МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Медицинское и фармацевтическое товароведение

(для студентов)

Курс 4

Семестр 7

Занятие № 2.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Целью изучения данной темы является формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений по классификации и кодированию медицинских и фармацевтических товаров. Закрепить знания по определению и расшифровке кодов медицинских и фармацевтических товаров при проведении товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров.

.

Студент должен знать:

- основные термины и определения по теме занятия;

- структуру и основные разделы Государственных реестров;

- структуру и основные разделы классификаторов;

- виды классификации медицинских и фармацевтических товаров.

- правила классификации медицинских и фармацевтических товаров.

- требования к классификации медицинских и фармацевтических товаров.

- товароведную классификацию медицинских и фармацевтических товаров.- структуру и основные разделы классификаторов на медицинские и фармацевтические товары.

- основные понятия и цели кодирования.

- методы кодирования медицинских и фармацевтических товаров.

- штриховое кодирование в сфере лекарственного обращения

- структуру и основные разделы Государственных реестров: Государ­ственного реестра лекарственных средств, Государственного реест­ра медицинских инструментов и др.;

- структуру и основные разделы классификаторов: ОКП, ОКДП и др.;

- структуру и основные разделы справочников: РЛС, Видаль и др.

Студент должен уметь:

- пользоваться справочной и научной литературой, нормативно-технической

документацией для проведения товароведческого лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- анализировать структуру и содержание стандартов на медицинские и фармацевтические товары;

- расшифровывать условные обозначения стандартов;

- проводить органолептический контроль для выявления недоброкачественных медицинских и фармацевтических товаров.

- выявлять необходимую информацию из справочной литературы;

- пользоваться Государственными реестрами, классификаторами;

- находить коды медицинских и фармацевтических товаров на упаковке и справочной литературе;

- расшифровывать коды медицинских и фармацевтических товаров;

- использовать коды для анализа ассортимента медицинских и фармацевтических товаров.

.

3. Значимость темы. Для организации и работы в фармацевтических организациях будущим специалистам – провизорам необходимо знать правила классификации и кодирования медицинских и фармацевтических товаров для проведения товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров.

4. Содержание темы по программе:

Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Штриховое кодирование медицинских товаров и лекарственных средств. Классификация: понятие, виды.

Классификационные признаки, классификаторы. Кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Классификация медицинских и фармацевтических товаров. Штриховое кодирование.

Классификация товаров. Методы классификации. Общие признаки, принципы и правила классификации. Виды классификации медицинских и фармацевтических товаров (учебная, торговая, экономико-статистическая, товарно-стратегическая). Кодирование медицинских и фармацевтических товаров. Цель кодирования: Общие методы коди­рования. Виды классификаторов и кодов медицинских и фармацевти­ческих товаров - государственные, отраслевые, предприятий. Понятие о штриховом кодировании. Методы маркировки товаров машиночи­таемыми штриховыми кодами.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3часа.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 506 аудитория, учебный корпус №2 Академии.

7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

7. 1. Техническое оснащение: кодоскоп.

7. 2. Методическое обеспечение: методическая разработка для аудиторной работы студентов по теме «Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров»,О.А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК.-М., ГЭОТАР-МЕДИА,2005г, О.А.ВАСНЕЦОВА. «МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»: УЧЕБНИК - практикум.-М., ГЭОТАР- МЕДИА,2006г, З.И.Умаров, И.А. Наркевич, Н.Л.Костенко и др. « Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва 2004г., Н.Б. Дремова «Медицинское и фармацевтическое товароведение» Москва Миа 2008г

7.3.Наглядные пособия: Энциклопедия лекарств, Москва 2005, справочник Видаль, Москва 2007, Государственный Реестр лекарственных средств, Москва 2008, нормативные документы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения ( ФС, НД, ГОСТ Р), фрагменты классификатора ОКП, плакаты №1 и №2, образцы упаковок лекарственных препаратов различных фармако-терапевтических групп; официальные справочные материалы, прайс-листы фирм-дистрибьютеров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2.

