Раздел x. «детская онкология»
ТЕМА 1. «НЕФРОБЛАСТОМА, НЕЙРОБЛАСТОМА, РЕТИНОБЛАСТОМА»
1.Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики нефробластом, нейробластом, ретинобластом у детей, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития нефробластом, нейробластом, ретинобластом у детей, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению у детей нефробластом, нейробластом, ретинобластом.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных детей нефробластомами, нейробластомами и ретинобластомами.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных детей опухолями данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных детей данными локализациями опухолей.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения больных детей нефробластомами, нейробластомами и ретинобластомами.
Мотивация темы занятия. Необходимость получения знаний по злокачественным опухолям у детей (нейробластомам, нефробластомам, ретинобластомам) и их клиническим проявлениям для внедрения мероприятий по их диагностике.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология, современные классификации, клинические проявления опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы
- Какие органы поражает нейробластома?
- Куда метастазируют нейробластомы?
- Перечислите методы, используемые для диагностики нейробластом
- Перечислите варианты лечения нейробластом
- Перечислите клинические проявления нефробластомы
- Какие методы диагностики используют при подозрении на нефробластому?
- Какие методы используют в лечении нефробластом?
- Диагностика ретинобластом
- Лечение ретинобластом
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Причины развития нефробластом, нейробластом и ретинобластом у детей.
- Особенности метастазирования опухолей у детей.
- Классификация и стадирование нейробластом, нефробластом и ретинобластом.
- Клиническая картина нейробластом, нефробластом и ретинобластом.
- Методы, используемые в диагностике нейробластом.
- Методы, используемые в диагностике нефробластом.
- Методы, используемые в диагностике ретинобластом.
- Лечение нейробластом.
- Лечение нефробластом.
- Лечение ретинобластом.
-
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор по 4-5 амбулаторным картам
Обучение методике сбора анамнеза, диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для цитологического и гистологического исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 2. «БОЛЕЗНЬ ХОДЖКИНА И НЕХОДЖКИНСКИЕ ЛИМФОМЫ
У ДЕТЕЙ»
1.Продолжительность: 8 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики ходжкинских ( ХЛ) и неходжкинских (НХЛ) лимфом у детей, клиническому обследованию, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи диспансеризации.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению ХЛ и НХЛ.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных детей с ХЛ и НХЛ.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных детей с ХЛ и НХЛ.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных детей с ХЛ и НХЛ.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения ХЛ НХЛ у детей.
4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях лимфогранулематоза и злокачественных неходжкинских лимфомах, их гистологических вариантах, методах диагностики и лечения,ошибках в диагностике и лечении, о проведении обследования, построении диагноза и составлении плана лечения.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания. (заболеваемость, смертность, этиология и патогенез, современные классификации, клиническая картина заболевания, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:
- Какие органы поражаются при лимфогранулематозе?
- Морфологические формы лимфогранулематоза.
- Достоверно ли заключение гистолога о лимфогистиоцитарном варианте, если в микропрепарате не обнаружены клетки Березовского – Штернберга?
- Является ли бесспорным заключение о наличии I или II стадии, если больному не произведена томография средостения и лапаротомия?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Клинический минимум обследования при подозрении на лимфогранулематоз.
- Диагностическая лапаротомия при лимфогранулематозе.
- Лучевое лечение по радикальной программе.
- Комплексное лечение при лимфогранулематозе.
- Клиническая картина лимфогранулематоза средостения.
- Прогноз при лимфогранулематозе
- Лечение неходжкинских лимфом
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Разбор 4-5 амбулаторных карт больных детей; установление стадии лимфогранулематоза по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.
4.2. Решение ситуационных задач.