Особенности правил искусственного вскармливания и его расчета 1 страница

1. Приготовленную свежую искусственную смесь ребенок получает из бутылочки с соской. Держать бутылочку при кормлении нужно под накло­ном так, чтобы воздух не поступал в ротовую полость (значительное глотание воздуха приводит к срыгиванию — вспомните об аэрофагии и рвоте).

2. Для постепенного поступления пищи отверстие в соске должно быть таким, чтобы молочная смесь из бутылочки не текла струей, а выходила кап­лями (для этого в продаже имеются соски с соответствующими отверстиями согласно месяцу жизни ребенка).

Внимание! В настоящее время педиатры многих стран это правило кормле­ния ребенка из бутылочки считают неверным. Основная причина: даже если у матери есть еще хотя бы незначительное количество молока (меньше 1/5не­обходимого объема — вскармливание искусственное), его, учитывая преимуще­ства молока, ребенок обязательно должен высосать.

А после легкого поступления смеси в большом количестве из бутылочки при­ведет к тому, что «трудиться» возле материнской груди дитя откажется. И, таким образом, откажется от необходимого материнского молока. Кроме того, в последнее время установлено, что даже незначительное кормление гру­дью может стимулировать лактацию и в дальнейшем увеличить количество молока.

На основании этого более рационально кормить малыша не из бутылочки, а с маленькой ложечки.

3. Смесь должна быть стерильной и подогретой до 37-38°С.

4. В случае необходимости приготовленную смесь можно сохранять при комнатной температуре не более 2 часов, а в холодильнике — до 24 часов.

5. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании отвечает возрастному объему при естественном вскармливании.

6. Если придерживаться регулярности, то суточное количество кормлений до введения прикорма на одно меньше, чем при естественном вскармливании, те. 6 раз в сутки с первого месяца жизни. В неонатальном периоде, особен­но недоношенных, ослабленных детей, можно кормить 7-8 раз в сутки.

Наиболее оптимальным является свободный режим. После введения прикорма режим кормлений одинаков при всех видах вскармливания — 5 раз в сутки.

7. Правила дачи пищевых добавок аналогичны естественному вскармли­ванию.

8. Прикормы вводятся на 4 недели раньше, чем при естественном вскарм­ливании, т.е. I прикорм — в 3,5-4 месяца и тд. Остальные правила дачи 1-Ш прикормов прежние.

9. Ребенок, который находится на искусственном вскармливании, дол­жен получать белка больше, чем при естественном (внимательно рассмотрите табл. 27). Кроме того, количественная необходимость белка у такого малы­ша зависит еще от вида получаемых искусственных смесей, так как интен­сивность всасывания белков неадаптированных смесей меньше, чем адап­тированных. Поэтому при приеме неадаптированных смесей потребность в белках еще выше (например: ребенок 2 мес. получает «Детолакт» — потреб­ность в белках 3 г/кг м.т.; малыш 2 мес. получает В-смесь — 4 г/кг м.т.).

10. Необходимое количество жиров н углеводов одинаково при всех видах вскармливания (табл. 27).

11. Энергетическая потребность в килокалориях не зависит от вида вскарм­ливания (табл. 26).

12. В случае необходимости перевода ребенка с естественного вскармли­вания на искусственное необходимо при каждом кормлении вначале дать искусственную смесь, после чего докормить грудью. Объем смеси постепен­но увеличивается до полной замены.

Примеры решения задач

Задача 1

Ребенку 4,5 месяца, масса тела при рождении 4000 г. В связи с заболевани­ем матери в 4 месяца ребенок переведен на искусственное вскармливание. Со­ставьте диету на один день.

Решение задачи

Долженствующая масса тела = 4000 + 600 + 800x2 + 750 + 350 = 7300г. Суточный объем пищи = 7300: 7 = 1043 = 1000мл. Объем пищи на одно корм­ление 1000:5 = 200мл.

Потребности ребенка:

белки — 3,5 х 7,3 = 25,5 г,

жиры —6x7,3 = 43,8 г,

углеводы — 13 х 7,3 = 94,9 г.

Расчет вскармливания

Потребности ребенка и состав получаемых продуктов Объем пищи Ингредиенты
Б Ж У
Потребности 25,5 43,8 94,4
Получает:        
«Малыш» 27,2
Каша гречневая 10% 6,8 9,8 32,6
Творог 9% жирности 3,6 2,5
Сливочное масло 4,3
Настой шиповника
Всего 26,4 43,8 92,6

Лист питания

6.00 10.00 14.00 18.00 22.00
«Малыш» — 200 мл Каша гречневая 10% —200 мл Сливочное масло — 6 г «Малыш» — 200 мл Творог 9% — 15 г «Малыш» — 200 мл Творог 9%— 15 г «Малыш» — 200 мл
Настой шиповника — 30 мл

Задача 2

Масса тела ребенка при рождении 3000 г. В настоящее время ему 3 мес. Мама выходит на работу, будет отсутствовать с 9.00 до 18.00. Грудные же­лезы заполняются молоком только к утру, количества молока в обеих железах достаточно на одно утреннее кормление. Составьте диету на один день.

Решение задачи

По двум причинам (отсутствие матери в течение всего дня, значительное торможение лактации — молока достаточно только на одно кормление, что меньше 20% от суточного объема) ребенок может быть только на искусствен­ном вскармливании.

Долженствующая масса тела = 3000 + 600 + 800 х2 = 5200 г. Суточный объем пищи = 5200: 6 = 866 = 870мл, на одно кормление = 870:6 = 145мл.

