Рабочее место зубного техника
Стол 100х80х60 с полукруглым вырезом, в котором укреплен финагель из бука. Стол снабжен выдвигающимся поддоном для сбора отходов материалов и ящиками для инструментов; справа находиться тумбочка для хранения моделей и материалов. Стол снабжен осветительными приборами (слева или сверху, микромотором газовой горелкой. Рядом могут находиться:
· - аппарат для протягивания гильз,
· пресс для штамповки коронок,
· фрезерерные станки.
Инструменты:
· зуботехнический шпатель,
· пинцет,
· щипцы (в т.ч.крампонные),
· гипсовый нож,
· ножницы по металлу,
· лобзик,
· молоточек с наковальней,
· свинцовая подушка,
· напильники,
· штихели,
· полировальные инструменты,
· наждачная бумага.
Техника безопасности работы с оборудованием.
Эксплуатация оборудования технически исправного, допущенного к использованию органами контроля за работой медицинской техники. Использование оборудования по предназначению в рамках технических нормативов, ведение документации по контролю за состоянием оборудования.
В з/т лабораториях запрещается:
· оставлять без присмотра спиртовки и газовые горелки, аппараты, включенные в электрическую сеть, держать вблизи них легковоспламеняющиеся вещества,
· хранить и применять препараты без этикеток или в поврежденной упаковке,
· работать при отключенных системах водоснабжения, вентиляции, канализации,
· работать без установленной спецодежды и предохранительных приспособлений,
· выполнять технологические процессы в помещениях, не приспособленных для этих целей
Санитарная безопасность работы стоматолога.
При работе стоматолог должен использовать: спецодежду (халат/костюм, колпак), замена одежды производится ежедневно; сменную обувь из нетканого материала (эргономичным является использование обуви с каблуком высотой 3-5мм); маску одноразовую или марлевую (2-3 слойную); резиновые перчатки (лучше текстурированые без талька), меняя их при каждом новом пациенте, у хирурга – стерильные перчатки.
Соблюдение правил обработки рук: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец. Высушивание рук после мытья производится одноразовыми тканевыми или бумажными полотенцами. Мытье рук проводится по специальной схеме. Обработка рук проводится двумя способами: мытьем мысом и водой и обработка кожным антисептиком. При наличии микротравм, поврежденная поверхность кожи рук заклеивается лейкопластырем. Во время лечения нельзя вести записи, прикасаться руками к телефонной трубке, принимать пищу и пользоваться косметикой.
При работе должны использоваться защитные очки или экраны.
Особая настороженность при загрязнении кровью одежды, перчаток, инструментария. Наличие на рабочем месте аптечки «Анти-спид». Регулярное прохождение профосмотров, флюорографии. Проведение прививок против гепатита, дифтерии. Наличие санитарной книжки. Регулярный санитарный инструктаж. Во время работы с пациентом должны использоваться одноразовые или легкодезинфецирующиеся многоразовые стаканы, нагрудные салфетки, чехлы на подголовник и рукоятки светильников стоматологической установки, бахилы.
Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия в стоматологическом кабинете.
Медицинские изделия, применяемые при стоматологических манипуляциях, подлежат санитарной обработке последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации и последующему хранению в условиях исключающих их вторичную контаминацию организмами. Изделия однократного применения подлежат дезинфекции и последующей утилизации.
Дезинфекция (обеззараживание) – мероприятие, направленное на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на изделиях мед.назначения.
Для дезинфекции(очистки, стерилизации и хранения) используются средства официально допущенные к применению в РФ. Дезинфекция проводится химическими средствами (включая кожные антисептики, средства для предстерилизационной очистки и стерилизации), оборудованием (дезинфекционными камерами, термодезинфекторами, моечными машинами и др.) и вспомогательным оборудованием и материалами (распыляющее устройство, УФ-лампы, камеры с УФ облучением и др.).
Предстерилизационная очистка медицинских изделий проводится:
· ручным способом в растворе моюще-дезинфицирующего средства;
· механизированным способом в ультразвуковом очистителе с использованием моюще-дезинфицирующего средства.
После использования моюще-дезинфицирующих средств, обязательно промывание (очистка) под проточной водопроводной водой, ополаскивание изделия в дистиллированной воде и высушивание на тканевом полотенце.
