Приложение 1. Тестовый контроль. Выберите 1 правильный ответ

Выберите 1 правильный ответ

1.. ЭКГ-ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АОРТАЛЬНОГО СТЕНОЗА

а) гипеpтpофия и пеpегpузка левого желудочка

б) зубец Р pасшиpенный, двугорбый

2. НЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПОЛНОЙ АТРИОВЕНТРИКУЛЯРНОЙ БЛОКАДЫ

а) частота пульса - 36 в минуту;

б) правильный ритм;

в) учащение пульса при физической нагрузке;

г) увеличение систолического артериального давления;

д) меняющаяся интенсивность тонов сердца.

3. ЭКГ-КРИТЕРИИ, НЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НАДЖЕЛУДОЧКОВОЙ ЭКСТРАСИСТОЛИИ

а) преждевременный комплекс QRS;

б) экстрасистолический комплекс похож на основной

в) наличие полной компенсаторной паузы;

г) наличие неполной компенсаторной паузы;

д) наличие деформированного зубца Р перед экстрасистолическим

комплексом.

4. ЭКГ-ИЗМЕНЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ МИТPАЛЬНОГО СТЕНОЗА

а) гипертрофия и перегрузка левого желудочка

б) зубец Р pасшиpенный и двугорбый

5. ПРИСТУПЫ МОРГАНЬИ-ЭДАМСА-СТОКСА ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО НАРУШЕНИЯ РИТМА:

а) экстрасистолия

б) синусовая аритмия

в) фибрилляция предсердий

г) атрио-вентрикулярная блокада II, III степени

д) атрио-вентрикулярная блокада I степени

Эталоны ответов:

1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-г.

Приложение 2. Набор учебных ЭКГ.

1.Тема и ее актуальность:

Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов пищеварения. общий осмотр. перкуссия и аускультация живота. методы определения асцита

Изучение данной темы является обязательным в клинической подготовке студентов, в связи с чем она входит в раздел одной из первых клинических дисциплин – пропедевтику внутренних болезней. Владение навыками, входящими в данную тему позволит выявить основные объективные критерии патологии системы пищеварения.

2.Учебные цели:

- освоить методику расспроса, общего осмотра, осмотра полости рта; перкуссию и аускультацию живота, методы определения асцита;

- у больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) уметь оценить полученные данные.

В результате освоения темы студент должен уметь:

1. Провести расспрос больного с заболеванием ЖКТ, выявить и детализировать основные жалобы, собрать анамнез заболевания. Выявить факторы риска, способствующие заболеваниям ЖКТ.

2. При проведении общего осмотра выявить признаки, характерные для заболевания ЖКТ.

3. Провести осмотр области живота, выявить патологические признаки и дать клиническую оценку полученным данным.

4. Определить наличие свободной жидкости в брюшной полости методами перкуссии и флюктуации.

5. Провести аускультацию живота и оценить полученные данные.

6. По результатам исследования больного дать заключение о наличии патологии.

Для формирования умения студент должен знать:

1. Основные жалобы при заболеваниях ЖКТ и их патогенез.

2. Особенности общего осмотра при заболеваниях ЖКТ.

3. Патологические признаки, выявляемые при осмотре ротовой полости, живота и их диагностическое значение.

4. Диагностическое значение аускультации живота.

5. Симптомы Шеткина-Блюмберга и Менделя.

6. Методика перкуссии и аускультации живота и её диагностическое значение.

7. Симптом Менделя, Блюмберга, их диагностическое значение.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1. Механизм образования болей при заболеваниях ЖКТ?

2. Чем характеризуются голодные, ранние, поздние и ночные боли? Их диагностическое значение.

3. Какие симптомы включает диспепсический синдром при заболеваниях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки?

4. Какие симптомы включает синдром кишечной диспепсии?

5. Диагностическое значение получаемых от больного сведений о характере рвотных масс.

6. Что такое метеоризм?

7. Что такое мелена?

8. Что такое тенезмы? Их диагностическое значение?

9. Диагностическое значение перкуссии живота.

