Выдающийся деятель отечественной медицины XVIII века - Константин Иванович Щепин (1728—1770)
Учился в Вятской духовной семинарии, Киево-Могилянской академии, затем жил в Константинополе, Греции и Италии, причем владел в совершенстве греческим, латинским и несколькими западноевропейскими языками.
При возвращении в Россию Щепин был переводчиком в Академии наук и работал по ботанике у акад. С. П. Крашенинникова. В 1753 г. Щепин был послан в Лейден для дальнейшего изучения ботаники. Он предполагал стать преемником С. П. Крашенинникова, но когда тот умер, место ботаника было предложено зятю видного немца. По-видимому, вследствие этих интриг К. И. Щепин в 1756 г. перешел на службу в Медицинскую канцелярию, которая оплатила Академии наук расходы, понесенные на командировку К. И. Щепина. М. В. Ломоносов писал по этому поводу: «Продали Щепина Медицинской канцелярии». К. И. Щепин стал изучать медицину. В 1758 г. он защитил в Лейдене докторскую диссертацию о растительной кислоте. В этой работе К. И. Щепин дал анализ влияния растительных кислот в пище человека, указал профилактическое значение растительных кислот в борьбе с цингой. В тезисах к диссертации есть догадки о гормонах, о нейро-гуморальной регуляции отправлений человеческого организма.
После этого К. И. Щепин посетил Париж, Лондон, Копенгаген, побывал у Линнея в Швеции и всюду совершенствовался в медицине. Возвратившись в 1759 г. на родину, он недолгое время работал в Петербургском генеральном госпитале, откуда во время Семилетней войны добровольно отправился в действующую армию, чтобы ознакомиться с особенностями работы военного врача.
С 1762 г. К. И. Щепин преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику и фармакологию, будучи первым русским преподавателем в Московской госпитальной школе. К. И. Ще-иин был противником диктовки, принятой в то время многими преподавателями, что вызывалось отсутствием учебников. Он заботился о том, чтобы у слушателей были учебники, знакомил их с новыми достижениями медицины. Он настаивал на необходимости наглядного и практического преподавания, анатомию преподавал с демонстрацией трупов («на кадаверах»). Своими нововведениями К. И. Щепин нажил врагов, был отстранен от преподавания и даже лишен права врачебной практики. Он участвовал в ботанических экспедициях; будучи в Киеве, принял участие в борьбе с эпидемией чумы, от которой он и умер "
7. Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802) – выдающийся русский врач XVIII века.
С. Г. Зыбелин учился в Славяно-греко-латинской академии и оттуда в 1755 г. был направлен студентом во вновь открываемый Московский университет. После окончания общего факультета в 1759 г. Зыбелин учился в Лейденском университете, где в 1764 г. окончил медицинский факультет и получил степень доктора медицины. С 1765 по 1802 г. С. Г. Зыбелин более 35 лет преподавал на медицинском факультете Московского университета, читал в разные годы теоретическую медицину, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию. С 1768 г. одним из первых С. Г. Зыбелин начал читать лекции на русском языке.
С. Г. Зыбелин многократно выступал с торжественными речами на годичных актах университета и посвящал их различным вопросам медицины. После произнесения их печатали. В «Словах» Зыбелин высказывал передовые для своего времени взгляды не только по вопросам практической медицины и гигиены, но и по широким общефилософским вопросам.
По мнению С. Г. Зыбелина, наука должна познать не только «внешнюю красоту» окружающих человека явлений, но и их внутреннее содержание, связи, объективные законы существования. Изучение и знание законов природы он считал крайне важным для развития медицины, предупреждения болезней и сохранения здоровья населения.
В своих трудах он освещал основные проблемы медицины: этиология болезней, конституция и ее значение для здоровья людей. В своем естественноисторическом материализме, в настойчивом провозглашении опыта первоосновной науки С. Г. Зыбелин был последователем М. В. Ломоносова, усвоил философские и научные воззрения великого ученого и в своих работах опирался на его основные представления о сущности явлений природы и человека. С. Г. Зыбелин следовал за М. В. Ломоносовым в атомистических представлениях о строении веществ, в признании нечувствительных малых частиц (корпускул) первичными элементами всех тел. В «Слове о причине внутреннего союза частей тела между собой и о происходящей из того крепости в теле человеческом» в 1768 г. С. Г. Зыбелин предлагал в предводительницы разума избрать природу, а не ее пристрастных толкователей.
