцент 2-го тона на легочной артерии. На верхушке выслушивается систолический шум, который хорошо проводится в левую подмышечную область»; «…Тоны сердца ритмичные. 1-й тон ослаблен, 2-й тон ослаблен. Во втором межреберье справа и в точке Боткина выслушивается протодиастолический шум»; «…Тоны сердца ритмичные, учащены, 1-й тон усилен, выявляется щелчок открытия митрального клапана, акцент 2-го тона на легочной артерии. На верхушке сердца выслушивается пресистолический шум».

Задание №4 - найти на ФКГ 1-й тон (в норме возникает через 0,04-0,05 с после Q на ЭКГ).

Задание №5 - найти на ФКГ 2-й тон (через 0,02-0,04 с после окончания зубца Т на ЭКГ).

Задание №6 - определить характер шума по ФКГ и его форму.

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1). Отечественные терапевтические школы:

В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско;

В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова.

2). Дается задание по составлению следующих тем:

а) систолический шум - перечислить все состояния и болезни, при которых встречается этот симптом;

б) диастолический шум - перечислить все состояния и болезни, при которых встречается этот симптом;

в) шум трения перикардита - болезни, при которых встречается этот симптом;

Студенту прелагается в соответствии с данными ФКГ изобразить графически тоны сердца.

Расшифровать и оценить данные ФКГ.

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

Наши рекомендации