Средства и технология оценивания компетенций

Е.Н. Якушева, А.А. Слепнев, Н.М. Попова

Рецептура

Методические указания для практических занятий

Студентов медико-профилактического факультета

Рязань, 2016

УДК 615.11 (075.83)

ББК 52.81

Я 499

  Рецензенты: А.А. Ляпкало, д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены с курсом экологии;
    О.В. Медведева, д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, организации сестринского дела с курсом социальной гигиены и организации здравоохранения ФДПО
  Авторы: Е.Н. Якушева, д.м.н., профессор, зав. кафедрой фармакологии с курсом фармации ФДПО;
    А.А. Слепнев, к.б.н., доцент кафедры фармакологии с курсом фармации ФДПО;
    Н.М. Попова, к.м.н., старший преподаватель кафедры фармакологии с курсом фармации ФДПО
  Якушева Е.Н.
Я 499 Рецептура: методические указания для практических занятий студентов медико-профилактического факультета по дисциплине «Фармакология» /Е.Н. Якушева, А.А. Слепнев, Н.М. Попова; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. – Рязань: РИО РязГМУ, 2016 – 98 с.
      Методические указания по освоению раздела общей фармакологии содержат: теоретические вопросы для подготовки к практическим занятиям, задания и справочный материал для развития практических умений и профессиональных навыков, контрольные вопросы. Методические указания подготовлены в соответствии с ФГОС ВО по специальности 32.05.01. (060105) «Медико-профилактическое дело».   УДК 615.11 (075.83) ББК 52.81  

© Якушева Е.Н., Слепнев А.А., Попова Н.М., 2016

© ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 2016

содержание

Средства и технология оценивания компетенций - student2.ru

  стр.
Предисловие
1. Теоретические вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   
2. Задания для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . .
  2.1 Твердые лекарственные формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Таблетки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Драже. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Порошки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Капсулы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Глазные пленки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2.2 Мягкие лекарственные формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Мази . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Пасты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Суппозитории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Линименты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Пластыри . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2.3 Жидкие лекарственные формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Растворы для наружного и внутреннего применения
    Капли для наружного и внутреннего применения . . .
    Суспензии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Эмульсии для внутреннего употребления . . . . . . . . .
    Настои и отвары . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Настойки и экстракты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Новогаленовые препараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Микстуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Слизи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2.4 Лекарственные формы для инъекций . . . . . . . . . . . . . .
    Аэрозоли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
3. Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   
Приложение 1. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» . . . . . . . . . . . . .  
   
Приложение 2. Приказ Минздрава России от 26.02.2013 № 94н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      
Приложение 3. Приказ Минздрава РФ № 54н от 1 августа 2012 года «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
   
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предисловие

Средства и технология оценивания компетенций - student2.ru

Методические указания для практических занятий студентов «Рецептура» составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Фармакология» по специальности 32.05.01 (060105) «Медико-профилактическое дело» в рамках реализации основной образовательной программы согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Образования (ФГОС ВО) и предназначены для самостоятельной работы студентов 3 курса медико-профилактического факультета.

Перечень формируемых при работе с настоящими указаниями общекультурных и профессиональных компетенций соответствует образовательному стандарту специальности и рабочей программе дисциплины «Фармакология»:

Образовательный стандарт Код специальности, квалификация Перечень компетенций
ФГОС ВПО (ФГОС 3) Специалист ОК-4, ОК-7, ОК-8, ПК-5, ПК-10, ПК-16, ПК-17, ПК-21
ФГОС ВО (ФГОС 3+) 32.05.01 Врач по общей гигиене, по эпидемиологии ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-8, ПК-1, ПК-12

Формирование компетенций определяется выполнением следующих типов заданий:

1. Теоретические вопросы.

2. Информация о типичных ошибках при выписывании рецептов различных лекарственных форм.

3. Приведение информации о лекарственных формах в логическое соответствие.

4. Определение наличия связи и ее направленности между утверждениями о лекарственных формах лекарственных веществ.

5. Задания для самостоятельной работы.

6. Контрольные вопросы.

Блок заданий «знать» вырабатывает способность интерпретировать полученную из разных источников информацию о лекарственных формах, сравнивать лекарственные формы, ориентироваться в вопросах рецептуры. Блок «уметь» формирует способность определять соответствие форм лекарственных препаратов регламентирующим требованиям при составлении рецепта. Блок «владеть» формирует навыки выписывания рецептов различных лекарственных форм для решения профессиональных задач.

Разделы учебно-методических указаний соответствуют темам практических занятий по фармакологии в соответствии с учебным планом и включают вопросы для подготовки к практическим занятиям и задания для самостоятельной работы.

Приложение к настоящим методическим указаниям содержит информацию по важнейшим рецептурным сокращениям и регламентирующим документам.

Перечень литературных источников для выполнения заданий приведен в соответствующем разделе указаний.

Средства и технология оценивания компетенций

Выполнение всех заданий настоящих указаний в полном объеме и качестве создает условия для освоения студентом обозначенных компетенций на пороговом уровне.

Уровень сформированности элементов компетенций определяется путем проведения текущего и рубежного контроля в виде устного опроса, проверки оценочных материалов практического занятия и самостоятельной работы студента (решений задач и заданий репродуктивного и реконструктивного уровня, оформленных в рабочей тетради), тестирования и контрольных работ согласно учебному плану и фонду оценочных средств рабочей программы. Для расчета оценки используется балльно-рейтинговая система.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Средства и технология оценивания компетенций - student2.ru

1. Понятие о лекарственном средстве и лекарственной форме. Классификация лекарственных форм по агрегатному состоянию.

