Научно-исследовательские

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

Образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра гигиены, экологии и эпидемиологии

П.Я.Шаповалов, Г.А.Сулкарнаева, Н.А.Ряхина,

А.П.Васильева, О.В. Васильева

Гигиена

лечебно-профилактических

организаций

Учебно-методическое пособие

для студентов лечебного, педиатрического,

стоматологического факультетов

Тюмень, 2013

Учебно-методическое пособие по разделу «Гигиена лечебно-профилактических организаций» включают разработку практических занятий, задания по оценке проектов лечебно-профилактических организаций, по оценке микробного загрязнения воздушной среды в ЛПО; схему акта санитарно-гигиенического обследования ЛПО; ситуационные задачи; контрольные вопросы; варианты тестового контроля; вопросы к итоговому семинару по разделу «Гигиена лечебно-профилактических организаций».

Для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов

Учебно-методическое пособие составлено зав. каф. гигиены с основами экологии ТюмГМА, д.м.н., проф. П.Я.Шаповаловым; д.м.н., проф. Г.А.Сулкарнаевой; к.м.н., доц. Н.А. Ряхиной, ст. преп. А.П.Васильевой

Рецензенты:

зав. каф. медико-профилактического дела ФПК и ППС ТюмГМА, д.м.н. Ю.В.Устюжанин

главный врач ГЛПУ ТО «Областная больница №11» (РП Голышманово), к.м.н. В.А.Вихлянцев

Утверждено на заседании ЦКМС « » 2013г. (протокол № ).

Введение

Современную больницу относят к самым сложным объектам проектирования, поскольку она представляет собой многокомпонентный инженерный комплекс, состоящий из различных лечебных и лечебно-диагностических отделений, а также из помещений административного и хозяйственно-бытового назначения.

Задачи, стоящие перед лечебно-профилактическими организациями (ЛПО), мало изменились с незапамятных времен. Своевременное оказание больному квалифицированной медицинской помощи и создание оптимального лечебно- охранительного режима возможны только при строгом соблюдении санитарно- гигиенических требований к планировке и оборудованию этих организаций.

Архитектурно-планировочные решения лечебной организации играют также весьма важную роль в профилактике внутрибольничных инфекций (ВБИ), поскольку, помимо достижения других целей, они направлены на предупреждение или ограничение циркуляции возбудителей в лечебных комплексах. Это должно достигаться путем оптимального взаиморасположения больничных подразделений как на территории участка, так и в объеме отдельного здания достаточной изоляцией разноплановых санитарно-эпидемиологическом отношений и служб.

Определенные практические навыки в этом плане могут быть получены студентами - медиками в процессе изучения раздела «Гигиена лечебно-профилактических организаций».

Таблица 1

Тематический план проведения практических занятий по разделу

«Гигиена лечебно-профилактических организаций»

Темы практических занятий
Гигиенические требования к размещению ЛПО.
Гигиенические требования к приемному отделению и палатной секции.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию различных отделений ЛПО.
Профилактика внутрибольничных инфекций. Гигиеническая оценка микробного загрязнения окружающей среды в лечебных учреждениях.
Оценка условий пребывания больных, лечебно- охранительного и санитарно- противоэпидемического режима в ЛПО (работа на объекте с написание акта).
Защита актов санитарно-гигиенического обследования ЛПО. Семинар по гигиене лечебно- профилактических организаций.

Изучение студентами лечебного факультета модуля «Гигиена лечебно-профилактических организаций» формирует следующие компетенции:

общекультурные:

- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- готовность и способность использовать методы управления; организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8); общепрофессиональные:

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

профилактические:

- способность и готовность к использованию методов оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК- 11);

- способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию (ПК-12);

- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

психолого-педагогические:

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);

- способность и готовность к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, устранению вредных привычек (ПК- 26);

организационно-управленческие:

- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПО, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности (ПК- 29);

научно-исследовательские

- способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);

- способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).

!!! Информация для студентов

Данное учебно-методическое пособие содержит задания для дополнительного добора баллов по модульно-рейтинговой системе, задания в зависимости от качества его выполнения оцениваются следующим образом:

«отлично» «удовлетворительно»

«хорошо» «неудовлетворительно»

  optional
В пособии данные дополнительные задания обозначены

следующим знаком:

Задания выполняются в рабочей тетради в недельный срок (до

следующего занятия), проверяются преподавателем, который оценивает работу в тетради, заверяя своей подписью, и одновременно выставляет оценку в журнал. Работы, сданные позже недельного срока, не оцениваются.

Тема занятия 1. Гигиенические требования к размещению ЛПО.

Цель занятия: ознакомить студентов с основными гигиени­ческими требованиями к месту размещения лечебно-профилактических организаций, к больничному участку, его планировке, к системам застройки ЛПО.

Практические навыки: освоить методику гигиенической оценки ситуационных и генеральных планов проектов лечебно-профилактических организаций.

План изучения темы.

Наши рекомендации