10. Диагностическое значение аускультации живота.

11. Что такое асцит? Основные причины его возникновения.

12. Основные методы определения асцита.

4. Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут

6. Оснащение унифицированная схема истории болезни; словарь - справочник по латинской терминологии, видеокассета с записью демонстрации клинических методов обследования органов пищеварительной системы, мультимедийные презентации по теме занятия, фотоатлас, клинические истории болезни, пациенты с различными заболеваниями органов ЖКТ, приложения 1, 2 (набор тестов, задач). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней», Уфа, 2012 г.).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия и демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

1. Научиться проведению расспроса больных с заболеваниями ЖКТ.

2. Освоить методику проведения осмотра полости рта, живота.

3. Освоить методику перкуссии и аускультации живота, методы определения асцита.

4. Научиться правильно интерпретировать получаемые при обследовании данные.

5. Научиться правильно записывать результаты обследования.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподава­теля.

Задание №1 - провести расспрос больного с заболеваниями ЖКТ. При выяснении жалоб попытаться сгруппировать их в диспепсические синдромы, характерные для: а). Заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта (пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка); б). Заболеваний кишечника. Для первого определяющими являются нарушения акта глотания (дисфагия), боли при глотании, отрыжка, изжога, боли в эпигастрии, связанные с приемом пищи и имеющие определенный ритм на протяжении суток, тошнота, рвота.

Для второго (синдром кишечной диспепсии) характерны: вздутие живота (метеоризм), громкое урчание в кишечнике, боли часто изменчивой локализации, не связанные с приемом пищи и сопровождающиеся расстройством стула (понос, запоры, смена запоров и поносов). Боли при кишечной диспепсии бывают продолжительными или приступообразными (колика).

При выяснении жалоб надо стремиться к максимальной их детализации: попытаться выяснить факторы, провоцирующие болезненные ощущения и устраняющие или облегчающие их. При синдроме «желудочной» диспепсии таким фактором часто является прием пищи и иногда ее характер. Так, боли, возникающие в зависимости от приема пищи, следует подразделять на ранние (возникают сразу после приема пищи), поздние (спустя 2 ч и более после еды) и голодные (проходят после еды). Важное значение имеет фон, на котором появляется рвота. Для заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки характерно появление рвоты на фоне болей, которые после рвоты обычно проходят. Это проводит к тому, что больные часто вызывают рвоту самопроизвольно. Следует поинтересоваться характером рвотных масс. Особое значение имеет наличие крови в рвотных массах или их консистенция типа «кофейной гущи» - важные признаки желудочного кровотечения. При этом необходимо по возможности детальней выяснить, с чем связывает больной появление указанных выше ощущений, что усиливает их и что облегчает. Рвота, наступающая во второй половине дня, обычно к вечеру, частый признак пилоростеноза. При этом рвотные массы содержат остатки пищи, съеденной за много часов до рвоты, иногда накануне. У больных язвенной болезнью, протекающей на фоне гиперхлоргидрии (повышенная кислотообразующая функция желудка) наблюдается обычно рвота кислым прозрачным желудочным содержимым, лишенным остатков пищи.

Вздутие, урчание живота, характерные для синдрома кишечной диспепсии, часто возникают или усиливаются в связи с употреблением молока, сырых овощей и фруктов и сопровождаются обычно расстройством стула. Запорам нередко сопутствуют боли в животе коликообразного характера. После стула эти боли проходят или уменьшаются.

Следует обратить внимание на характер стула, цвет испражнений (обесцвеченный, дегтеобразный стул – признак желудочно-кишечного кровотечения), наличие патологических примесей (кровь, гной, слизь).

При выяснении анамнеза заболевания уточнить время появления первых симптомов, дать характеристику развитию заболевания во времени (прогрессирующее, рецидивирующее), эффективности проводившейся терапии. Для некоторых заболеваний (язвенная болезнь) характерна связь обострений с временем года (сезонность обострений). Выявление сезонности обострений имеет важное значение для постановки диагноза. Если заболевание протекает на фоне изменения общего состояния больного, следует по возможности точней охарактеризовать эти изменения (снижение трудоспособности, слабость, обморочные состояния, потеря массы тела в килограммах за конкретный промежуток времени. Лихорадка с указанием ее типа и высоты подъема температуры).

