Сестринское обследование
Дата _____________________________
Рост _____________________________ (N = ) Вес _____________(N= )
Температура _______________________
· Настроение (радостное, печальное, плохое)
· Ориентируется во времени (знает какое число, месяц, год, время суток), в месте (знает, где находится), в собственной личности (знает где он, кто с ним разговаривает).
· Сознание (ясное, спутанное, отсутствует)
· Цвет кожных покровов (обычный, бледный, периоральный цианоз, акроцианоз).
· Пупочная ранка у новорожденных (мокнущая, гнойное отделяемое, эпитализированна)
· Волосистая часть головы (гнейс, перхоть, педикулез)
· Ногти на руках и ногах (ухожены, грязные, длинные, обкусаны)
· Кожные покровы (чистые, грязные, сухие, влажные, умеренно-влажные, отмечается сыпь, пятно и т.д.)
· Эластичность, тургор кожи (сохранены, снижены)
· Толщина подкожно-жировой клетчатки __________ см (N = см)
· Форма головы, ее окружность _____________ см (N = см)
· Швы черепа у детей 1 года жизни (закрыты, открыты), затылочная кость (без изменений, краниотабес)
· Роднички у детей 1 года жизни (размеры, состояние краев, расположение по отношению к костям черепа, пульсация)
· Зубы (их количество у детей раннего возраста; смена молочных зубов на постоянные, количество кариозных зубов и сколько из них санировано и т.д.)
· Осанка (не нарушена, сутулость)
· Форма грудной клетки , ее окружность __________ см (N = см)
· Наличие «четок»
· Конечности (искривлены, обычной формы)
· Суставы (цвет, формы, размеры, местная Т, подвижность, болезненность)
· Развитие мускулатуры (соответствует возрасту или нет)
· Развитие двигательных умений у детей первого года жизни (держит голову, ползает, сидит, ходит и т.п.)
· «Барабанные палочки», «часовые стекла» у детей раннего возраста (отсутствуют, отмечаются).
· Голос ребенка (нормальный, осиплость, афония)
· Кашель («лающий», влажный, сухой)
· Дыхание (спокойное, свистящее, затрудненное, отдышка)
· Носовые ходы (свободны, заложены, отделяемое из носовых ходов и т.п.)
· ЧД ________ в мин. (N = с мин)
· Отеки
· Пульс ____________в мин (N = в мин)
· АД _______________( N = )
· Форма живота, его болезненность
· Стул (его характер и частота)
· Мочеиспускание (болезненное, частое, не нарушено и т.д.)
№ 7. ИЗМЕРЕНИЕ ТОЛЩИНЫ ПОДКОЖНО ЖИРОВОГО СЛОЯ
· Захватить на животе сбоку от пупка большим и указательным пальцами правой руки кожи и подкожно-жировую клетчатку в складку.
· Измерить толщину полученной складки (норма 1 – 1,5 см).
№ 8. ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ.
Оксигенотерапия - это лечение путем вдыхания воздуха с постоянной концентрацией кислорода, равной 24 – 44%. Оксигенотерапия – основной метод борьбы с гипоксией.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОКСИГЕНОТЕРАПИИ
► Единым условием является обязательное, увлажнение кислородной струи, т.к. сухой
воздух вызывает сухость и раздражение слизисто оболочки дыхательных путей,
кашель, и рефлекторно может нарушать ритм и частоту дыхательных движений.
► Существуют следующие способы оксигенотерапии:
v подача кислорода к ротовой области через мундштук: для увлажнения кислорода
при этом способе на мундштук накладывается увлажненная марля;
v подача кислорода через стерильные носовые катетеры, вводимые в носовые ходы и
фиксируемые с помощью лейкопластыря к щеке или носу;
v подача кислорода в кислородную палатку, под пластмассовые колпаки и тенты
для головы.
При двух последних способах оксигенотерапии кислород увлажняется, проходя через стерильную воду в банке (аппарат Боброва).
