Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения


Готовность объектов здравоохранения определяется:


  • наличием в ЛПУ формирований ГО и ЧС,

  • подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС,

  • обученностью персонала,

  • обеспеченностью необходимым имуществом,

  • организацией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обстановкой в ЧС.


Общими задачами для всех объектов здравоохранения по предупреждению последствий ЧС являются:


  • прогнозирование возможной обстановки и ее оценка при возникшей ЧС;

  • планирование работы объекта в ЧС;

  • организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;

  • организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учетом прогнозируемой обстановки;

  • повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.


Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе. В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от структуры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязанности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы. Вариант организации штаба ГО больницы и распределения обязанностей должностных лиц показан на рис.

^ Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются начальником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обязанностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей папке должностного лица.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнозируемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. В задании определяется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом профиля больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофилировать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреждению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС. Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования больницы.

^ В режиме повседневной деятельности:


  • штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами,

  • решение организационных вопросов оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами;

  • подготовка (обучение) личного состава формирований;

  • проведение мероприятий по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.


При угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности):


  • оповещение и сбор персонала больницы;

  • введение круглосуточного дежурства руководящего состава;

  • установление постоянного наблюдения, уточнение порядка работы постов наблюдения, выдача персоналу СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;

  • подготовка больницы к приему пораженных;

  • прогнозирование возможной обстановки на территории больницы;

  • проверка готовности органов управления и врачебно-сестринских бригад к оказанию медицинской помощи пораженным в районе бедствия и медицинскому обслуживанию населения в местах его проживания (сосредоточения);

  • усиление контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности на объекте и готовностью звеньев пожаротушения;

  • повышение защиты больницы от поражающих факторов;

  • проверка готовности сил и средств больницы к эвакуации в безопасное место;

  • закладка медицинского имущества в убежища города и объектов народного хозяйства, в стационары для нетранспортабельных;

  • уточнение знания медицинским персоналом особенностей патологии поражения возможными факторами ожидаемой ЧС.


При возникновении ЧС (режим чрезвычайной ситуации):


  • о случившемся и о проводимых мероприятиях информируется вышестоящий начальник;

  • осуществляется сбор и оповещение сотрудников;

  • организуется медицинская разведка;

  • в район бедствия выдвигаются силы и средства больницы;

  • продолжается освобождение коечного фонда от легкобольных и дополнительное развертывание больничных коек;

  • выдаются средства индивидуальной и медицинской защиты, проводится (по показаниям) экстренная профилактика, вакцинация и др.;

  • организуется (при необходимости) эвакуация в безопасные места персонала и больных, ценного имущества и документов больницы;

  • осуществляется укрытие персонала и больных в защитных сооружениях;

  • уточняется порядок дальнейшей эвакуации пораженных;

  • организуется оказание медицинской и других видов помощи пораженным сотрудникам и больным объекта здравоохранения;

  • обеспечивается поддержание общественного порядка, наблюдение за окружающей средой;

  • поддерживается взаимодействие с другими службами, местными органами здравоохранения, штабами по делам ГОЧС;

  • проводятся обеззараживание территории района бедствия, экспертиза воды, продовольствия и другие мероприятия.

Наши рекомендации