Взаимосвязь с другими дисциплинами

Рекомендуется чтение координированного лекционного курса по хирургии и терапии.

Последовательное согласованное чтение курса лекций хирургом и терапевтом дает возможность студентам получить более полное представление о терапевтических и хирургических аспектах заболевания, поражаемых контингентах населения, дает возможность полнее изложить вопросы клиники, диагностики и лечения.

Объем дисциплины, виды УР, формы контроля.

Специальность – 060101 «Лечебное дело».

Форма обучения – дневная.

Виды учебной работы Всего Часов по семестрам
Аудиторные часы:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа студентов
Всего
Форма итогового контроля Зачет Зачет

Содержание дисциплины.

3.1. Темы и содержание теоретических занятий.

№ п/п Темы лекций часы
Ауд. СРС
IX семестр
1. Спонтанный пневмоторакс.
2. Кисты и опухоли средостения.
3. Острые и хронические нагноительные заболевания легких.
4. Острые и хронические нагноительные заболевания плевры.
5. Диафрагмальные грыжи. Синдром дисфагии
ИТОГО

Торакальная хирургия являются клинической дисциплиной, и поэтому обучение студентов ведется как лекционным курсом, так и курсом практических занятий на клинической базе кафедры госпитальной хирургии (отделение торакальной хирургии НОКБ).

В связи с увеличением лекционного времени предусмотренного учебным планом, целесообразно, наряду с лекциями, читаемыми по классическому плану, чтение в период обучения на VI курсе ряда обзорных лекций, а также лекций, посвященных определенным клиническим синдромам, ошибкам, опасностям и осложнениям при выполнении инвазивных вмешательств. Больше времени также можно уделять проблемам, разрабатываемым клиническими коллективами, где происходит обучение студентов.

В лекционном курсе должны быть последовательно изложены заболевания органов груди. Вводную лекцию следует посвятить вопросам развития Российской торакальной хирургии, достижений современной науки, организации службы торакальной хирургии в стране и регионе. О личности хирурга. А также основам законодательства в здравоохранении. В вводной лекции целесообразно остановиться на истории развития кафедры и основных направлениях научных исследований.

Изложение нозологических форм строится по следующему плану:

Анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, возрастом, этиология, патогенез заболевания, патологическая анатомия, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, трудоспособность и трудоустройство, профилактика.

3.2. Темы и содержание практических занятий.

№ п/п Темы практических занятий часов
Ауд. СРС
IX семестр
1. Спонтанный пневмоторакс. Кисты и опухоли средостения. 3,3
2. Острые и хронические нагноительные заболевания легких. 3,3
3. Острые и хронические нагноительные заболевания плевры. 3,3
4. Диафрагмальные грыжи. Синдром дисфагии 3,3
ИТОГО

Практические занятия проводятся по цикловому или блочному методу.

Цель практических занятий: научить студентов навыкам всестороннего клинического исследования больных с торакальной патологией и умению обобщить полученные данные для построения диагноза, проведения дифференциальной диагностики.

Во время практических занятий студенты курируют больных и пишут в каждом семестре в качестве зачетных работ 1 историю болезни, кроме того, заполняют карты микрокурации на каждого обследованного в процессе самостоятельных занятий больного, на VI курсе под контролем лечащих врачей ведут записи в больничных историях болезни.

Для овладения методами диагностики острых хирургических заболеваний органов груди и неотложной помощи, совершенствования умений в выполнении лечебных манипуляций в каждом цикле организуется 1-2 обязательных дежурства студентов с преподавателем в вечерние часы.

В период прохождения циклов занятий целесообразно выделение дней для работы студентов в операционной и в перевязочных чистого и гнойного отделений. В эти дни рекомендуется выполнить наиболее типичные и распространенные в практике операции (пункция плевральной полости, троакарное дренирование плевральной полости, торакоскопия, торакотомия и устранение гемоторокса и др.). Проводятся клинические разборы с профессорами и доцентами, студенты активно участвуют в диагностических процедурах. Студент в эти дни может по своему желанию (с учетом рекомендаций преподавателя) принять участие в специальных обследованиях больных (рентгеноскопия, эндоскопические исследования, УЗИ, компьютерная томография и другие методы).

При изучении хирургических болезней органов груди необходимо обратить внимание на особенности хирургических вмешательств у лиц пожилого возраста.

К таким особенностям относятся:

- повышенный операционный риск;

- сопутствующие заболевания, отягощающие общее состояние организма;

- психический статус;

- реакция организма на кровотечение;

- предоперационный и послеоперационный периоды;

- реакция организма на инфекционный патологический процесс;

- особенности течения и диагностики острых хирургических заболеваний;

- тактика при определении показаний к операции, выборе оперативного доступа и характера вмешательства.

В процессе обучения на лекциях и практических занятиях особое внимание и время уделяется работе с больными, историей болезни и анализу данных обследования. В качестве наглядных пособий используются слайды, таблицы, видеофильмы, подборки рентгенограмм, УЗИ, КТ, ЯМТ и т.д.

Наши рекомендации