8.1. Контрольные вопросы:

1. Каковы цели и задачи классификации медицинских и

фармацевтических товаров.

2. Какой федеральный орган управляет стандартизацией в Российской

Федерации?

3. Что является предметом классификации и кодирования в

товароведении

4. По каким видам классифицируют стандарты? Какие категории

стандартов Вы знаете?

5.Опишите структуру и основные разделы нормативных документов

(ГОСТов, ТУ, ФС, ВФС).

6.Какие классификаторы медицинских и фармацевтических товаров Вам известны?

7. Из каких частей состоит Общероссийский классификатор продукции.

8. С какой целью проводится штриховое кодирование товаров?

9. Какие устройства применяются для нанесения и считывания штриховых кодов.

11.Каковы основные задачи классификации?

12. Какие виды классификации Вы знаете?

13. Каково практическое значение штрихового кодирования?

14. Какова формула-структура кода ОКП?

15.Какова формула – структура кода ОКДП?

16. Какие виды штриховых кодов Вы знаете и для чего они предназначены?

8.2. Знакомство с нормативными документами и справочной литературой:

Классификация, классификатор, цели и задачи классификации, ме­тоды и признаки классификации, виды классификаторов, действую­щих на территории России, класс, подкласс, группа, подгруппа и вид товара.

Кодирование, код, цели и задачи кодирования, методы кодирова­ния. Цифровое и штриховое кодирование.

Формула - структура кодов ОКП, ОКДП, EAN-13, EAN-8.

Государственный реестр лекарственных средств, его статус и на­значение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2 - student2.ru
Перечень кодов, зарегистрированных EAN для штрихового кодиро­вания товаров в различных странах (см. табл.2.1.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2 - student2.ru
Вопросы для самоподготовки

1. Каковы основные задачи классификации?

2. Какие виды классификации вы знаете?

3. В чем смысловое отличие классификационной и ассортиментной
частей кода ОКП?

4.Какое практическое значение имеет контрольное число?

5.Что обозначают первые четыре цифры в коде ОКП?

6.Из каких частей состоит Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг?

7. Каково практическое значение штрихового кодирования?

8. Какой метод классификации положен в основу деления медицин­ских и фармацевтических товаров на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды в ОКП-005-93 (см. Приложения 2 и 3)?

9. Какова формула — структура кода ОКП?

10. Какова формула - структура кода ОКДП?

11. Какова формула — структура кода ТН ВЭД?

12. Какова формула — структура кода EAN-13?

13. Какова формула — структура кода EAN-8?

Примеры заданий тестового контроля для определения исходного уровня знаний

Выберите несколько правильных ответов:

1. Услуги в области здравоохранения классифицируют в соответствии с:

а. К-ОКП

б. МКБ-10
в. ОКДП

г. А-ОКП

д. приказами МЗСР РФ

2. Классификационная часть кода ОКП (К-ОКП) содержит:

а. десятиразрядный код

б. двенадцатиразрядный код

в. шестиразрядный код

г. восьмиразрядный код

д. все ответы неверны

3. Данные о предприятиях-изготовителях лекарственных препаратов
содержатся в:

а. ОКП

б. ОКДП

в. Государственном реестре

г. регистре лекарственных средств (РЛС)

д. справочнике Видаль

4. Ассортиментная часть кода ОКП (А-ОКП) содержит:

а. десятиразрядный код

б. двенадцатиразрядный код

в. шестиразрядный код

г. восьмиразрядный код

д. все ответы неверны

5. Для расшифровки кодов медицинских и фармацевтических това-
ров используют:

а. Государственный регистр

б. ОКП

в. регистр лекарственных средств (РЛС)

г. справочник Видаль

д. ОКДП

Задание 2.1- Построить схему торговой классификации това­ров медицинского назначения, используя классификацион­ную часть К-ОКП Общероссийского классификатора продукции ОКП-005-93

Методика выполнения задания 2.1

(ориентировочная основа деятельности)

1 этап. Изучить структуру классификационной части ОКП, при­веденную в приложениях 2 (класс 93) и 3 (класс 94).

