Дыхательная и пищеварительная системы

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Направление подготовки: – 25.02.05. «Эксплуатация судовых энергетических установок»

«ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

Ведущий лектор:

Писаренко Г.П., ст. преподаватель..

Одобрен на заседании кафедры

« 21» 09 2015__ г. протокол № 1

Новороссийск

2015 год

Лекция №1

ТЕМА 1.1: Введение. Анатомия человека с основами физиологии

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Цели и задачи медподготовки судовых механиков.

2. Скелет человека

3. Мышечная и кровеносная системы

4. Дыхательнаяй и пищеварительная системы

5. Мочевыделительная и нервная системы

Краткое содержание лекционного материала

Первый учебный вопрос

Цели и задачи медподготовки судовых механиков.

Стандартом для подготовки экипажей судов к выполнению своих обязанностей является Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененная конференцией 1995 года (МК ПДМНВ-78/95).

Конвенция определяет общие требования ко всем морякам и по их должностям (КМ, СПКМ, СТМ, 2МХ, вахтенные помощники, вахтенные механики, радиоспециалисты, палубная и машинная команды).

В частности, Раздел А-VI/1-3, А-VI/4-1 Главы VI Конвенции требует, чтобы «Моряки, нанятые или занятые на работе в любой должности на судне в качестве членов судового экипажа с имеющимися обязанностями по безопасности или предотвращению загрязнения в ходе эксплуатации судна, до назначения им каких-либо обязанностей на судне, должны получить одобренную начальную подготовку по оказанию первой медицинской помощи.

Выполнение требований этого раздела является целью дисциплины «Первая медицинская помощь» ПМП

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Справочник "Ship Captains Medical Guide"

Второй учебный вопрос

Скелет человека

Знакомство с отделами скелета: скелет туловища, головы, верхних, нижних конечностей и их поясов

Скелет туловища: позвоночник, грудина, 12 пар ребер. Отделы позвоночника – 33-34 позвонка (шейный - 7, грудной -12, поясничный 5, крестцовый 5, и копчиковый 4-5). Строение позвонка. Изгибы позвоночника: шейный и поясничный лордозы, грудной и крестцовый кифозы.

Грудина– плоская кость (рукоятка, тело, мечевидный отросток). Грудная клетка: грудина, ребра, позвоночник. Плечевой пояс: ключица, лопатка. Верхние конечности: плечевая кость. Предплечье: локтевая, лучевая. Кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев. Тазовый пояс: Две тазовые кости, соединяясь с крестцом и копчиком образуют таз. Большой таз и малый таз. Кости нижней конечности: бедренная, кости голени (большеберцовая и малоберцовая), кости стопы – предплюсны, плюсны, фаланги пальцев. Череп: лобная кость, теменная, затылочная, височные. Лицевая часть состоит из верхней, нижней челюсти. Соединения костей. Суставы - суставные поверхности, покрытые хрящом, суставная сумка, и суставная полость с жидкостью. Шаровидные (плечевой), эллипсовидные (лучезапястный), блоковидные (межфаланговые) и т.д.

Третий учебный вопрос

Мышечная и кровеносная системы

Мышечная система. Непроизволь­ные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани (стенки внутренних органов и кровеносных сосудов), про­извольные мышцы - поперечнополосатой мышечной ткани (мышцы головы, туловища и конечностей, а также язык, гортань и др. Знакомство с основными группами скелетных мышц: мышцы головы, шеи, груди, живота, спины, верхних, нижних конечностей (сгибатели, разгибатели и др.). Мышцы плечевого пояса, таза. Диафрагма.

Кровеносная система. Функции крови - тран­спортная, защитная, теплорегуляционная. Общее количество крови у взрослого в среднем около 5 л. Форменные элементы. Эритроциты, или красные кровяные тельца. Лейкоциты, или белые кровяные тельца. Кровяные пластинки.Группы крови. Резус-фактор. Строение сердца. Желудочки, предсердия. Сосу­ды артерии, капилляры и вены. Большой круг кровообращения начинается аортой, кото­рая выходит из левого желудочка сердца и несет артериаль­ную кровь ко всем органам. Из всех вен большого круга кровообра­щения кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Малый круг кровообращения начинается от правого же­лудочка легочным стволом, который несет венозную кровь в легкие. Обогащенная кислородом кровь из легких оттекает по 4 легочным венам в левое предсердие.

Четвертый учебный вопрос

Дыхательная и пищеварительная системы

Дыхательная система. Полость носа. Носоглотка. Из носоглотки воздух переходит в ротовую часть глотки, а за­тем в гортань. Позади корня языка находится надгор­танный хрящ, прикрывающий вход в гортань во время глота­ния пищи. Трахея, или дыхательное горло делится на два главных бронха - правый и левый. Легкие имеют форму конуса. Главный бронх, вой­дя в легкое, делится древовидно на бронхи меньшего калибра - бронхиолы. Бронхиолы переходят в расширения - альвеолярные ходы, на стенках которых на­ходятся выпячивания в форме пузырьков (альвеолы). Правое легкое состоит из трех, а левое - из двух долей. Сегменты, легочные дольки. Каждая долька включает 12-18 ацинусов. Плевра легкого образует плевральный мешок. Сращенный с тканью легкого листок плевры (париетальный), со стенками грудной клетки (висцеральный).

Пищеварительная система.Ротовая полость. Носоглотка, ротовая и гортанная части глотки. Пищевод. Желудок. Желудочный сок. Тонкая кишка имеет три части: двенадцатиперст­ную, тощую и подвздошную кишку. Толстая кишка подразделяется на следующие отделы: слепую кишку с червеобразным отростком, ободочную и пря­мую кишку. Поджелудочная железа располагается позади желудка. Она вырабатывает поджелу­дочный сок (панкреатический), оттекающий в двенадцатиперстную кишку. Печень - крупный орган массой около 1.5 кг. Различают пра­вую, левую, квадратную и хвостатую доли; они состоят из множества долек, а дольки - из железистых клеток. Желчный пузырь находится в ямке на нижней по­верхности печени и является резервуаром для желчи. Общий желчный проток, открывающийся в двенадцатиперст­ную кишку. Брюшина - серозная оболочка, покры­вающая стенки и органы брюшной полости. Сальники - большой (сви­сает вниз от желудка) и малый (идет от ворот печени к же­лудку и двенадцатиперстной кишке). В них откладывается жир. Пищеварение.

Пятый учебный вопрос

Наши рекомендации