Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с N 326-ФЗ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования [6].
Доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. К доходам бюджетов территориальных фондов относятся:
1) субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
2) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством РФ;
3) платежи субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом;
4) платежи субъектов РФ на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с Законом;
5) доходы от размещения временно свободных средств;
6) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта РФ, в случаях, установленных законами субъекта РФ;
7) начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ;
8) иные источники, предусмотренные законодательством РФ.
Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ ОМС;
2) исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ, и (или) нормативных правовых актов Правительства РФ в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов РФ;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В составе бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас. Размер и цели использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда устанавливаются законом о бюджете территориального фонда. Размер средств нормированного страхового запаса территориального фонда не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений средств территориального фонда на очередной год [6].
Субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов на осуществление переданных полномочий предоставляются в объеме, установленном федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования и других показателей [6].
На территории Новосибирской области ТФОМС НСО реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования в соответствии с Конституцией РФ и Законом НСО от 31.05.1999 N 60-ОЗ [1].
Таблица 2 - Структура и динамика доходов и расходов ТФОМС НСО в 2010 - 2011 гг.
Структура | 2010 г. | 2011 г. | |||
млн. руб. | млн. руб. | % | |||
Факт | План (утверждено бюджетом) | Факт | исполнения | к факту 2010 года | |
Наименование доходов | |||||
Страховые взносы на ОМС неработающего населения | 3 354,5 | 4 354,2 | 4 354,2 | 100,0 | 129,8 |
Страховые взносы на ОМС работающего населения и налоговые платежи | 3 964,0 | 4 141,3 | 4 483,3 | 108,3 | 113,1 |
Дотации ФФОМС на выполнение ТП ОМС | 1 436,4 | 1 436,4 | 1 519,4 | 105,8 | 105,8 |
Прочие неналоговые поступления (от ТФОМС РФ на лечение вне территории страхования) | 331,0 | 147,0 | 148,3 | 100,9 | 44,8 |
Итого на ТП ОМС | 9 079,7 | 10 078,9 | 10 505,2 | 104,2 | 115,7 |
Средства обл. бюджета на участковых | 393,1 | 455,1 | 415,1 | 91,2 | 105,6 |
Средства ФФОМС на диспанцеризацию населения | 148,6 | 52,2 | 101,8 | 195,0 | 68,5 |
Средства ФФОМС на модернизацию здравоохранения | - | 3 426,3 | 3 426,3 | 100,0 | - |
Итого | 12 618,6 | 14 012,5 | 14 448,3 | 103,1 | 114,5 |
Наименование расходов | |||||
Финансирование ТП ОМС | 9 001,3 | 10 128,9 | 10 117,5 | 99,9 | 112,4 |
Оплата доп. мед. помощи (участковые) | 393,1 | 455,1 | 415,1 | 91,2 | 105,6 |
Проведение диспанцеризации населения | 128,2 | 132,4 | 127,7 | 96,5 | 99,6 |
Фин. обеспечение Программы модернизации здравоохранения | - | 3 426,3 | 3 154,8 | 92,1 | - |
Итого | 12 334,9 | 14 142,7 | 13 815,1 | 97,7 | 112,0 |
Источник: [1].
Из таблицы видно, что за анализируемый период наблюдается положительная динамика доходов и расходов ТФОМС НСО. Увеличились доходы бюджета по всем выделяемым статьям, кроме поступлений от лечения вне территории страхования.
В целом за год доходы выросли на 14,5%. Необходимо также отметить, что почти все показатели превысили плановые значения. Кроме средств ФФОМС на диспанцеризацию населения – их сумма сократилась на 31,5%, хотя по плану ожидалось увеличение на 95%.
В структуре расходов наибольшую долю составляет финансирование ТП ОМС. По сравнению с 2010 годом, средства, выделяемые на исполнение программы, увеличились на 12,4%. В связи с введением Программы модернизации здравоохранения появилась соответствующая статья расходов, средства, выделяемые на ее обеспечение, составили 3 154,8 млн.руб.