Тема: ВЫСШИЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ МОЗГА. ФИЗИОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Теоретические вопросы.

1. Высшая нервная деятельность (по И.П.Павлову). Условный рефлекс, его отличия от безусловных.

2. Классификация условных рефлексов. Классические условные рефлексы, их виды. Условные рефлексы высшего порядка. Оперантный (инструментальный) условный рефлекс.

3. Условия, влияющие на ассоциативное научение. Правила выработки условных рефлексов. Стадии формирования условного рефлекса.

4. Рефлекторная дуга классического условного рефлекса. Современные представления о механизме формирования условных рефлексов.

5. *Торможение условных рефлексов. Внешнее торможение, условия его возникновения. Запредельное торможение.

6. *Внутреннее торможение условных рефлексов. Угасательное, запаздывающее и дифференцировочное торможение, условный тормоз, их значение.

7. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Динамический стереотип, его значение. Фазовые явления в коре больших полушарий головного мозга.

8. * Типология высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

9. * Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Характеристика сигналов каждой из систем, их взаимоотношения. Художественный, мыслительный и промежуточный типы людей.

10. Речь и мышление. Речевые структуры мозга, латерализация речи. Функции левого и правого полушарий мозга человека при мышлении. Межполушарная функциональная асимметрия (раздел 4.12 учебника).

11. Память и научение. Формы памяти и научения. Современные представления о механизмах памяти.

12. Мотивации. Понятие о первичных и вторичных мотивациях. Классификация мотиваций. Механизмы регуляции мотиваций: роль различных структур головного мозга и биологически активных веществ в возникновении, поддержании и прекращении мотиваций.

13. Эмоции, их виды. Роль эмоций в поведении человека. Нейрофизиологические механизмы проявления эмоций.

14. Роль лимбической системы в формировании биологических эмоций и мотиваций, в интегративной деятельности мозга.

15. Функциональная архитектура условного рефлекса. Теория функциональных систем П.К.Анохина

16. *Сон и бодрствование. Физиологическое значение сна. Стадии и структура сна. Нейрофизиологические механизмы сна. Сновидения и физиологическая роль БДГ-сна. Продолжительность сна и последствия его лишения.

Практические работы.

1. Исследование скорости простой двигательной реакции у человека ( методичка).

2. Исследование ВНД человека по речевой методике.

3. Исследование оперативной и долговременной памяти.

4. Определение темперамента и типа ВНД (тест Айзенка).

5. Характеристика типов ВНД (рисунки Бидструпа).

6. Шкала мотивации одобрений Д.Крауна и Д.Маслоу.

7. Исследование объема внимания.

8. Сравнение скорости выработки двигательной реакции у человека методом последовательных приближений и методом проб и ошибок (методичка).

Темы рефератов.

1. Внимание: его формы и нейрофизиологические механизмы.

2. Зрительное, слуховое и соматосенсорное восприятие.

3. Сознание и мышление. Нейрофизиологические корреляты сознания и мыслительной деятельности человека.

4. Сон и гипноз во врачебной практике.

5. Эмоциональный стресс. Неврозы.

6. Современные представления о механизмах памяти.

7. Таинственные явления человеческой психики.

8. И.П.Павлов и З.Фрейд.

Ситуационные задачи.

1. Возможно ли выработать условный рефлекс на фоне сильного шума?

2. Какая разница в значении словесного раздражителя при выработке условного рефлекса на слово у человека и животных?

3. Можно ли выработать пищевой условный рефлекс у собаки после горизонтальной перерезки анатомических связей с соседними зонами коры?

4. Ваша семья переехала на новое место жительства. Молодые или по­жилые члены семьи быстрее адаптируются к новой обстановке?

5. Можно ли выработать условный пищевой рефлекс у сытого животного?

6. Выработается ли условный рефлекс, если безусловный сигнал будет предшествовать условному?

7. Одним из эффективных методов лечения страхов (фобий) является выработка на условные сигналы, которые вызывают страх, новых условных рефлексов с другим подкреплением и в иной обстановке. Дайте физиологическое обоснование этого метода.

8. Почему одна из стадий сна была названа парадоксальной? Как объективно определить у спящего человека период сновидений?

9. Как можно объяснить отсутствие страха у человека при виде хищника, сидящего в клетке зоопарка?

10. Следует ли искусственно человека ограждать от отрицательных эмоций?

11. У людей с каким типом ВНД легче возникают неврозы?

12. У больных с каким типом ВНД при неврозах быстрее происходит восстановление условнорефлекторной деятельности?

13. Объясните с точки зрения физиологии смысл пословицы: "У кого что болит, тот о том и говорит"?

14. Можно ли выработать на один и тот же условный сигнал два разных рефлекса?

15. Можно ли выработать один рефлекс на несколько условных раздражителей?

16. Имеет ли значение возраст больного при компенсации у него утраченных функций различных отделов головного мозга?

17. Каким простым способом можно усилить возможность воспроизвести из памяти забытую информацию?

Дополнительная литература.

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. - М.: Медицина, 1980.

3. Блум Ф., А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер Мозг, разум и поведение - М.: Мир, 1988.

4. Кроукрофт П., Билл А. и другие (Все о мышах) – книгу можно бесплатно скачать в Интернете с адреса http://ihtik.lib.ru/history_21dec2006/history_21dec2006_244.rar (на сайте http://ihtik.lib.ru/history_21dec2006/ уточнить номер книги по списку)

5. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

6. Орлов А.Н. Исцеление словом. – Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1989.

7. Основы физиологии человека – учебник для высших учебных заведений под редакцией академика РАМН Б.И.Ткаченко (т.2) – СПб: Международный фонд истории науки, 1994 (стр. 38 – «Лимбическая система»; стр. 124 – «Функциональная архитектура условного рефлекса»).

8. Прайор К. Несущие ветер – книгу можно бесплатно скачать в Интернете, например, с сайта www.vвooks.ru

9. Прайор К. Не рычите на собаку – книгу можно бесплатно скачать в Интернете, например, с сайта www.vвooks.ru

10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг - М.: Наука, 1981.

11. Симонов П.В. Мотивированный мозг - М.: Наука, 1987.

12. Шовен Р. Поведение животных - М.: Мир, 1973.

13. Общий курс физиологии человека и животных Под ред. А.Д.Ноздрачева - М.: Высшая школа, 1991.

14. Павловские клинические среды. Т.I-III - М.,Л.: Изд.АН СССР,1957.

15. Физиология высшей нервной деятельности. Руководство по физиологии. Часть 1,2. - М.: Наука, 1972.

16. Физиология человека. Дж. Дудел, И. Рюэгг и др., Т.1, М.: Мир, 2007.

17. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л.: Медицина, 1976.

Содержание

Физиология крови..............................................................................................................3

Общая физиология возбудимых тканей...........................................................................5

Общая физиология центральной нервной системы........................................................7

Физиология вегетативной (автономной) нервной системы..........................................9

Физиология эндокринной системы................................................................................12

Физиология кровообращения.........................................................................................15

Физиология дыхания.......................................................................................................19

Физиология пищеварения...............................................................................................22

Биоэнергетика и терморегуляция ................................................................................. 23

Физиология выделения...................................................................................................25

Физиология сенсорных систем......................................................................................26

Организация и регуляция движений.............................................................................28

Роль структур ЦНС в регуляции физиологических функций....................................29

Высшие интегративные функции мозга. Физиология поведения............................. 30

Наши рекомендации