При изучении анамнеза жизни особое внимание обратить на: а). Перенесенные в прошлом заболевания; б). Условия труда и быта; в). Привычные интоксикации; г). Наследственность (в частности, наличие заболеваний, аналогичных данному, среди ближайших родственников).

Задание №2 - записать и доложить результаты расспроса больного преподавателю в присутствии группы.

Задание №3 - провести общий осмотр больного с заболеванием ЖКТ. Обратить внимание на состояния питания больного и тургор тканей, цвет кожи и слизистых оболочек. При осмотре живота оценить его форму и размеры, участие в акте дыхания. Обратить внимание на наличие послеоперационных рубцов, видимой на глаз перистальтики, ассиметричных выбуханий отдельных областей.

Задание №4- определить наличие свободной жидкости в брюшной полости методами перкуссии и флюктуации.

Задание №5 - провести перкуссию живота.

Метод перкуссии применяется в гастроэнтерологии для определения нижней границы желудка. Шум плеска – результат своеобразного способа перкуссии. Больной лежит на спине, а исследующий 4 согнутыми пальцами правой руки, не отрывая их от передней поверхности брюшной стенки, производит толчкообразные удары. Левая рука исследующего фиксирует мышцы брюшного пресса у края конца грудины. Толчки, хорошо передающиеся через стенку желудка, и содержащаяся в нем жидкость и воздух вызывают хорошо слышимый плеск. За пределами нижней границы желудка шум плеска не слышен. По шуму плеска можно определить , находится ли граница желудка, образованная ее большой кривизной, на нормальном уровне либо она опущена. Далее, путем определения шума плеска можно судить об эвакуаторной функции желудка. У здоровых людей шум плеска вызывается только после еды. Если он определяется через 7-8 часов и более после последней еды, это указывает либо на значительную гиперсекрецию желудка (гастросукорея), либо на снижение его эвакуаторной способности (чаще всего при стенозе привратника). Шум плеска справа от средней линии живота обнаруживается при расширении препилорического отдела (симптом Василенко).

Перкуссия кишечника выявляет сравнительно мало данных о его заболеваниях. При перкуссии передней брюшной стенки в местах проекции кишечника определяется тимпанический звук различных оттенков и степени притупления, что связано с распределением в кишечнике газообразного, жидкого или плотно содержимого.

Задание №6 - провести аускультацию живота.

Аускультация желудка практического значения не имеет. Применяется вместе с пальпацией как 3-й способ определения нижней границы желудка.

Стетакустическая пальпация производится следующим образом: стетоскоп помещают под левой реберной дугой, под областью пространства Траубе. Одновременно пальцем делают легкие трущие движения по брюшной стенке, постепенно удаляющиеся от стетоскопа; пока палец передвигается в зоне, соответствующей местоположению желудка, в стетоскоп слышно шуршание, которое сразу исчезает, как только палец выходит за пределы зоны желудка. Этот способ очень прост, но иногда дает неточные результаты.

Аускультация дает возможность исследовать двигательную функцию кишечника. Во время желудочного пищеварения и движения химуса в тонкой кишке слышно долгое перистальтическое урчание. Через 5-7 часов после приема пищи в слепой кишке слышны ритмические кишечные шумы. При механической непроходимости кишечника перистальтика звонкая и крупными волнами. При паралитической непроходимости кишок перистальтика исчезает, а при прободении язвы со вторичным параличом кишечника в животе наступает так называемая гробовая тишина. У больных с фибринозным перитонитом при дыхательных движениях может выслушиваться шум трения брюшины.

7.4. Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

УИРС по данной теме:

Самостоятельное проведение обследования больного с заболеванием ЖКТ.

Оформление фрагмента истории болезни.

Решение ситуационных задач.

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

Наши рекомендации