Зарисовать
1. Схему хода брюшины.
Записать латинские, греческие и авторские названия:
1. Сальник - omentum (лат), epiploon (греч);
2. Отверстие сальниковой сумки - foramen intervenosum (лат),
foramen epiploicum (греч), винслово отверстие (авт.)
3. Прямокишечно-маточное углубление - дугласово пространство (авт.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ
“ ВВЕДЕНИЕ В СПЛАНХНОЛОГИЮ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ”.
1. Основные системы внутренних органов, их функция.
2. Понятие об индивидуальной и возрастной изменчивости.
3. Понятие о топографии органов (скелетотопии, синтопии, голотопии).
4. Основные отделы и органы пищеварительной системы.
5. Общий план строения стенки органов желудочно-кишечного тракта.
6. Особенности строения слизистой оболочки и ее элементов в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
7. Особенности строения мышечной оболочки и ее слоев в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
8. Особенности строения наружной оболочки в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
9. Узловые пункты пищеварительного тракта.
10. Железы пищеварительной системы, функциональная характеристика, места локализации и открытия протоков.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИИ
“РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ”.
1. Виды пищеварения, присущие многоклеточным организмам и их реализация у человека.
2. Основные источники (эмбриональные листки) развития органов пищеварительной системы.
3. Основные термины, обозначающие аномалии развития внутренних органов.
4. Первичная кишка, деление ее на отделы и их производные.
5. Формирование первичной ротовой полости (ротовой бухты).
6. Формирование окончательной ротовой полости (челюстного аппарата, неба), основные аномалии.
7. Развитие слюнных желез и языка, основные аномалии.
8. Развитие зубов, основные аномалии.
9. Производные передней кишки:
а) развитие глотки и пищевода, основные аномалии;
б) развитие желудка, основные аномалии;
10. Производные средней кишки:
а) образование желточной петли;
б) производные нисходящей части желточной петли и этапы их развития
(12-ти перстная, тощая и проксимальная часть подвздошной кишки);
в) производные восходящей части желточной петли и этапы их развития
(дистальная часть подвздошной кишки, слепая кишка, червеобразный
отросток, поперечная ободочная кишка);
г) этапы развития и изменения топографии слепой кишки и
червеобразного отростка, формирование восходящей ободочной
кишки;
д) формирование печеночного и селезеночного изгибов толстой кишки;
е) развитие печени и поджелудочной железы, изменения их топографии в
процессе, поворота внутренних органов;
ж) основные аномалии тонкой кишки, печени, поджелудочной железы;
11. Производные задней кишки:
а) развитие нисходящей и сигмовидной кишок, надампулярного отдела и
ампулы прямой кишки;
б) изменения топографии производных задней кишки ;
в) основные аномалии слепой кишки, червеобразного отростка,
ободочной кишки;
12. Формирование анального канала прямой кишки:
а) изменения клоаки (возникновение уроректальной перегородки,
расхождение мочеполового синуса и надампулярной части и ампулы
прямой кишки;
б) формирование анальной бухты, анальной мембраны и их дальнейшие
преобразования;
в) основные аномалии прямой кишки.
Тема занятия: «РЕНТГЕНОВСКАЯ АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
1. На рентгенограммах зубов взрослого человека покажите:
а) различные виды зубов (резцы, клыки, малые, большие коренные
зубы);
б) части каждого зуба (коронку, шейку и корни);
в) полость зуба, канал корня;
г) периодонтальную щель.
2. На рентгенограмме зубов ребенка покажите:
а) молочные зубы и элементы их строения;
б) зачатки постоянных зубов.
3. На рентгенограммах пищевода (в прямой и боковой проекциях) покажите:
а) отделы пищевода (шейный, грудной и брюшной);
б) анатомические сужения (глоточное, бронхиальное,
диафрагмальное);
в) физиологические сужения пищевода (аортальное и кардиальное);
г) складки слизистой оболочки.
4. На рентгенограмме желудка покажите:
а) брюшной отдел пищевода;
б) основные отделы желудка (кардию, дно, тело, пилорический
отдел с его пещерой и пилорическим каналом, привратниковую
заслонку);
в) оцените форму желудка (в виде рога, крючка или чулка);
г) складки слизистой оболочки в различных отделах желудка;
5. На рентгенограммах тонкой кишки покажите:
а) 12-ти перстную кишку и ее основные отделы (верхний,
нисходящий, горизонтальный и восходящий),
б) изгибы 12-ти перстной кишки (верхний и нижний);
в) луковицу 12-ти перстной кишки;
г) петли тощей и подвздошной кишки;
д) складки слизистой оболочки тонкой кишки (“перистый
рисунок”).
6. На рентгенограмме толстой кишки (ирригограмме) (контрастное вещество введено через прямую кишку) покажите:
а) слепую кишку с червеобразным отростком;
б) отделы ободочной кишки (восходящую, поперечную,
нисходящую и сигмовидную кишки);
в) складки стенки ободочной кишки (“венок инжира”);
7. На рентгенограмме желчного пузыря и внепеченочных желчных путей (холецистограмме) покажите:
а) тень печени;
б) желчный пузырь и его основные части (дно, тело, шейку);
в) пузырный проток;
г) правый и левый печеночные протоки;
д) общий желчный проток.