Гигиена детей и подростков

Нормативные документы: СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; СанПиН 2.2.1/2.11.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10 «Изменения и дополнения №1 к санитарным правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.11.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» (приложение).

.

ЗАДАЧА № 1

Девочка, родившаяся 19 февраля 1994 года, прошла медицинское и психофизиологическое обследование (20 марта 2000 года) с целью определения готовности к школе.

Девочка имеет следующие соматометрические показатели: длина тела – 124 см, масса тела – 24,6 кг, окружность грудной клетки – 55 см. Количество постоянных зубов – 4. Субъективные жалобы: отмечается быстрая утомляемость при незначительных нагрузках, частая головная боль. В течение последнего календарного года болела 4 раза (2 раза ОРВИ, ангина, ветряная оспа).

Тест Керна-Ирасека выполнила с оценкой 6 баллов. Дефектов звукопроизношения не выявлено.

ЗАДАНИЕ

1. Определите точный возраст ребенка.

2. Оцените представленные медицинские и психофизиологические критерии готовности к обучению в школе.

3. Определите группу здоровья.

4. Дайте заключение к возможности обучения и рекомендации на предстоящий летний период.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. Для определения точного возраста необходимо из даты обследования вычесть дату рождения ребенка, используя общеизвестные математические закономерности или воспользоваться таблицей. Точный возраст ребенка составляет 6 лет 1 месяц и 1 день, т.е. 6 лет.

2. Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обычно определяют по числу постоянных зубов, количество которых у девочек 6 лет может быть от 1 до 6. В данном случае уровень биологического развития соответствует возрасту.

Для оценки физического развития регрессивным методом используем шкалы, составленные на основе региональных стандартов и таблицы, разработанные общепринятым методом регрессивного анализа. В соответствующий полу и возрасту ребенка таблице находим его рост - он относится к группе выше среднего. Затем строго по горизонтальной строке находим соответствующий данному росту диапазон массы тела (с учётом допустимого сигмального отклонения). При росте 124 см колебания массы тела могут быть в интервале от 22,3 до 28,3 кг. Следовательно, фактическое значение массы тела девочки попадает в данный диапазон. Итак, физическое развитие ребенка выше среднего, гармоничное или нормальное.

На основании результатов психофизиологического обследования ребенок считается готовым к школьному обучению, если он получает за выполнение трех заданий в сумме от 3 до 9 баллов. Большая абсолютная величина показателя соответствует меньшей степени «школьной зрелости». В данном случае общий результат выполнения теста Керна-Ирасека - 6 баллов. Следовательно, девочка готова к поступлению в школу.

3. При определении группы здоровья следует обратить внимание на субъективные жалобы ребенка: утомляемость, головные боли, раздражительность, плаксивость. Астенические проявления позволяют отнести девочку ко II группе здоровья (здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям).

4. Показаний к отсрочке поступления в школу с 6-лстнего возраста нет, т.к. ребенок по уровню биологического развития соответствует возрасту, не имеет дефектов звукопроизношения, не имеет отклонений в состоянии здоровья, указанных в перечне медицинских показаний к отсрочке, выполнил тест Керна-Ирасека с хорошей оценкой.

Девочка готова к поступлению в школу по медицинским (уровень биологического развития, состояние здоровья перед поступлением в школу, острая заболеваемость за предшествующий год) и психофизиологическим критериям (результат выполнения теста Керна-Ирасека и качество звукопроизношения).

В связи с имеющимися отклонениями со стороны нервной системы (астенические проявления) врачебно-педагогическая комиссия в составе врача школы, педагога, логопеда и педиатра должна дать родителям рекомендации по нормализации режима и отдыха в предстоящий летний период (достаточное пребывание на свежем воздухе, проведение закаливающих мероприятий и др.).

ЗАДАЧА № 2

В 4-летней начальной школе в первой четверти учебного года составлено расписание занятий. Для 4 «А» класса оно выглядит следующим образом (Таблица 1.):

Таблица 1.

