Материальное обеспечение
· учебники и атлас по инфекционным болезням
· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом диареи”
· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
· комплект слайдов мультимедийной презентации
· комплект видеоматериалов
· комплект ситуационных задач
· тематические больные (с инфекционными заболеваниями с синдромом диареи)
· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают дифференциально-диагностические критерии инфекционных и неинфекционных заболеваний с синдромом диареи.
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины) и клинических (внутренние болезни, клиническая фармакология, гастроэнтерология, дерматовенерология, хирургические болезни, онкология, гинекология, инфекционные болезни (V курс), иммунология и аллергология, лучевая диагностика, восстановительная медицина, физиотерапия и курортология и др.) учебных дисциплин.
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников и электронных ресурсов;
§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по актуальным аспектам дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний с синдромом диареи в рамках учебно-исследовательской работы.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
- диарея путешественников
- синдром избыточного размножения бактерий
- диарея при лекарственно обусловленных колитах и энтеропатиях
3. Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (с инфекционными заболеваниями, сопровождающихся синдромом диареи), с оформлением дневников в клинических историях болезни.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом диареи (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (оценка правильности выделения ведущего синдромокомплекса, формулирования нозологического диагноза, составления дифференциально-диагностического алгоритма, основанного на синдромальном принципе, и плана лечения больного, анализ возможных тактических врачебных ошибок на догоспитальном этапе и т.д.).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний с синдромом диареи (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диарея – клинический синдром, характеризующийся учащенным опорожнением кишечника (более 2 раз в сутки) с выделением жидких (водянистых или кашицеобразных) испражнений в объеме более 300 г/сутки.
Известно 4 типа диареи, обусловленных различными патогенетическими механизмами:
§ секреторный;
§ гиперэкссудативный;
§ гиперосмолярный;
§ гипер- и гипокинетический.
Типы диареи
Тип диареи | Патогенетические механизмы | Этиология (возбудитель) | Характер стула | Осмолярность кала |
Секреторный | § усиление секреции натрия и воды в просвет кишки § снижение всасывательной способности кишечника § воздействие на слизистую оболочку кишечника энтеротоксинов микроорганизмов с активацией аденилатциклазы, которая способствует усилению синтеза циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), что приводит к повышению секреции энтероцитами электролитов и воды в просвет кишки § стимуляция синтеза простагландинов | § острые кишечные инфекции (ОКИ) (холера, сальмонеллез, эшерихиоз, клебсиеллез и др.) § неинфекционные заболевания (терминальный илеит, постхолецистэктомический синдром, патология поджелудочной железы (панкреатическая холера), ворсинчатая аденома прямой кишки и др.) § прием лекарственных препаратов (слабительные группы антрахинонов (лист сенны, кора крушины), простагландины, 5-фторурацил и др.) § реакция “трансплантат против хозяина” | водянистый, обильный, иногда зеленого цвета | < осмотического давления плазмы крови |
Гиперэкссудативный | § выделение в просвет кишечника воспалительного экссудата, содержащего белок, кровь или слизь, увеличивающего объем кишечного содержимого и содержания в нем жидкости | § острые кишечные инфекции (шигеллез, кампилобактериоз, сальмонеллез, клостридиоз и др.) § воспалительные заболевания кишечника (неспецифический язвенный колит, болезнь Крона и др.) § злокачественные новообразования (лимфома и карцинома кишечника) § туберкулез кишечника § ишемический колит | жидкий, с примесью слизи, крови и гноя | > осмотического давления плазмы крови |