2 этап. Найти вид товара, который является объектом вашего ис­следования.

3 этап. Построить схему классификации.

4 этап. Определить метод классификации, положенный в осно­ву К-ОКП.

Задание 2.2. Расшифровать коды товаров

Методика выполнения задания 2.2

(ориентировочная основа деятельности)

1 этап. Определить по классификационной части ОКП (К-ОКП) названия класса, подкласса, группы, подгруппы, вида товаров меди­цинского назначения, предложенные преподавателем.

2 этап. Представить результаты, заполнив графы 2 и 3 табл. 2.2.

Таблица 2.2. Расшифровка кода по ОКП изучаемого товара медицинского назначения.

Разряд Код по ОКП изучаемого товара медицинского назначения Расшифровка кода но К-ОКП или А-ОКП
1,2    
   
...    
п    

3 этап. Определить названия класса, подкласса и вида продукции и услуг по части III «Виды продукции и услуг» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) товаров медицинского назначения, предложенные пре­подавателем.

Таблица 2.3. Расшифровка кода по ОКДП изучаемого товара медицинского назначения

Разряд Код по ОКП изучаемого лекарственного средства Расшифровка кода
1-4    
   
6,7    

4 этап. Представить результаты, заполнив графы 2 и 3 табл. 2.3.

5 этап. Найти штриховой код на упаковке товара медицинского назначения, зарисовать и расшифровать его.

6 этап. Сделать вывод об отсутствии претензий к товару по при­знаку штрихового кодирования.

Задание 2.3. Провести сравнительный анализ промышленного и торгового ассортимента товаров медицинского назначения.

Методика выполнения задания 2.3

(ориентировочная основа деятельности)п. Изучить структуру классификационной и ассортимент­ной частей ОКП, структуру ОКДП, разделы РЛС и Государственно­го реестра.

1 этап. Определить промышленный ассортимент товара медицин­ского назначения, предложенного преподавателем, используя Госу­дарственный реестр, и занести их в графу 2 табл. 2.4.

2 этап. Указать коды промышленного ассортимента изучаемого товара медицинского назначения, представленных в А-ОКП и ОКДП, и занести их в графы 3 и 4 табл. 2.4.

4. этап. Определить торговый ассортимент товара медицинского назначения, представленный в прайс-листах дистрибьютеров и от­метить их наличие знаком «+» и отсутствие знаком «—» в графах 5 и 6 в табл. 2.4.

5 этап. Определить торговый ассортимент изучаемого товара ме­дицинского назначения, представленный в аптеке, и отметить их наличие знаком знаком «+» и отсутствие знаком «—» в графах 7 и 8 табл. 2.4.

Таблица 2.4. Сравнительный анализ промышленного и торгового ассорти­мента с использованием кодов ОКП и ОКДП.

№ п/п Наименование товара промышлен­ного ассор­тимента по Госреестру Код товара, представ­ленный в: Торговый ассортимент, представленный на фирмах-дистрибьютерах (по прайс-листам) Торговый ассортимент, представлен­ный в аптеках (собственные исследования)
А-ОКП ОКДП №1... №2...
I со
             
...              
п              

6 этап. По результатам ваших исследований, приведенных в табл. 2.4, сравнить промышленный и торговый ассортимент товара меди­цинского назначения.

Ситуационные задачи

Расшифровать коды лекарственного препарата норсульфазола по К-ОКП и ОКДП; расшифровать его штриховой код.

Эталон решения задачи 2.2

1 этап. Определяем по классификационной части ОКП ( К-ОКП) для товара медицинского назначения, названия класса, подкласса, группы, подгруппы, вида товаров медицинского назначения, пред­ложенных преподавателем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2 - student2.ru
2 этап. Представляем результаты, заполнив графы 2 и 3 табл. 2.5.