Вместе с тем работы С. Г. Зыбелина свидетельствуют о творческом усвоении им взглядов М. В. Ломоносова и дальнейшем их развитии в медицине. В «Слове о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит» С. Г. Зыбелин указал на материальный характер и единство человека с окружающим миром, подчиняемость его законам природы. Приводя в пример Гарвея, смело боровшегося за правоту своих взглядов, С. Г. Зыбелин призывал молодежь к смелости в научных исследованиях и к преодолению укоренившихся ложных представлений. Преподавая теоретическую медицину, С. Г. Зыбелин начинал с физиологии здорового человека, затем излагал патологию и, наконец, терапию. Врачебное веществословие и рецептуру Зыбелин преподавал с демонстрациями: под его руководством аптекари показывали студентам приготовление лекарств.
С. Г. Зыбелин предложил славные традиции госпитальных школ, демонстрации больных при чтении клинических лекций, он ввел эксперимент при чтении курса физиологии и патологии.
В XVIII веке детей лечили терапевты. Поэтому в своих речах С. Г. Зыбелин останавливался на многих вопросах гигиены и патологии детского возраста.
С. Г. Зыбелин выражал уверенность в возможности долголетия людей, которое может «превысить и целое столетие». Однако говорил он, это исполняется «едва только в тысячном человеке». Причину этого он видел в ненормальных условиях жизни, вредных привычках, «невоздержании, праздности», «непредвиденных приключениях», а также склонности к определенным заболеваниям.
8.Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) – выдающийся акушер-гинеколог XVIII века.
Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г, получил степень доктора медицины. В 1776—1779 гг. он вел практическую и преподавательскую работу по акушерству в Петербургском адмиралтейском госпитале, затем 2 года был лекционным доктором в Кронштадском госпитале и преподавал физиологию, хирургию и фармакологию. С 1781 по 1800 г. преподавал акушерство на русском языке в Повивальном институте при Петербургском воспитательном доме, где обучались повивальные бабки. Н. М. Максимович-Амбодик в 1784—1786 гг. опубликовал первое на русском языке руководство «Искусство повивания или наука о бабичьем деле». Это обширное руководство по полноте, научности, современности и оригинальности до середины XIX века считалось лучшим пособием для врачей и акушерок. Н. М. Максимович-Амбодик применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.
В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим часть своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и дал вполне рациональные советы о преимуществах вскармливания материнским молоком, свежеприготовленными питательными кашами, о проветривании комнат, где находятся дети, об одежде для них.
Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит большая роль в создании медицинской терминологии, чему он способствовал не только своими переводами и сочинениями, но и составлением ряда словарей.
9. Александр Михайлович Шумлянский (1748—1795) и его вклад в экспериментальную медицину.
Окончил школу при Петербургском адмиралтейском госпитале. После этого учился в Страсбургском университете, где в 1783 г. защитил диссертацию «О строении почек» («De struc-tura renum»), представляющую самостоятельное научное исследование. А. М. Шумлянский был последовательным сторонником экспериментального метода в естествознании, не следовал слепо за авторитетами и писал: «Я не клянусь словами какого-либо учителя, но привожу здесь то, что видел». В диссертации А. М. Шумлянский описал топографию и строение почки, причем применил новый для того времени способ инъецирования окрашенной застывающей массой раздельно лоханок почки и ее сосудов. Особый интерес представляет та часть диссертации А. М Шумлянского, где приведены результаты микроскопического исследования инъецированной почки. А. М. Шумлянский впервые разгадал природу «мальпигиева тельца» и установил, что оно представляет собой сосудистый клубочек (glomerulus — термин, впервые введенный А. М. Шум-лянским), описал окружающую мальпигиев клубочек «некоторую кольцевидную границу» («мембрану»)—то образование, которое лишь в 1840 г. более детально описал и назвал капсулой английский ученый Боумен.
