Раздел x. «детская онкология»

ТЕМА 1. «НЕФРОБЛАСТОМА, НЕЙРОБЛАСТОМА, РЕТИНОБЛАСТОМА»

1.Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики нефробластом, нейробластом, ретинобластом у детей, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития нефробластом, нейробластом, ретинобластом у детей, принципы обследования и лечение больных.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению у детей нефробластом, нейробластом, ретинобластом.

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных детей нефробластомами, нейробластомами и ретинобластомами.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных детей опухолями данных локализаций.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных детей данными локализациями опухолей.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения больных детей нефробластомами, нейробластомами и ретинобластомами.

Мотивация темы занятия. Необходимость получения знаний по злокачественным опухолям у детей (нейробластомам, нефробластомам, ретинобластомам) и их клиническим проявлениям для внедрения мероприятий по их диагностике.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания.

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология, современные классификации, клинические проявления опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).

Контрольные вопросы

- Какие органы поражает нейробластома?

- Куда метастазируют нейробластомы?

- Перечислите методы, используемые для диагностики нейробластом

- Перечислите варианты лечения нейробластом

- Перечислите клинические проявления нефробластомы

- Какие методы диагностики используют при подозрении на нефробластому?

- Какие методы используют в лечении нефробластом?

- Диагностика ретинобластом

- Лечение ретинобластом

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Причины развития нефробластом, нейробластом и ретинобластом у детей.

- Особенности метастазирования опухолей у детей.

- Классификация и стадирование нейробластом, нефробластом и ретинобластом.

- Клиническая картина нейробластом, нефробластом и ретинобластом.

- Методы, используемые в диагностике нейробластом.

- Методы, используемые в диагностике нефробластом.

- Методы, используемые в диагностике ретинобластом.

- Лечение нейробластом.

- Лечение нефробластом.

- Лечение ретинобластом.

-

4. Практическая работа ординаторов:

4.1. Клинический разбор по 4-5 амбулаторным картам

Обучение методике сбора анамнеза, диагностики.

Освоение методики выполнения биопсии опухоли для цитологического и гистологического исследования.

Освоение методики постановки диагноза согласно классификации.

4.2. Решение ситуационных задач.

ТЕМА 2. «БОЛЕЗНЬ ХОДЖКИНА И НЕХОДЖКИНСКИЕ ЛИМФОМЫ

У ДЕТЕЙ»

1.Продолжительность: 8 академических часов (1 академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики ходжкинских ( ХЛ) и неходжкинских (НХЛ) лимфом у детей, клиническому обследованию, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи диспансеризации.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению ХЛ и НХЛ.

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных детей с ХЛ и НХЛ.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных детей с ХЛ и НХЛ.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных детей с ХЛ и НХЛ.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения ХЛ НХЛ у детей.

4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях лимфогранулематоза и злокачественных неходжкинских лимфомах, их гистологических вариантах, методах диагностики и лечения,ошибках в диагностике и лечении, о проведении обследования, построении диагноза и составлении плана лечения.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания. (заболеваемость, смертность, этиология и патогенез, современные классификации, клиническая картина заболевания, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:

- Какие органы поражаются при лимфогранулематозе?

- Морфологические формы лимфогранулематоза.

- Достоверно ли заключение гистолога о лимфогистиоцитарном варианте, если в микропрепарате не обнаружены клетки Березовского – Штернберга?

- Является ли бесспорным заключение о наличии I или II стадии, если больному не произведена томография средостения и лапаротомия?

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Клинический минимум обследования при подозрении на лимфогранулематоз.

- Диагностическая лапаротомия при лимфогранулематозе.

- Лучевое лечение по радикальной программе.

- Комплексное лечение при лимфогранулематозе.

- Клиническая картина лимфогранулематоза средостения.

- Прогноз при лимфогранулематозе

- Лечение неходжкинских лимфом

4. Практическая работа ординаторов:

4.1. Разбор 4-5 амбулаторных карт больных детей; установление стадии лимфогранулематоза по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.

4.2. Решение ситуационных задач.

Наши рекомендации