Стерилизация – полное уничтожение всех видов микроорганизмов и их спор на медицинских изделиях и инструментах, путем воздействия физических и химических факторов. Методы стерилизации: паровой - в автоклавах под избыточным давлением от 0,5 до 2,1 Атм и температурой 110-134 0С продолжительностью до 45 минут (автоклавирование); воздушный - сухим горячим воздухом температурой не менее 1800С не менее 60 минут в сухожаровых шкафах (стерилизаторах); гласперленовый – термическая обработка в среде нагретых стеклянных шариков с температурой 190-2500С 20 секунд (дополнительный экспресс метод стерилизации некоторых стоматологических инструментов не имеющих полостей); жидкостный метод - химическая или холодная стерилизация средствами с сильнодезинфицирующим эффектом.
Хранение стерильных инструментов: стерильный стол, герметично запечатанные в крафт-пакеты изделия, предварительно стерилизуемые в них, стерильные боксы (чашки Петри), ультрафиолетовые камеры.
На этапах дезинфекции, очистки, стерилизации, хранения проводится контроль (физическими, химическими и бактериологическими методами) качества: удаления с медицинских изделий биологических загрязнений, очистки изделий от дезинфицирующих и моющих средств, их стерильности, качества дезинфицирующих средств, соблюдение режимов работы стерилизационной аппаратуры. Ведутся строгий учет и отчетность по всем вышеперечисленным мероприятиям санитарно-гигиенического контроля.
Учебно-методический материал:
1. План-схема стоматологического кабинета.
2. Учебный плакат «Современная стоматологическая установка»
3. Рисунок «Стоматологический компрессор».
4. Рисунок «Столик для стерилизации инструментов («ультрафиолетовый прилавок»).
5. Рисунок «Кварцевая лампа».
6. Рисунок «Ультразвуковая ванна для очистки инструментов».
7. Рисунок «Автоклав» («Сухожаровой шкаф»).
8. Рисунки лотков для инструментов.
9. Лоток с инструментами:
10. зеркала разнообразных размеров и форм рукояток;
11. зонды диагностические;
12. пинцет зубоврачебный.
13. План-схема «Гигиеническая цепочка».
14. лоток с основными з/т инструментами
15. з/т бормашина
16. шлифмотор
17. паяльный аппарат
18. аппарат для протягивания гильз
19. чашка для замешивания гипса
20. воскотопка
21. емкость для замешивания пластмассы
Развивающие и творческие навыки:
1)Демострации методик работы со стоматологическими инструментами, методик проведения санитарной обработки стоматологического инструментария.
2) - знакомство со стоматологической поликлиникой
- демонстрация рабочего места зубного техника
- демонстрация работы с газовыми горелками, со шлифмотором
Самостоятельная работа студентов:
- оформить документы по технике безопасности
- оценить свой внешний вид с точки зрения техники безопасности
- научиться работать с газовыми горелками
Каждый студент должен освоить методики работы со стоматологическими инструментами и самостоятельно провести санитарную обработки инструмента, выбранного преподавателем.
Домашнее задание: по результатам занятия заполняется протокол
Тестовый контроль по всему материалу темы:
1.1. Площадь кабинета на одну стоматологическую установку (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) не менее 5 м2
2) не менее 9 м2
3) не менее 14 м2 +
4) не менее 16 м2
5) нормативы отсутствуют
1.2. При установке дополнительной стоматологической установки площадь должна быть увеличена на каждое кресло (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) на 5-7 м2
2) на 7 м2
3) на 10 м2 +
4) на 14 м2
5) норматив отсутствует
1.3. При установке дополнительного стоматологического кресла без бормашины дополнительно выделяется (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) на 5-7 м2
2) на 7 м2 +
3) на 10 м2
4) на 14 м2
5) норматив отсутствует
1.4. При наличии в кабинете нескольких стоматологических установок обустраиваются непразрачной перегородки между креслами высотой не ниже (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) 1,5 м +
2) 1,75 м
3) 2 м
4) на высоту потолка
5) обустройство не обязательно
1.5. Высота от пола до потолка в стоматологическом кабинете должна быть (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) не менее 2,6 м +
2) не менее 2,8 м
3) не менее 3,0 м
4) не менее 3,5 м
5) норматив отсутствует
1.6. Уровень общего искусственного освещения в стоматологическом кабинете на рабочих поверхностях (за исключением локального освещения стоматологической установки) при люминесцентных лампах составляет (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) 200 лк