День недели Предметы Баллы
Понедельник Русский язык Математика Физкультура Иностранный язык  
Вторник Математика Труд Труд Иностранный язык Русский язык    
Среда Природоведение Русский язык Математика Иностранный язык  
Четверг Математика Иностранный язык История Русский язык Литература    
Пятница Русский язык Рисование Физкультура Математика  
Суббота Математика Русский язык Музыка История  

Спустя три недели от начала занятий к директору школы стали обращаться родители учеников с жалобами на чрезмерную усталость детей, снижение их успеваемости. Преподаватели обратили внимание на ухудшение дисциплины на занятиях.

ЗАДАНИЕ

1. Оцените школьное расписание для 4 «А» класса.

2. Внесите в расписание изменения, направленные на приведение его в более оптимальный вид.

3. Какова максимально допустимая недельная нагрузка для учащихся 4 класса при 6-дневной учебной неделе?

4. Допускается ли проведение сдвоенных уроков в начальной школе?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. Субъективные жалобы школьников, снижение успеваемости и изменения в поведении являются следствием чрезмерной нагрузки на занятиях, что подтверждается при детальном анализе расписания.

Количество проводимых уроков превышает максимально допустимую недельную нагрузку на 1 час. Распределение различных по трудности предметов в недельном цикле не совпадает полностью с динамикой недельной работоспособности учащихся: подсчитанная в баллах за день по сумме всех предметов интенсивность нагрузки (шкала трудности предметов И.Г.Сивкова) составляла в понедельник - 33 балла; во вторник - 36 баллов, снижалась к среде до 34 баллов, достигала в четверг максимума - 43 балла, а затем снижалась к пятнице (25 баллов) и субботе (27 баллов).

При составлении расписания на учебный день не были учтены изменения работоспособности младших школьников в течение дня, что привело к нарушению чередования трудных уроков и лёгких, а также с занятиями, на которых преобладает динамический компонент (например, в понедельник и среду на последних уроках проводились занятия по иностранному языку, в пятницу последним уроком была математика и др.) Кроме того, в расписании имелся сдвоенный урок (по труду во вторник), что категорически запрещено в начальной школе.

Перечисленные нарушения способствовали накоплению утомления у школьников в ходе учебных занятий.

Для коррекции представленного расписания необходимо распределить учебную нагрузку таким образом, чтобы наибольшая её интенсивность приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегчённым днем. С этой целью можно один из уроков труда (во вторник) заменить историей. Это приведет к увеличению нагрузки во вторник до 40 баллов и снизит ее в четверг до 39 баллов. Снизить нагрузку в среду (до 30 баллов) возможно за счет замены урока природоведения рисованием. Уроки с преобладанием динамического компонента (физкультура, труд, рисование, музыка) должны быть представлены в расписании в часы наибольшего снижения работоспособности у младших школьников (3-й урок).

Таблица 2.

Предлагаемый вариант расписания
  Понедельник Иностранный язык Математика Физкультура Русский язык   33 балла
    Вторник Математика Иностранный язык Труд Русский язык История     40 баллов
  Среда Математика Иностранный язык Рисование Русский язык   30 баллов
    Четверг Математика Иностранный язык Труд Русский язык Литература     39 баллов
  Пятница Русский язык Математика Физкультура Природоведение   29 баллов
  Суббота Математика Русский язык Музыка История   27 баллов

График недельной нагрузки в этом случае будет иметь оптимальный вид.

3. В соответствующими действующими санитарными нормами и правилами для 2-х – 4-х классов четырехлетних начальных школ максимально допустимая недельная нагрузка не должна превышать 25 часов (при 6 дневной учебной неделе)

4. Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается.

