Профессор _Б.К.Кайдаров

Методические рекомендации для практических занятий

Студентов IV курса специальности «Общая медицина»

По циклу: «Онкология»

По теме: «Колоректальный рак»

Кафедра Онкологии, маммологии и лучевой терапии

Дисциплина Онкология

Код

Специальность 051301 «Общая медицина»

Объем учебных часов – 6 часов, из них:

Практические занятия – 6 часов

Курс IV, семестр изучения VII, VIII

Алматы, 2011

Методические рекомендации по циклу составлены профессором кафедры онкологии, маммологии и лучевой терапии, д.м.н. А.А.Хожаевым

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры онкологии, маммологии и лучевой терапии. Протокол № 9 от 22 апреля 2011 г.

Заведующий кафедрой онкологии,

Маммологии и лучевой терапии

профессор ____________________________Б.К.Кайдаров

1. Тема: Колоректальный рак

2. Цель дисциплины: Формирование знаний и умений об эпидемиологии, этиопатогенезе, предопухолевых заболеваниях, патолого-анатомической характеристике, клинических признаках колоректального рака, о принципах современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с опухолями толстой кишки.

3. Задачи обучения:

· Ознакомить с основными теоретическими аспектами эпидемиологии колоректального рака, причинами возникновения злокачественных опухолей толстой кишки и возможными путями их профилактики.

· Формировать знания о статистических данных заболеваемости колоректальным раком.

· Ознакомить с факторами риска, предопухолевыми заболеваниями, патолого-анатомической картиной, формами роста, клинической классификацией и классификацией по TNM, путями метастазирования колоректального рака, и их влиянием на клинику, диагностику, лечение и прогноз заболевания.

· Формировать знания об этиопатогенезе, патолого-анатомической характеристике, и об основных путях лимфогенного, гематогенного и имплантационного метастазирования колоректального рака.

· Ознакомить с клиническими признаками колоректального рака.

· Формировать знания о симптомах колоректального рака в зависимости от локализации опухоли.

· Формировать знания о принципах современных методов диагностики опухолей толстой кишки.

· Ознакомить с основными и дополнительными методами диагностики колоректального рака.

· Формировать навыки при сборе жалоб и анамнеза заболевания и жизни у больного колоректальным раком.

· Формировать навыки правильного проведения осмотра и физикального обследования толстой кишки (пальпация, перкуссия и аускультация, пальцевое ректальное исследование), включая основной очаг и зоны возможного метастазирования рака.

· Формировать навыки правильной интерпретации результатов лабораторных и инструментальных исследований применительно к опухолям толстой кишки.

· Формировать навыки правильной интерпретации результатов эндоскопического исследования (RRS, фиброколоноскопия, лапароскопическое исследование) и рентгенологических методов исследования (рентген-контрастная рентгенография, включая ирригоскопию и -графию, КТ и МРТ-сканы).

· Формировать навыки правильной формулировки диагноза колоректального рака с оценкой стадии, клинической группы.

· Формирование навыка обоснования сформулированного диагноза колоректального рака.

· Формировать и развивать аналитические способности при дифференциальной диагностике опухолей толстой кишки.

· Формировать знания о принципах современных методов лечения опухолей толстой кишки в зависимости от стадии, формы роста, степени дифференцировки опухоли, локализации патологического очага.

· Формировать навыки оказания симптоматической помощи больным с запущенными формами рака толстой кишки.

· Формировать знания о реабилитации, медико-социальной и трудовой экспертизе больных колоректальным раком.

· Формировать навыки проведения профилактики колоректального рака.

· Развивать коммуникативные навыки, навыки общения с пациентами и их родственниками, соблюдать принципы онкологической деонтологии.

· Формирование правовой компетенции – по вопросам правильной и своевременной диагностики и лечения колоректального рака.

· Развитие мотивации у студентов в изучении темы колоректального рака.

· Формировать навыки самостоятельного проведения поиска дополнительных материалов по теме «Колоректальный рак» в руководствах, монографиях, научных журналах, интернете.

4. Основные вопросы темы.

· Эпидемиология колоректального рака, заболеваемость и смертность в РК, место в структуре онкопатологии.

· Этиология колоректального рака.

· Факторы риска и предопухолевые заболевания толстой кишки.

· Патолого-анатомическая характеристика, клинико-морфологическая классифика-ция колоректального рака. Формы роста и стадии развития колоректального рака, международная классификация по ТNМ.

· Пути лимфогенного и гематогенного метастазирования.

· Симптоматика и клиническое течение колоректального рака. Знание ранних симптомов колоректального рака, тактики активного выявления.

· Осложнения колоректального рака.

· Диагностика колоректального рака. Основные и дополнительные методы обследования.

· Пути и методы выявления больных со злокачественными опухолями толстой кишки, рациональный объем и последовательность применения методов диагностики в условиях поликлиники.

· Дифференциальная диагностика колоректального рака.

· Лечение колоректального рака. Основные принципы лечения в зависимости от основных прогностических факторов. Специальные современные методы лечения больных колоректальным раком, принципы формирования индивидуального плана лечения.

· Медицинская, трудовая, социальная реабилитация, прогноз больных колоректальным раком.

5.Методы обучения и преподавания

Будущие врачи изучают вопросы частоты заболеваемости, способствующие факторы, предопухолевые процессы, формирование группы риска, тактику их оздоровления в плане вторичной профилактики злокачественных опухолей.

В период обучения на кафедре онкологии, маммологии и лучевой терапии студенты решают ситуационные задачи в плане обследования и лечения пациентов, участвуют в обходах профессоров, доцентов, клинических разборах, консилиумах. Большое внимание отводится наглядности преподавания. К каждой теме имеются рентгенограммы, слайды, таблицы, муляжи, макропрепараты опухолей.

Проверка знаний студентов на практических занятиях осуществляется с использованием тестов, письменного и устного опроса. Занятие заканчивается оцениваем знаний с учетом 5 компетенций по балльно-рейтинговой системе оценок.

План проведения занятия (таймер-лист):

Этап занятия Средства проведения занятия Хронометраж
1. Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости. Тематический план практических занятий, учебный журнал 8.00-8.10
2. Оценка исходного уровня знаний Тестовые задания, письменный опрос 8.10-8.35
3. Совместная работа с преподавателем: обсуждение темы Участие во врачебных конференциях, обходах, клинических разборах. Таблицы, наглядные пособия, рисунки, рентгенограммы 8.35-11.00
4. Перерыв   11.00-11.40
5. Работа студентов на усвоение темы практического занятия ситуационные задачи, кейс-карточки, рентгенограммы, данные лабораторных методов исследования, муляжи, слайды 11.40-12.40
6. Контроль усвоения знаний Тестовые задания, устный опрос 12.40-13.20
7. Оценка самостоятельной работы студента   Презентация, реферат   13.20-13.40
8. Подведение итогов занятия с оценкой освоенных компетенций Учебный журнал, критерии оценки компетенций 13.40-13.50
  Итого   6 академических часов (300 минут)

Наши рекомендации