Дифференциация медицинских дисциплин

Медико-биологическое направление. Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины в Западной Европе. Лейденская анатомическая школа. Ф.Рюйш (1638-1731, Голландия). Учебники анатомии.

Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кунсткамеры (1717). Вклад П.А.Загорского (1764-1846), И.В.Буяльского (1789-1866), Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии.

Общая патология. Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Морганьи (1682-1771), М.Биша (1771-1802). Микроскопический период. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876). Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902). Функциональное направление в патологии.

Микробиология. Эмпирический период (до Л.Пастера). Первые микроскопические наблюдения. Эмпирические методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций. Вклад русских ученых в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, 1742-1805). Открытие вакцины против оспы (Э.Дженнер, 1796, Англия) и введение оспопрививания.

Эмпирические методы борьбы с раневой инфекцией (И.Ф.Земмельвейс, Венгрия; И.В.Буяльский, Россия; Дж.Листер, Англия – основоположник метода антисептики (1867); Н.И.Пирогов, Россия).

Экспериментальный период. Л.Пастер (1822-1895, Франция) – основоположник научной микробиологии и иммунологии. Первые пастеровские станции во Франции (1885) и России (1886). Пастеровский институт в Париже.

Развитие учения о защитных силах организма: клеточная теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия) и гуморальная теория иммунитета (П.Эрлих, 1990, Германия).Развитие бактериологии (Р.Кох , 1843-1910, Германия), вирусологии: (Д.И.Ивановский, 1864-1920, Россия).

Физиология и экспериментальная медицина. Достижения по изучению отдельных систем и функций организма: Р.Декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия), Й.Мюллер (1801-1858, Германия), К.Людвиг (1816-1895, Германия), Г.Гельмгольц (1821-1894, Германия), и др.

Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: Е.О.Мухин, И.Е.Дядьковский, И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов.

Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия). Учение И.П.Павлова об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.

Клиническая медицина.Терапия. Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г.Бурхааве (1668-1738, Голландия); его учение о распознавании и лечении болезней.

Первые методы и приборы физического обследования больного. Открытие перкуссии (Л.Ауэнбруггер, 1722-1809, Австрия), посредственной аускультации (Р.Лаэннек, 1781-1826, Франция), изобретение стетоскопа (1819). Рентгеновский метод (1895).

Хирургия. Развитие техники оперативных вмешательств: Л.Гейстер (1683-1758, Германия), Ж.Л.Пти (1674-1750, Франция), Ж.Д.Ларрей (1766-1842, Франция), И.В.Буяльский (1789-1866, Россия), Б.Лангенбек (1810-1887, Германия), Н.И.Пирогов (1810-1881, Россия). Создание топографической анатомии (Н.И.Пирогов).

История открытия наркоза: эфирного (У.Мортон, Ч.Джексон, 1846, США), хлороформного (Дж.Симпсон, 1847, Англия).

Успехи хирургии в связи с открытием методов антисептики (Дж.Листер, 1867, Англия) и асептики (Э.Бергманн, К.Шиммельбуш, 1890, Германия).

Открытие групп крови: К.Ландштейнер (1900, Австрия), Я.Янский (1907, Прага). Переливание крови. Трансплантация органов и тканей.

Идея государственного здравоохранения: Й.П.Франк (1745-1821, Австрия, Россия); его труд «Система всеобщей медицинской полиции». Первый закон об общественном здравии и государственное учреждение по охране общественного здоровья (Англия, 1848). Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин (1842-1889, Россия), Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).

Тема 8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР

Организационные принципы советского здравоохранения. Этапы становления системы управления здравоохранением. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А.Семашко (1874-1949), З.П.Соловьев (1876-1928). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н.Каминский (1895-1938).

Профилактическое направление. Задачи государства в области здравоохранения; их реализация в первые годы советской власти. Декрет о национализации аптек (28.12.1918). Порядок взимания платы за отпускаемые из аптек медицинские средства. Открытие первого в стране фармацевтического института (Петроград, 1919). Борьба с эпидемиями. Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Участие населения в здравоохранении. Проблема медицинских и фармацевтических кадров и пути ее решения. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Проблемы развития медицины и фармации в России и СССР в первые годы советской власти. Пути их решения. Основные достижения. Развитие медицинской и фармацевтической науки в России и СССР в первые годы советской власти. Медицинская и фармацевтическая печать. Научные съезды. Международные конгрессы.