ЗАДАЧА № 3

В детском саду из вновь поступивших детей сформирована группа в возрасте 4-5 лет, ранее не закаливавшихся. По состоянию здоровья и физическому развитию дети находятся на одном уровне. Условия для проведения закаливающих процедур имеются.

ЗАДАНИЕ

1. Дайте рекомендации по организации процесса закаливания.

2. Что понимают под закаливанием?

3. Что лежит в основе закаливания?

4. Все ли дети могут подвергаться процессу закаливания?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. Для детей данного возраста (4-7 лет), ранее не закаливавшихся, закаливание необходимо начинать с воздушных ванн при t° воздуха 22° и доводится до 16°-14° при местных и при общих до 19°-18°, временная экспозиция от 3 мин. до 40 мин. (1-2 раза в день). Через 10 сеансов подключаются солнечные ванны 3-5 мин. в начале; конечная 25-30 мин. Водные процедуры: местное обтирание при t° воды 35°-36° сверху вниз, заканчивая общим обтиранием; местное обливание снизу вверх (ступни, голень бедра, обл.таза, живот, поясница, грудь, спина, голова) и затем общее обливание, t° воды снижается на 2° ежедневно. Купание в бассейне или в открытом водоеме при t° воздуха 25° и воды 23°.

2. Закаливание - это комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма с помощью естественных факторов: солнца, воздуха и воды, используя охлаждающий эффект двух последних.

3. В основе закаливания лежат механизмы адаптации организма к меняющимся количественным и качественным показателям температуры воздуха и воды, влажности и подвижности воздушных масс, интенсивности солнечной радиации путем тренировки процессов терморегуляции.

4. Медицинских отводов от закаливания практически нет. Исключение составляют лишь острые заболевания, после которых процесс закаливания обязательно должен возобновляться.

ЗАДАЧА № 4

Средняя образовательная школа г. Владикавказа, рассчитанная на 464 учащихся, расположена на территории микрорайона внутриквартально на расстоянии 50 м от межквартальных проездов. С наветренной стороны в 100 м от школы имеется промышленное предприятие 2 класса.

Земельный участок прямоугольной формы, общая площадь составляет 2,1 га. На участке выделены следующие зоны: физкультурно-спортивная, учебно-опытная, зона отдыха и зона хозяйственного двора с отдельным въездом с улицы. Площадь зеленых насаждений составляет 12000 м.

Здание школы имеет блочную планировку: имеется 3 учебных двухэтажных блока (А, Б, В) и административно-хозяйственный корпус.

Учебные помещения для младших классов (4 класса) расположены на первом этаже блока А. Площадь классных комнат 53,5 м2 (7,6 х 7,04 м), окна ориентированы на южную сторону горизонта. На втором этаже имеются кабинеты для учащихся средних и старших классов: кабинет математики, литературы, русского языка (площадью 53,5 м2), черчения и рисования (74,8 м2) и военной подготовки (62,8 м2 с лаборантской и комнатой хранения оружия). Лаборатории физики, химии и биологии расположены на первом этаже блока Б. Площадь лабораторий 73-74 м2, имеются лаборантские (17-18 м2) с отдельным входом из коридора. В третьем учебном блоке (В) первый этаж занимает спортивный зал размером 9 х 13 м (117 м2), а также две раздевальни с душевыми и туалетными комнатами, снарядная и комната инструктора. На втором этаже расположена комбинированная мастерская по обработке металла и древесины (52,3 м2), комната мастера и инструментальная.

Помимо перечисленного, в школе имеются помещения для организации продленного дня, библиотека, актовый зал, столовая и медицинский пункт.

ЗАДАНИЕ

Оцените представленное архитектурно-планировочное решение школьного участка и здания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

Наилучший вариант размещения школы на территории микрорайона – внутри- квартальное, на достаточном удалении от межквартальных проездов. Однако, в данном случае расстояние от проезжей части дорог не выдержано (50 м вместо 100-170 м). Кроме того, не соблюдена величина санитарно-защитной зоны от промышленного предприятия 2 класса - величина ее должна быть не менее 500 м.