Своими исследованиями А. М. Шумлянский опроверг существовавшее ранее представление, что мальпигиево тельце является железой, и предположение Рюиша о непосредственном сообщении между артериальными капиллярами почки и почечными канальцами. А. М. Шумлянский писал: «Мы относимся с величайшим уважением к именам этих славных мужей (Мальпиги и Рюиша), однако мы не должны ради них жертвовать истиной». А. М. Шумлянским открыты прямые и извитые канальцы почки, причем он описал и на своих рисунках отчетливо изобразил тот петлеобразный изгиб мочевого канальца, который во второй половине XIXвека был «открыт» немецким анатомом Генле и назван его именем.
Открытия А. М. Шумлянского расширили правильные представления не только о строении почки, но и о ее функции. В последующем эти открытия пережили своеобразную судьбу. При жизни А. М. Шумлянсного его диссертация переиздавалась в Западной Европе и цитировалась, что свидетельствовало о признании его заслуг. Отмечал это и продолжатель его работ английский врач Боумен. В России А. М. Шумлянский не получил возможности проводить дальнейшие исследования и даже преподавание по своей основной клинической специальности — акушерству. Только в СССР был восстановлен приоритет А. М. Шумлянского.
10. Данила Самойлович Самойлович (1744—1805) – выдающийся врач-эпидемиолог XVIII века.
После пребывания в Киевской академии окончил госпитальную школу в Петербурге в 1767 г. и затем 8 лет служил военным врачом, проводя мероприятия по борьбе с чумой в Молдавии. В 1770— 1771 гг. в Москве Д. С. Самойлович активно участвовал в борьбе с чумой. С 1776 г. с группой молодых врачей он был направлен в Страсбург и Лейден, где прослушал курс медицинского факультета и в 1780 г. получил степень доктора медицины. Возвратившись на родину, Д. С. Самойлович многократно принимал участие в ликвидации эпидемий чумы в войсках и среди гражданского населения в южных районах страны.
Д.С.Самойлович был горячим последователем М.В.Ломоносова в деле естественноисторического по
знания закономерностей природы. На основании большого личного опыта, знакомства с литературой вопроса и многочисленных собственных исследований он создал оригинальную систему воззрений. Отказавшись от умозрительных систем, Д.С.Самойлович опытным путем изучал чуму, пытаясь с по
мощью микроскопа решить вопрос о возбудителе чумы, устанавливал пути передачи чумного заразного начала, проверял свои наблюдения и предположения патологоанатомическими вскрытиями, описал клинику болезни, усовершенствовал методы лечения и предупреждения чумы, создал систему противоэпидемических мероприятий .
Главное место в работах Д. С. Самойловича занимали вопросы эпидемиологии чумы. Среди населения и врачей того времени были широко распространены представления о чуме как о совершенно неотвратимом бедствии, космическом явлении, «божьей каре», вследствие чего при развитии чумы «страх овладевает человеком», подавленная психика снижает способность бороться с чумой.
В противовес этому Д. С. Самойлович оптимистически утверждал, что можно «пресечь» распространение эпидемии, что с нею можно бороться. Самойлович усовершенствовал противоэпидемические мероприятия. Он видел, как население страдало во время эпидемий чумы от карантинов, охватывавших часто обширный район, от безжалостного сожжения домов, где были чумные больные, и всего имущества, находившегося в этих домах, что нередко вело к полному обнищанию семей. Самойлович рекомендовал ограничить применение карантинов самыми необходимыми размерами и разрабатывал меры дезинфекции предметов домашнего обихода, одежды. Наблюдая легкие случаи бубонной чумы, выздоровления от нее среди врачей и на личном опыте испытав это, Д. С. Самойлович по аналогии с оспенной вариоляцией, в то время получившей распространение в России, предложил проводить аналогичные предохранительные прививки медицинским работникам, обслуживающим чумные больницы.
Д. С. Самойлович придавал большое значение распространению медицинских знаний среди населения; он перевел предназначенную для широких кругов популярную книгу о родовспоможении и она была дважды издана известным культурным деятелем второй половины XVIII века Н. И. Новиковым.
Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии. Вследствие недоброжелательства и происков ряда врачей-иностранцев Д. С. Самойлович не получил заслуженного признания на родине.