Зарисовать

1. Схему хода брюшины.

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Сальник - omentum (лат), epiploon (греч);

2. Отверстие сальниковой сумки - foramen intervenosum (лат),

foramen epiploicum (греч), винслово отверстие (авт.)

3. Прямокишечно-маточное углубление - дугласово пространство (авт.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ

“ ВВЕДЕНИЕ В СПЛАНХНОЛОГИЮ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ”.

1. Основные системы внутренних органов, их функция.

2. Понятие об индивидуальной и возрастной изменчивости.

3. Понятие о топографии органов (скелетотопии, синтопии, голотопии).

4. Основные отделы и органы пищеварительной системы.

5. Общий план строения стенки органов желудочно-кишечного тракта.

6. Особенности строения слизистой оболочки и ее элементов в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

7. Особенности строения мышечной оболочки и ее слоев в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

8. Особенности строения наружной оболочки в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

9. Узловые пункты пищеварительного тракта.

10. Железы пищеварительной системы, функциональная характеристика, места локализации и открытия протоков.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ

“РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ”.

1. Виды пищеварения, присущие многоклеточным организмам и их реализация у человека.

2. Основные источники (эмбриональные листки) развития органов пищеварительной системы.

3. Основные термины, обозначающие аномалии развития внутренних органов.

4. Первичная кишка, деление ее на отделы и их производные.

5. Формирование первичной ротовой полости (ротовой бухты).

6. Формирование окончательной ротовой полости (челюстного аппарата, неба), основные аномалии.

7. Развитие слюнных желез и языка, основные аномалии.

8. Развитие зубов, основные аномалии.

9. Производные передней кишки:

а) развитие глотки и пищевода, основные аномалии;

б) развитие желудка, основные аномалии;

10. Производные средней кишки:

а) образование желточной петли;

б) производные нисходящей части желточной петли и этапы их развития

(12-ти перстная, тощая и проксимальная часть подвздошной кишки);

в) производные восходящей части желточной петли и этапы их развития

(дистальная часть подвздошной кишки, слепая кишка, червеобразный

отросток, поперечная ободочная кишка);

г) этапы развития и изменения топографии слепой кишки и

червеобразного отростка, формирование восходящей ободочной

кишки;

д) формирование печеночного и селезеночного изгибов толстой кишки;

е) развитие печени и поджелудочной железы, изменения их топографии в

процессе, поворота внутренних органов;

ж) основные аномалии тонкой кишки, печени, поджелудочной железы;

11. Производные задней кишки:

а) развитие нисходящей и сигмовидной кишок, надампулярного отдела и

ампулы прямой кишки;

б) изменения топографии производных задней кишки ;

в) основные аномалии слепой кишки, червеобразного отростка,

ободочной кишки;

12. Формирование анального канала прямой кишки:

а) изменения клоаки (возникновение уроректальной перегородки,

расхождение мочеполового синуса и надампулярной части и ампулы

прямой кишки;

б) формирование анальной бухты, анальной мембраны и их дальнейшие

преобразования;

в) основные аномалии прямой кишки.

Тема занятия: «РЕНТГЕНОВСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

1. На рентгенограммах зубов взрослого человека покажите:

а) различные виды зубов (резцы, клыки, малые, большие коренные

зубы);

б) части каждого зуба (коронку, шейку и корни);

в) полость зуба, канал корня;

г) периодонтальную щель.

2. На рентгенограмме зубов ребенка покажите:

а) молочные зубы и элементы их строения;

б) зачатки постоянных зубов.

3. На рентгенограммах пищевода (в прямой и боковой проекциях) покажите:

а) отделы пищевода (шейный, грудной и брюшной);

б) анатомические сужения (глоточное, бронхиальное,

диафрагмальное);

в) физиологические сужения пищевода (аортальное и кардиальное);

г) складки слизистой оболочки.

4. На рентгенограмме желудка покажите:

а) брюшной отдел пищевода;

б) основные отделы желудка (кардию, дно, тело, пилорический

отдел с его пещерой и пилорическим каналом, привратниковую

заслонку);

в) оцените форму желудка (в виде рога, крючка или чулка);

г) складки слизистой оболочки в различных отделах желудка;

5. На рентгенограммах тонкой кишки покажите:

а) 12-ти перстную кишку и ее основные отделы (верхний,

нисходящий, горизонтальный и восходящий),

б) изгибы 12-ти перстной кишки (верхний и нижний);

в) луковицу 12-ти перстной кишки;

г) петли тощей и подвздошной кишки;

д) складки слизистой оболоч­ки тонкой кишки (“перистый

рисунок”).

6. На рентгенограмме толстой кишки (ирригограмме) (контрастное вещество введено через прямую кишку) покажите:

а) слепую кишку с червеобразным отростком;

б) отделы ободочной кишки (восходящую, поперечную,

нисходящую и сигмовидную кишки);

в) складки стенки ободочной кишки (“венок инжира”);

7. На рентгенограмме желчного пузыря и внепеченочных желчных путей (холецистограмме) покажите:

а) тень пе­чени;

б) желчный пузырь и его основные части (дно, тело, шейку);

в) пузырный проток;

г) правый и левый печеночные протоки;

д) общий желчный проток.

Наши рекомендации