Размеры земельного участка и его конфигурация полностью соответствуют гигиеническим требованиям: площадь на одного учащегося составляет более 40 м2, на участке имеются все основные зоны, для зоны хозяйственного двора предусмотрен отдельный въезд с улицы, более 50% площади территории участка озеленено.

Композиция школьного здания блочная, в наибольшей степени соответствующая сохранению секционности. Основные помещения школы - классные комнаты и кабинеты - имеют достаточную площадь (более 50 м2) и допустимые размеры, за исключением кабинета военной подготовки (его площадь должна быть 72 м2). Лаборатории физики, химии и биологии расположены на первом этаже блока Б, площадь лабораторий достаточна, при каждой из них имеется лаборантская комната. Предназначенная для трудового обучения школьников комбинированная мастерская расположена на 2 этаже, что не согласуется с требованиями СанПиН, площадь ее недостаточна для рационального размещения оборудования. Мастерские желательно размещать на первом этаже в торце здания и иметь дополнительный выход. Площадь мастерских определяется из расчета 6 м2 на 1 учащегося и рассчитывается на половину учащихся класса. Спортивный зал в средних школах на 10-16 классов должен иметь площадь 162 м2 (18 х 9 м). Следовательно, в данном случае длина зала уменьшена на 5 м, что привело к уменьшению его площади до 117 м2.

ЗАДАЧА № 5

Детское дошкольное учреждение - ясли/сад г. Владикавказа - находится на границе микрорайона и расположено в 100 м от промышленного предприятия 3 класса. Земельный участок детского дошкольного учреждения имеет угловое расположение в микрорайоне. Непосредственно в ближайшем окружении находятся жилые дома. На территорию участка имеется два входа: один вход для детей с родителями и обслуживающего персонала; второй - въезд к пищеблоку.

На территории участка яслей-сада, рассчитанного на 240 детей (10 групп), выделены: групповые-игровые площадки, числом 10, оборудованные навесами и песочницами; общая физкультурная площадка; хозяйственная площадка. Групповые-игровые площадки разделены зелёными насаждениями (кустарником). Площадь зелёных насаждений составляет 30%.

Ясли-сад располагается в типовом здании, главный фасад обращен на юг. Здание 2-х этажное, состоит из помещений для детей преддошкольного возраста, для детей дошкольного возраста и административно-хозяйственных помещений. Помещения для детей преддошкольного возраста (ясельные) и административно-хозяйственные располагаются на 1-ом этаже, а помещения для детей дошкольного возраста на 2-ом этаже. Дети разделены на 10 групп соответственно возрасту (ясельные и дошкольные).

Помещения для детей ясельного возраста имеют наружный общий вход в здании для 2-х групп, а для детей дошкольного возраста для 4-х групп.

В состав помещений для детей ясельного возраста входят: приемная, игральная, спальня, буфетная, туалет. В состав помещений для детей дошкольного возраста входят: раздевальня, групповая, спальня, буфетная, туалет. Окна игральных и групповых комнат имеют южную ориентацию.

Световой коэффициент в игральных и групповых комнатах равен 1:5, коэффициент заглубления 1:2,5.

На 1-ом этаже здания располагается музыкальный зал площадью 100 м2; комнаты для занятий по развитию речи и ручного труда; медицинский пункт, состоящий из медицинской комнаты, процедурного кабинета и изолятора. Пищеблок и служебно-бытовые помещения расположены на 1-ом этаже изолированно от детских групп.

ЗАДАНИЕ

Дайте оценку условий размещения и планировки яслей/сада.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

Данное детское дошкольное учреждение (ясли/сад) размещено с нарушением действующих норм и правил - участок имеет угловое, а не втутриквартальное расположение; не соблюдена ширина санитарно-защитной зоны от промышленного предприятия (100 м вместо положенных по нормам 300 м); не выдержан процент озеленения территории (30% вместо положенных 50%).