2) 300 лк
3) 400 лк
4) 500 лк +
5) нормативов не установлено
1.7. Уровень освещенности, создаваемый местным источником освещения (светильником стоматологической установки) не должен превышать уровень общего освещения (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) более чем в 5 раз
2) более чем в 10 раз +
3) более чем в 15 раз
4) более чем в 20 раз
5) нормативов нет
1.8. При отсутствии отдельного помещения для стерилизационной в стоматологическом кабинете необходимо иметь (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) одну раковину
2) две раковины +
3) три раковины
4) допустим как первый, так и второй вариант
5) нормативов нет
1.9. Воздухообмен в стоматологических медицинских организациях, имеющих не более 3х стоматологических кресел (за исключением операционных) (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) допускается естественный воздухообмен, за счет проветривания +
2) необходима приточная принудительная вентиляция
3) необходима отточная принудительная вентиляция
4) необходима приточно-отточная вентиляция
5) необходим кондиционер
1.10. Внутренняя отделка стен, полов и потолков помещений должна быть выполнена (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) из материалов, позволяющих проводить влажную уборку
2) дополнительно к 1) используемые для отделки материалы должны иметь санитарно-эпидемическое заключение госсанэпиднадзора
3) из материалов, позволяющих проводить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств
4) дополнительно к 3) используемые для отделки материалы должны иметь санитарно-эпидемическое заключение госсанэпиднадзора +
5) нормативов нет
1.11 Правила работы в перчатках в стоматологических медицинских организациях согласно СанПиН 2.1.3.2630-10. Найдите правильное положение:
1) использование перчаток не обязательно;
2) перчатки используются у пациентов, где при манипуляциях возможно появление крови;
3) перчатки меняются на новые после приема каждого пациента; +
4) прием в перчатках, смена проводится при их разрыве;
5) нормативов нет.
1.12. Стоматологический кабинет должен быть обеспечен, на каждое рабочее места врача, комплектом наконечников состоящим из (СанПиН 2.1.3.2630-10):
1) 2х наконечников (турбинного и прямого/углового микромоторного);
2) 3х наконечников (турбинного, прямого и углового микромоторных);
3) 4х наконечников ( 2х турбинных, прямого и углового микромоторных);
4) 6 наконечников (2х турбинных, 2х прямых и 2х угловых микромоторных); +
5) норматив отсутствует
1.13. Рабочий модуль врача современной стоматологической установки любого класса на общем приеме по современным эргономическим концепциям должен быть:
1) один рукав
2) три опции: наконечник «вода-воздух», шланг для турбины, микромотор
3) четыре опции: наконечник «вода-воздух», шланг для турбины, микромотор, внутриротовую видеокамеру
4) пять опций: наконечник «вода-воздух», шланг для турбины, два микромотора, ультразвуковой наконечник (или пневматический) для снятия зубных отложений +
5) пять опций: наконечник «вода-воздух», шланг для турбины, микромотор, ультразвуковой наконечник для снятия зубных отложений, внутриротовую видеокамеру
1.14 Смена санитарной одежды (халата, рабочего костюма, шапочки) медицинским персоналом стоматологической клиники согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 проводится:
1) ежедневно +
2) через 3 дня
3) еженедельно
4) один раз в месяц
5) нормативов нет
1.15. На каждого зубного техника предусматривается:
1) 10 м3 объема помещение и 5 м2 площади
2) 13 м3 объема помещение и не менее 4 м2 площади +
3) 3 м3 объема помещение и 10 м2 площади
4) 5 м3 объема помещение и 5 м2 площади
5) Нормативы отсутствуют
1.16. Высота потолка до пола в з/т лаборатории должна быть:
1) 2,6 м +
2) 2,8 м
3) Не менее 3 м
4) Не менее 3,5 м
5) Нормативы отсутствуют
1.17. Уборка в з/т лаборатории проводится:
1) 1 раз в неделю
2) 2 раза в день
3) 1 раз в месяц
4) Ежедневно
5) Нормативов нет
1.18. Работа с драгоценными сплавами осуществляется:
1) В литейной
2) В отдельном помещении с сигнализацией +
3) В гипсовочной
4) В полимеризационной
5) Допустим 1 и 3 вариант
1.19. Вакуумный смеситель используется для:
1) Обжига керамической массы
2) Замешивания гипса
3) Замешивания облицовочных и формовочных масс +
4) Для литья сплавов
5) Для шлифования протезов