Открытия в области медицины и фармации и смежных с ними наук, отмеченные Нобелевскими премиями. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

История создания Всемирной организации здравоохранения.

Семинарские занятия

Тема № 1. Вводное занятие

План

1. История медицины и фармации как наука

2. Периодизация всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации

Цель и задачи занятия

Дать определение истории медицины и фармации как науки. Охарактеризовать основные этапы ее развития, перечислить источники изучения истории медицины и фармации, раскрыть цели и задачи изучения истории медицины и фармации.

Ознакомление с содержанием данной учебной дисциплины, с тематикой рефератов и докладов, требованиями к их подготовке и написанию, основными учебными пособиями и литературой для подготовки к семинарским занятиям.

Материал к занятию

История медицины и фармации это наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний, историю лекарствоведения на различных этапах истории человечества. Она непосредственно связана с общей историей культуры народов. История медицины рассматривает развитие лечебной и предупредительной медицины, медицинской практики и теории.

Знание истории медицины и фармации имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащает его теоретическими знаниями, воспитывает чувство гуманизма и патриотизма. Как предмет преподавания, история медицины и фармации дает возможность на основе изучения прошлого опыта правильно оценить достижения современной медицины и фармации.

История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие направления ее развития, совершенствование практических навыков и умений по лечению, распознаванию и предупреждению болезней.

Общую историю медицины студенты изучают на кафедре истории и философии. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, вклад ученых в их развитие, создание и деятельность медицинских учреждений. Частная история медицины подробно изучается на специальных кафедрах.

Студенту необходимо осмыслить и запомнить следующие понятия:

Медицина – (от лат. Medicina) – система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровье человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней.

Фармация – (от греч. Pharmakeia - лекарство, применение лекарств). Фармация – научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. Фармация объединяет комплекс дисциплин: фармацевтическую химию, токсикологическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и препаратов и др.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории:

· первобытное общество (2 млн. лет до н.э. 1У-1 тысячелетие до н.э.)

· древний мир (до середины 1 тысячелетия н.э.)

· средние века (с середины 1 тысячелетия до 1640 г.)

· новое время (1640-1918 гг.)

· новейшая, современная история (с 1918 г.).

В каждой из эпох медицина и фармация имела свои черты развития. Они менялись с развитием науки, техники, культуры, экономики.

Источники изучения истории медицины и фармации можно условно разделить на 7 основных групп:

1. Устные (фольклорные) – передача народом в устной форме образов реальной действительности

2. Лингвистические – отображение в речевой форме реальной исторической действительности

3. Письменные – рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, глине, керамике, бумаге, пергаменте, дереве и т.д.

4. Вещественные (материальные) – основную часть которых составляют археологические памятники, а также антропологические материалы (останки человека).

5. Этнографические – суеверия, обряды, верования, обычаи и т.д.

6. Кинофотодокументы – источники, фиксирующие события, которые могут неоднократно воспроизводиться

7. Фотодокументы – фонограммы, сделанные в момент события.

Задачи преподавания курса истории медицины и фармации:

- изучение фактических данных из прошлого медицины и фармации;

- развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины и фармации

- воспитание уважительного отношения к избранной профессии на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее лучших традиций,

- ознакомление с жизнью и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной и зарубежной медицины.

- воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чести и достоинства врача, провизора на основе изучения лучших традиций отечественной медицины и фармации.

Литература

(общая ко всем темам семинарских занятий)

· Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994; 2004

· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. М., 2004

· Заблудовский П.Е. и др. История медицины. М., 1981

· Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978

· Мирский М.Б. Медицина России ХУ1-Х1Х веков. М., 1996

· Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

· Егоров В.А., Абдулманова Е.Д. История фармации. Самара, 2002

· Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. М., 1956.

· Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. С.-Петербург, 1998

· Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМА, 2000

Тема №2

Наши рекомендации