► Важнейшее условие оксигенотерапии – соблюдение правил асептики.
Чаще всего применяют специальные стерильные готовые системы одноразового использования.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОКСИГЕНОТЕРАПИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НОСОВОГО КАТЕТЕРА
Медицинская сестра:
► готовит систему для одноразового использования, лейкопластырь;
► если ребенок в сознании – объясняет ему значение и ход предстоящей процедуры;
► определяет расстояние, на которое вводится катетер: от носогубной складки до дна
нижней челюсти;
► вводится катетер в нижний носовой ход и далее в глотку так, чтобы кончик его был
виден при осмотре зева;
► прикрепляет катетер к щеке или носу ребенка лейкопластырем;
► спрашивает у ребенка, удобно ли он лежит;
► открывает вентиль дозиметра и подает кислород.
Примечание: скорость, длительность и кратность подачи кислорода в течение суток определяет врач.
№ 9. ИНГАЛЯТОРНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВ.
Условия проведения ингаляций.
v В педиатрии достаточно широкое применение нашел данный метод: проводят
ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.
v Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.
v Больного ребенка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях,
приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крика ребенка
способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.
v Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами периодически
делают глубокие вдохи.
v Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы
успешно проводить ингаляцию, флакон лекарственных веществом необходимо
располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной
смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных
средств остается в глотке.
№ 10. ВЗЯТИЕ МОКРОТЫ ДЛЯ
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Взятие мокроты для бактериологического исследования проводится с целью выявления характера бактериальной флоры и чувствительности ее к антибактериальным препаратам. Мокроту собирают у детей чаще всего во время кашлевого толчка.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Медицинская сестра
► берет в бактериологической лаборатории стерильную пробирку с питательной
средой;
► усаживает ребенка на колени к помощнику, фиксируя его при взятии мазка из зева;
► держа стерильный шпатель в левой руке, надавливает им на корень языка и слегка
раздражает заднюю стенку глотки, приготовив правую руку со стерильным тампоном
для захвата мокроты;
► захватывает мокроту, отходящую во время кашлевого толчка, на стерильный тампон;
► вводит стерильный тампон в пробирку, закрывает её;
► немедленно отправляет взятый материал в бактериологическую лабораторию с
сопроводительным документом;
Примечание: данную процедуру удобно провести утром, до кормления ребенка, чтобы избежать срыгивания и рвоты; при введении тампона в полость рта и в пробирку необходимо соблюдать те же предосторожности, что и при взятии мазка из зева, для получения достоверных результатов.
№ 12. Промывание желудка
Используют с лечебной и (реже) диагностической целью в педиатрической практике.
Условия проведения манипуляции:
v Положение детей во время промывания желудка зависит от возраста: ребенка
младшего возраста укладывают на левый бок со слегка повернутым лицом и
приподнятым на 15-20º ножным концом, ребенка дошкольного возраста
помощник усаживает к себе на колени, плотно зажав его ноги между своих и
прижав его голову к своему плечу; ребенка старшего возраста усаживают на стул,
зафиксировав при необходимости руки, закрыв грудь резиновым фартуком или
пеленкой.
v В зависимости от эмоционального состояния ребенка, открыть рот ему можно
шпателем, либо использовать для этой цели роторасширитель
v Количество жидкости для промывания желудка также зависит от возраста
ребенка, чтобы избежать водного отравления:
o новорожденным – 200 мл,
o до 6 месяцев – 500 мл,
o до 1 года – 1 литр,
o старше 1 года – 1 литр на год жизни, но не более 10 литров.
v Температура жидкости для промывания желудка у детей раннего возраста 22- 24º,
у остальных- комнатная.
v Используют для промывания желудка у грудных детей более тонкий, чем у
старших, зонд, и вместо воронки – шприц.