ЗАДАЧА № 6

К началу учебного года необходимо оборудовать класс для перво­классников. Согласно данным обменных карт учащиеся будущего клас­са имеют рост:

107 см — 3 чел 134 см — 2 чел
112 см — 3 чел 135 см — 7 чел
120 см — 5 чел 140 см — 3 чел
125 см — 5 чел 141 см — 5 чел
130 см — 1 чел 146 см — 1 чел
131 см — 4 чел  

Трое детей с ростом 112 см, 135 и 141 см имеют нарушения остро­ты зрения, и у одного ребенка при росте 115 см имеется нарушение слуха.

Для освещения класса площадью 50 м2 предусмотрены 10 светильни­ков. Напряжение в сети — 220 в. Коэффициент линейного распределе­ния — е = 2,5.

В классе световой коэффициент —1 : 5; КЕО - 1,5%, освещенность естественным светом на парте — 600 лк.

ЗАДАНИЕ

1. Составьте заявку на парты для будущего класса.

2. Разработайте инструкцию для преподавателя по расстановке парт и посадке учащихся.

3. Оцените освещенность в классе естественным светом и рассчитай­те необходимую мощность ламп накаливания для искусственного осве­щения класса.

4. С риском каких нарушений состояния здоровья школьников ассо­циируются нарушения уровней освещенности и неправильная посадка школьников во время уроков?

ЗАДАЧА № 7

Решите вопрос о готовности ребенка к обучению в школе, если его биологический возраст опережает паспортный. Ребенок имеет дисгар­моничное физическое развитие за счет дефицита массы тела, 4-ю груп­пу здоровья, выполняет тест Керна-Иразека на 12 баллов и имеет по­ложительный результат по мотометрическому тесту.

ЗАДАНИЕ

1. Дайте определение понятия «школьная зрелость».

2. Перечислите основные критерии функциональной зрелости.

3. Оцените морфо-функциональное со­стояние ребенка перед поступлением в школу.

4. Дайте рекомендации, если они требуются, родителям ребенка.

ЗАДАЧА № 8

Ребенок в возрасте 6 лет 7 мес перед поступлением в школу имеет следующие характеристики: длина тела — М+ σ, за год вырос на 4 см, количество постоянных зубов — 5. Тест Керна-Иразека выполняет на 10 баллов, результат мотометрического теста отрицательный. Имеет хронический тонзиллит, в течение года 4 раза болел ОРВИ.

ЗАДАНИЕ

1. Перечислите основные критерии «школьной зрелости».

2. Назовите, какая закономерность роста и развития детей учитывается при нормировании параметров функциональной зрелости.

3. Готов ли данный ребенок к обучению в школе? Если нет, то каковы будут Ваши рекомендации по его подготовке к началу учебного года?

4. Перечислите факторы риска внутришкольной среды общеобразовательных учебных учреждений для здоровья обучающихся.

ЗАДАЧА № 9

Григорий С. родился 23.02.1995 г. Роды матери протекали с осложнениями. Во время профилактического медицинского осмотра в декабре 2010 г. установлено: рост — 166 см, масса тела — 43 кг. Предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, раздражительность, боли в эпигастрии, ухудшение зрения.

Объективно: кожные покровы бледные, имеются петехии, ангулярный стоматит, пятнистость эмали зубов. Развитие вторичных полони признаков — Ах2Р2, АД — 135/80 мм рт. ст., ЧСС — 88 ударов в минуту. В анамнезе — хронический бронхит (на момент обследования в стадии обострения), боковое искривление позвоночника второй степени.

Подросток учится в 10 классе общеобразовательной школы. Учебная нагрузка по степени трудности предметов распределена равномерно и течение недели. КЕО в классе - 1%, искусственное освещение люми­несцентными лампами на рабочем месте — 220 люкс. Подросток сидит в ряду у наружной стены за партой № 4.

