Принципы и задачи санитарно–противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Организация и проведение экстренных санитарно–противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Санитарно–противоэпидемическое обеспечение в ЧС включает комплекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно–эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.
Основными принципами организации санитарно–противоэпидемического обеспечения населения в ЧС являются:
· государственный и приоритетный характер санитарно–эпидемиологической службы, постоянная готовность её сил и средств, их высокая мобильность, чёткое функциональное предназначение и формирование с учётом региональных особенностей;
· единый подход к организации санитарно–противоэпидемических мероприятий;
· соответствие содержания и объёма мероприятий санитарно–эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
· дифференцированный подход к формированию сил и средств с учётом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;
· взаимодействие санитарно–эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико–санитарными службами.
Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно–эпидемиологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпид–службы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико–санитарных и санитарно–эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно–эпидемиологической обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угрозы здоровью населения.
Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинаковы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эндемичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.
При изучении эпидемии должны использоваться аналитические методы. Предупреждение о развивающейся или возникшей эпидемии может исходить из различных источников, помимо системы раннего оповещения, однако они не всегда надежны, поэтому прежде необходимо подтвердить факт существования эпидемии или её угрозы.
Первые данные, подтверждающие существование эпидемии, должны привести к выдвижению предварительных гипотез о природе болезни и её эпидемиологической картине, которые будут служить ориентиром при проведении полевых обследований. Для выявления случаев, соответствующих предварительному (для начального периода) определёнию болезни (или «определёнию случая»), ставят задачи и выбирают наиболее подходящие для этого методы. Наблюдаемые случаи далее подразделяются на подозрительные, предполагаемые или подтвержденные в зависимости от результатов лабораторного обследования с использованием экспресс–методов.
Анализ данных, собранных эпидемиологическими бригадами, позволяет установить масштабы вспышки во времени и в пространстве. Заболеваемость в различных группах населения выражается показателями, определёние которых проводится по показателям заболеваемости, распространённости, коэффициентам летальности. Данные о географическом распространении наносят на карты. Информация о лицах, контактировавших с больными, позволяет определить особенности передачи инфекции и идентифицировать группы высокого риска (они подлежат пристальному эпидемиологическому наблюдению и требуют проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий).
Таблица 1
Чрезвычайные ситуации, связанные с эпидемиями
или угрозой их возникновения
Инфекционная болезнь | Критерии оценки ситуации | |
В неэндемичных районах | В эндемичных районах | |
Чума | Единичный случай, подтверждённый выделением возбудителя | 1. Очаг с несколькими случаями, связанными с передачей грызунами или респираторным путём 2. Эпизоотия среди грызунов |
Холера | Единичный подтверждённый местный случай | Резкое повышение заболеваемости по сравнению с обычным уровнем, особенно при появлении множественных очагов и летальных исходов исходов |
Жёлтая лихорадка | Единичный подтверждённый случай среди населения при наличии условий распространения возбудителя (комары) | Появление новых заболеваний, отсутствие вакцинации населения, активизация переносчиков инфекции и эпизоотического процесса |
Геморрагические лихорадки: Ласса, Марбург, Эбола, Аргентинская и др. | Единичный подтверждённый случай среди населения | Появление новых случаев заболеваний при наличии условий к дальнейшему распространению инфекции |
Организация и проведение санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико–санитарных последствий ЧС имеют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные центры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).
Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно–эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.
В целях предупреждения и ликвидации медико–санитарных последствий ЧС санитарно–эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:
• осуществляют контроль за санитарно–эпидемиологической обстановкой, организуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязнённость радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
• взаимодействуют с ведомственными медико–санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражёния;
• проводят специальную подготовку сотрудников санитарно–эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;
• поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Госсанэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и средства научно–исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
• осуществляют накопление, хранение, освежение, учёт и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений санитарно–эпидемиологической службы в ЧС;
• осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
• организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражёния (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
• осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.
Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно–эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создается из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.
При проведении санитарно–гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты – как разрушенные и повреждённые в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать.
К таким объектам относятся:
1. Системы водоснабжения и канализации;
2. предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли;
3. Детские дошкольные и школьные учреждения;
4. Предприятия коммунального обслуживания;
5. Пострадавший и непострадавший жилой фонд;
6. Лечебно–профилактические учреждения, в которые госпитализированы поражённые и больные из района катастрофы;
7. Места временного расселения эвакуируемого населения;
8. Места расположения спасательных команд, отрядов;
9. Промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражёния АОХВ, РВ, БС и др.