2. Рецепт, его структура. Правила выписывания рецептов на лекарства амбулаторным больным. Формы рецептурных бланков. Прописи магистральные, официнальные, мануальные.

3. Основы дозологии. Виды доз. Общие принципы дозирования.
Способы дозирования лекарственных средств. Понятие о
терапевтическом индексе и широте терапевтического действия.
Биологическая стандартизация, понятие о международных единицах активности. Принципы определения доз для детей и лиц пожилого возраста. Обоснования для разделения лекарственных средств на ядовитые, сильнодействующие и прочие. Чтение доз в рецепте, их проверка и коррекция.

4. Характеристика твердых лекарственных форм, пути введения их в организм. Механизмы резорбции химических (лекарственных) веществ из желудочно-кишечного тракта. Факторы, влияющие на скорость и полноту всасывания.

5. Таблетки. Классификация таблеток по способу приготовления и употребления. Таблетки пролонгированного действия. Таблеточные покрытия - дражированные, пленочные (водорастворимые, растворимые в желудке, кишечнорастворимые, нерастворимые), прессованные. Правила прописывания таблеток в рецепте.

6. Драже. Гранулы. Понятие о микродраже. Правила прописывания драже.

7. Глазные лекарственные пленки, их назначение и правила прописывания.

8. Порошки Классификация порошков по составу, дозированию, степени измельчения и способу употребления. Основные приемы приготовления порошков и правила их прописывания.

9. Понятие о капсулах, их виды (крахмальные, желатиновые глютоидные). Капсулы специального применения - ректальные, пеллеты, содержащие меченые радиофармацевтические препараты. Микрокапсулы (спансулы, медуллы и др.), их значение. Правила выписывания капсул в рецепте.

10. Карамели. Пастилки. Карандаши. Пилюли. Основные приемы приготовления пилюль. Значение их в современной фармакотерапии.

11. Сравнительная оценка практического значения твердых лекарственных форм для фармакотерапии, значение и применение лекарственных форм, приготавливаемых в аптеках и на фармацевтических предприятиях.

12. Мази. Классификация мазей по типу дисперсных систем. Мазевые основы, их характеристика, практическое значение в проявлении фармакологического эффекта. Правила прописывания мазей. Характеристика и особенности состава и приготовления глазных мазей.

13. Пасты. Особенности приготовления, терапевтическое применение и практическое значение. Правила прописывания паст в рецепте.

14. Пластыри твердые и жидкие (кожные клеи), их характеристика, практическое значение, правила прописывания.

15. Суппозитории ректальные и вагинальные. Палочки. Характеристика и практическое значение. Основы, используемые для их приготовления. Правила прописывания в рецепте.

16. Современные ректальные лекарственные формы (ректальные таблетки, желатиновые ректальные капсулы, микроклизмы, мази, аэрозоли, тампоны), их практическое значение.

17. Механизмы резорбции химических (лекарственных) веществ при введении через кожу и слизистые оболочки. Особенности всасывания лекарственных веществ через кожу.

18. Жидкие лекарственные формы для наружного и внутреннего употребления. Растворы. Характеристика веществ, используемых в качестве растворителей и извлекающих жидкостей.

19. Растворы для наружного употребления (обмывания и промывания, полоскания, примочки, смазывания, спринцевания). Правила прописывания рецептов.

20. Понятие о лекарственных клизмах. Правила прописывания рецептов.

21. Растворы для внутреннего употребления, практическое значение. Правила прописывания.

22. Особенности и характеристика глазных капель. Правила прописывания рецептов.

23. Суспензии. Терапевтическое значение, применение, правила прописывания.

24. Эмульсии. Виды эмульсий. Отрицательные и положительные свойства эмульсий и их терапевтическое значение. Правила прописывания в рецепте.

25. Линименты. Виды линиментов, их практическое значение и правила прописывания в рецепте.

26. Слизи. Воды. Сиропы. Терапевтическое значение, способы применения.

27. Понятие о вытяжках. Методы извлечения лекарственных
веществ и извлекающие жидкости. Настои и отвары. Способы
приготовления. Сравнительная характеристика. Правила прописывания в рецепте.

28. Сборы лекарственные. Чаи сложные. Практическое значение и применение. Правила прописывания.

29. Настойки и экстракты, виды экстрактов. Способы приготовления. Сравнительная характеристика. Правила прописывания в рецепте.

30. Понятие о новогаленовых препаратах, особенности изготовления. Правила прописывания в рецепте.

31. Понятие о медицинских маслах, их практическое значение.

32. Микстуры, виды микстур в зависимости от их физико-химических свойств и состава. Правила приготовления и прописывания в рецепте.

33. Лекарственные формы для инъекций (водные и масляные растворы, суспензии, эмульсии; стерильные порошки, таблетки и их растворители).

34. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций - стойкость, стерильность, отсутствие механических примесей, апирогенность и др.

35. Правила прописывания в рецепте лекарственных форм для инъекций: ампульные и неампульные растворы для инъекций, порошкообразные и таблетированные формы для инъекций, инъекционные препараты из биологических тканей.

36. Лекарственные формы для ингаляций (в полости организма и для наружного применения). Понятие об аэрозолях, размеры частиц в аэрозолях, используемых для ингаляций и других назначений. Правила прописывания аэрозолей в рецепте.

37. Перспективы разработки новых технологий изготовления лекарственных форм, повышающих эффективность медикаментозной терапии и устраняющих побочное действие, использование
высокополимерных основ, использование иммобилизированных
лекарственных форм и др.

38. Особенности поступления химических (лекарственных) веществ при парентеральном и ингаляционном способах введения.

Наши рекомендации