Педагогическая характеристика: юноша вспыльчив, импульсивен, не организован, часто конфликтует с учащимися. Курит с 14 лет. Двигательная активность ограничена занятиями физ­культурой в школе.

ЗАДАНИЕ

1. Оцените физическое развитие подростка и уровень его биологиче­ского развития.

2. Определите группу здоровья.

3. Перечислите факторы риска для здоровья юноши и объясните при­чины нарушений в состоянии жизнедеятельности организма.

4. Дайте рекомендации по улучшению среды обитания и состояния здоровья.

ЗАДАЧА № 10

Анастасия К. родилась 08.10.2000 г. Во время профилактического ме­дицинского осмотра в марте 2010 г. установлено: длина тела — 133 см, масса тела. — 44 кг. Жалуется на повышенную утомляемость, слабость, нарушения сна, тревожность, плаксивость.

Объективно: кожные покровы бледные, тургор снижен, десны рыхлые, кариес, имеет 13 постоянных зубов (возрастная норма — от 12 до 18). Отмечается гипертрофия сосочков языка. В анамнезе — хронический ринит (на момент обследования в стадии клинической ремиссии).

Девочка учится в школе с углубленным изучением иностранных язы­ков. Дополнительно занимается в музыкальной школе. Двигательная активность ограничена. В классе сидит у внутренней стены за партой с маркировкой №2. КЕО в классе — 1,2%, искусственная освещенность на рабочем месте — 250 лк.

Живет с родителями. Психологический климат в семье напря­женный.

ЗАДАНИЕ

1. Оцените физическое развитие ребенка и его биологический возраст.

2. Определите группу здоровья.

3. Укажите факторы риска для здоровья девочки и объясните воз­можные причины выявленных нарушений состояния организма.

4. Предложите рекомендации по улучшению среды обитания и со­стояния здоровья ребенка.

ЗАДАЧА № 11

Оцените уровень биологического развития девочки 13 лет и по данным таблицы сделайте заключение о степени соответствия биологического возраста паспортному.

Показатели Данные ребенка Возрастные стандарты
Рост, см 153,7±8,19
Погодовая прибавка длины тела, см 4 – 6
Число постоянных зубов
Вторичные половые признаки Ах3Р3 Ма2Ме2. menarche до 12 лет Ах2.3Р2.3 Ма2.3, menarche

ЗАДАНИЕ

1. Дайте определение понятия «биологический возраст».

2. Укажите наиболее информативные показатели биологического развития в этот возрастной период.

3. Является ли данный период постнатального развития критическим?

4. Дайте гигиенические рекомендации по профилактике нарушений состояния здоровья в препубертатный период развития.

ЗАДАЧА № 12

Н.Т. родилась 20.12.87 г. Плановый медицинский осмотр проходила 18.03.2001 г. При обследовании установлено: длина тела – 154 см, масса тела – 40,8 кг, окружность грудной клетки – 69,5 см. За год выросла на 6 см, имеет 28 постоянных зубов. Половое развитие Ах3Р3 Ма3Ме12. Мышечная сила правой руки — 19,5 кг, левой руки — 17,8 кг. ЖЕЛ - 2530 мл. Отмечаются снижение остроты зрения, миопия, частые простудные заболевания.

В классе сидит в 3-м ряду на парте номер «Б». Средняя горизонтальная освещенность искусственным светом у внутренней стены класса - 110 лк. Световой коэффициент — 1/5.

Физкультурой занимается в основной группе.

ЗАДАНИЕ

1. Оцените биологическое развитие девочки комплексным методом с применением шкал регрессии.

2. Определите группу здоровья ребенка.

3. Определите группу физического воспитания.

4. Перечислите возможные причины выявленных нарушений в состоянии здоровья и предложите комплекс лечебно-профилактических мероприятий по их коррекции.

Наши рекомендации