3 этап. Расшифровываем код по ОКДП изучаемого лекарственно­го средств и результаты заносим в табл. 2.6.

Таблица 2.6. Расшифровка кодов по ОКДП изучаемого лекарственного сред­ства (норсульфазол, таблетки 0,25)

Разряд Код по ОКП изучаемого лекарственного средства Расшифровка кода
1-4 Класс 2423000 Фармацевтические препараты, медицин­ские химические вещества и лекарствен­ные растительные продукты
Подкласс 2423100 Сульфаниламилные производные
6,7 Вид 2423142 Гетероциклические производные суль­фаниламида непролонгированного дей­ствия

4 этап. Находим штриховой код на упаковке и сравниваем его с кодом из РЛС-аптекарь; расшифровываем его с указанием стра­ны и фирмы-производителя, используя данные, представленные в табл. 2.1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2 - student2.ru

Illlllllllll lllll III 11!Ill 4600828003601

4«600828H003601» 6

a

Рис. 2.2. Штриховой код норсульфазола на упаковке (а) и в РЛС-аптекарь (б).

5 этап. Вывод: препарат может быть принят, поскольку штрихо­вой код на упаковке идентичен коду в РЛС-аптекарь.

Задача 2.3 (к заданию 2.3)

При проведении маркетинговых исследований в аптеке перед вами поставили задачу сравнить промышленный и торговый ассортимент норсульфазола. Ваши действия.

Эталон решения задачи 2.3.

1 этап. Изучаем Государственный реестр и структуру ассортимент­ной частей ОКП, структуру ОКДП, где есть сведения о норсульфазоле и всех его лекарственных формах.

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ № 2 - student2.ru
. Определяем промышленный ассортимент норсульфа­зола, используя Государственный реестр лекарственных средств, и заносим все имеющиеся в нем лекарственные формы в графу 2 табл. 2.7.

3 этап. Указываем коды промышленного ассортимента норсуль­фазола, представленных в А-ОКП и заносим их в графу 3 табл. 2.7.

4 этап. Определяем торговый ассортимент товара медицинского назначения, представленный в прайс-листах дистрибьютеров, и от­мечаем их наличие знаком + и отсутствие знаком —.

5 этап. Определяем торговый ассортимент изучаемого товара ме­дицинского назначения, представленный в аптеке, и отмечаем их на­личие знаком знаком + и отсутствие знаком —.

Вывод: торговый ассортимент норсульфазола на аптечном скла­де 1 представлен 6 наименованиями, а в аптечном складе 2 всего тре­мя наименованиями; торговый ассортимент в аптеке I представлен двумя наименованиями, а в аптеке 2 всего одним наименованием, промышленный ассортимент норсульфазола по А — ОКП (1983 года) включал 9 наименований (из них 2 лекарственных средства экспор­тировались, другие 2 предназначались для ветеринарии).

Примеры заданий итогового тестового контроля

Выберите один правильный ответ

1. Кодовое обозначение сульфаниламидных препаратов по ОКП
93 1500. Это код:

а) класса

б) подкласса

в) группы

г) подгруппы

д) вида

2. Код вида по ОКДП включает 7 знаков:

а) верно

б) неверно

3. Номер фармако-терапевтической группы анальгина табл. 0,5 № 70
в контурной упаковке, если код по ОКП 93 1333 1307 10

а) 93

б) 10

в) 13

г) 07
Д)33

Выберите несколько правильных ответов

4. Для расшифровки кодов медицинских и фармацевтических това-
ров используют:

а) ОКПб) ОКДП

в) заявки-заказы

г) реестр

д) регистр

Выберите правильный ответ, пользуясь схемой 5. В коде А - ОКП 9 и 10 разряды обозначают фармако-терапевти-ческую группу, поэтому камфора отнесена к 66 фармако-терапевти-ческой группе - Сульфаниламидные препараты.

Наши рекомендации