v Необходимо строго соблюдать следующее правило – количество вводимой
жидкости должно быть практически равно количеству выводимой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ
Медицинская сестра
ã готовит стерильный желудочный зонд, воронку (шприц), таз, кипяченую воду в
достаточном количестве, шпатель, роторасширитель, салфетку;
ã измеряет у ребенка расстояние от середины переносицы до пупка –
ориентировочную глубину введения зонда, делает на нем отметку;
ã укладывает (усаживает) ребенка в удобное для промывания положение;
ã смачивает кипяченой водой слепой конец зонда;
ã с помощью шпателя, держа его в левой руке, открывает ребенку рот, а правой –
рукой быстрым движением заводит зонд за корень языка; при необходимости
использует роторасширитель;
ã просит ребенка сделать несколько глотательных движений, либо сама
осторожно, без насилия, продвигает зонд по пищеводу до сделанной
предварительно отметки (при поспешном введении зонд может закручиваться
в пищеводе);
ã после попадания зонда в желудок, подсоединяет к нему воронку (шприц);
ã держа воронку ниже уровня желудка ребенка, заполняет воронку водой;
ã осторожно поднимает воронку вверх, пока вода из не уйдет в желудок до
горлышка воронки (шприца);
ã опускает воронку вниз, чтобы в нее стали поступать промывные воды;
ã промывные воды из воронки выливает в таз;
ã вновь заполняет воронку чистой водой и повторяет процедуру промывания пока
не получит из желудка чистые промывные воды;
ã закончив процедуру, снимает воронку (шприц) и быстрым движением извлекает
зонд;
ã убирает роторасширитель, освобождает зафиксированные руки ребенка;
ã доставляет ребенка к постели, помогает лечь.
Примечание: если при введении зонда ребенок начинает кашлять, задыхаться, синеть, следует немедленно извлечь зонд, т.к. как он попал в дыхательные пути;
Промывание желудка ребенку в бессознательном состоянии для предотвращения аспирации жидкости проводят только после интубации трахеи, осуществленной врачом.
№ 15. СБОР КАЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ГЕЛЬМИНТЫ И ПРОСТЕЙШИЕ.
В организме ребенка могут паразитировать гельминты, а так же лямблии и другие простейшие организмы. Данное исследование позволяет выявить их наличие.
Условия проведения процедуры.
ã фекалии необходимо собирать после самостоятельной дефекации
ã нельзя использовать для исследования кал с примесью мочи, воды, дезинфицирующих средств, после клизмы, введения свечей, приема внутрь веществ, окрашивающих фекалии, касторового и вазелинового масла, препарата железа, висмута, бария.
ã для получения более точных результатов при взятии кала на яйца гельминтов следует посылать в лабораторию свежие испражнения.
ã яйца гельминтов могут появляться в кале не ежедневно, поэтому анализ необходимо повторить несколько раз.
ã для получения более точных результатов при взятии кала на цисты лямблий желательно доставить материал в клиническую лабораторию немедленно после дефекации (в теплом виде).
МЕТОДИКА ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛА
Взятия кала проводится для выяснения характера переваривания пищи,
Условия проведения процедуры:
v накануне ребенку нельзя давать пищевые продукты и лекарственные вещества,
которые могут изменить окраску каловых масс (черника, свекла, черноплодная
рябина, гематоген, висмута, железа и др.).
v используют фекалии, полученные при самостоятельной дефекации.
v кал не должен содержать посторонние примеси, например: мочу, воду,
дезинфицирующие средства.
v нельзя исследовать кал после клизмы, применения ректальных свечей, приема
слабительных средств, во время диареи, в первые 2 – 3 дня после
рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта с введением
сернокислого бария.
№ 16. ВЗЯТИЕ КАЛА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование проводится с целью определения характера бактериальной флоры и чувствительности ее к антибактериальным препаратам.
Условия проведения процедуры:
v кал для исследования можно брать двумя способами:
· 1- ый – свежевыпущенный кал берут с пеленки или из горшка;
· 2 –ой - кал берут непосредственно из прямой кишки.
v наиболее достоверные результаты получают при исследовании до лечения ребенка антибактериальными препаратами.