Потребности ребенка:

белки — 3 х 5,2 = 15,6г (Будьте внимательны!Рассчитывая потребности в белках при искусственном и смешанном вскармливании, необходимо учесть какую смесь — адаптированную или неадаптированную — будет принимать малыш. В данном случае — см. ниже — он получает адаптированную смесь «Детолакт»),

жиры —6x5,2 = 31,2 г,

углеводы — 12 х 5,2 = 62,4 г.

Расчет вскармливания

Потребности ребенка и состав Объем Ингредиенты
получаемых продуктов   пищи Б Ж У
Потребности 15,6 31,2 62,4
Получает:        
Грудное молоко 10,1
«Детолакт» 13,1 25,7 50,7
Морковный сок 0,1 1,1
Всего 15,2 30,7 61,9
Лист питания
6.00 9.30 13.00 16.30 22.00 23.30
Гр. молоко — «Детолакт» — «Детолакт» — «Детолакт» — «Детолакт» — «Детолакт» —
 
Морковный сок — 10 мл

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Смешанным называется вскармливание, когда ребенок на первом полугодии жизни в течение суток получает материнское молоко и искусственную смесь.

Возможные соотношения между объемом указанных питательных про­дуктов: 2:1,1:1 и 1:2. Если материнское молоко составляет больше полови­ны общего объема (2:1), то такой вариант смешанного вскармливания при­ближается к естественному. Если в суточном объеме преобладает приготов­ленная смесь (1:2), такое вскармливание ближе к искусственному.

Получение искусственной смеси при смешанном вскармливании назы­вается докорм.

Причины и показания смешанного вскармливания:

- гипогалактия;

- социально-бытовые условия (мама выходит на работу, занимается в учебном заведении и т.п.);

- компенсированные заболевания матери (сердечно-сосудистой, по­чечной и других систем);

- неполноценное материнское молоко (недостаточное количество ин­гредиентов), когда у ребенка постепенно при естественном вскармли­вании развиваются гипотрофия и анемия тяжелой степени.

Существует 2 методики смешанного вскармливания (в зависимости от его причины):

1. При гипогалактии и неполноценности грудного молока (в последнем случае часть его необходимо заменить более калорийным продуктом) при каждом кормлении после грудного молока ребенок получает искусственную смесь. Почему вначале малыша нужно приложить к груди? Потому что: имен­но тогда у ребенка наиболее выражено чувство аппетита, и он активно будет сосать грудь, пока не высосет все молоко. Если же сначала дать ребенку ис­кусственную смесь, то мы, во-первых, не знаем, какое количество ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита малыш не захочет сосать грудь.

Таким образом, для максимального его сосания мать всегда должна вна­чале приложить ребенка к груди, а потом докормить заранее приготовлен­ной искусственной смесью. Эта методика смешанного вскармливания яв­ляется более оптимальной.

2. В случае социально-бытовых условий при лечении некоторых заболе­ваний матери ребенок в течение дня 2-4 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления — грудное молоко.

От."мчга правил cveui?.'.'njr.» ;хка:"'.:иы1ния v. eiv шсчстз

1. Как уже было рассмотрено, более рационально докорм тоже давать чайной ложечкой н после кормления, так как ребенок, привыкая получать смесь из бутылочки через соску без особых усилий, все чаще менее охотно будет сосать грудь, что будет способствовать усилению гипогалактии. Кро­ме того, малыш может вообще от груди отказаться.

2. Даже при очень небольшом количестве молока необходимо как мож­но дольше придерживаться смешанного вскармливания, не забывая о преиму­ществах трудного молока.

3. Остальные правила кормления (стерильность, температура смеси, ее хранение) аналогичны правилам искусственного вскармливания.

4. Частота кормлений до введения прикорма может быть уменьшена на 1 раз по сравнению с естественным вскармливанием, если по соотношению между объемом грудного и искусственного молока смешанное вскармлива­ние приближается к искусственному.

Однако по современным данным наиболее рациональным является сво­бодный режим кормления.

5. Прикорм вводится на 2-4 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

6. Для расчета потребностей в белках (табл. 27) учитываются:

- возраст ребенка;

- к какому виду вскармливания — искусственному или естественному — приближается питание малыша:

• а) цифру можно взять меньшей величины (например: ребенку 5мес. — 3 г/кг м.т.), если количество грудного молока превышает половину суточного объема:

• б) при расчете учитывается более высокая цифра (например: ребенку 5мес. — 3,5г/кгм.т.), если в питании ребенка преобттягает искусст­венная смесь:

- учитывается вид применяемых смесей — адаптированные или неадап­тированные (например: ребенок 3 мес. получает «Виталакт» — 3 г/кг м.т., малыш Змее, получает В-смесь — 3,5г/кг м.т.).

Примеры решения задач

Задача 1

Ребенку 3 недели. Масса тела при рождении 3300 г, в настоящее время 3400 г. Мама обратилась к врачу в связи с частым беспокойством ребенка, просыпанием после кормления через 1-1,5 часа. Успокаивается, если пососет грудь. При осмотре кожа сухая. Оправляется 1-2 раза в сутки, кал плотный. Ваши рекомендации с упорядочением диеты на 1 день.

Решение задачи

Долженствующая масса тела = 3300 + 400 = 3700 г. Дефицит массы тела — 3700 — 3400 = 300 г = 8%. Необходимый суточный объем пищи = 3400:5 = 680мл, на одно кормление = 680: 7 =97мл = 100 мл.

Потребности в ингредиентах:

белки — 3x3,4= 10,2 г, жиры — 6,5х 3,4= 22,1 г, углеводы —14x3,4 = 47,6 г.

При контрольном взвешивании установлено, что за каждое кормление ре­бенок высасывает 30-40 мл молока. В течение суток он получает 35 х 7 = 245мл молока. При нажатии сосков после вскармливания из грудных желез вы­деляются единичные капли молока.

Установлено, что в 100 мл материнского молока имеется 1,2 г белка, коли­чество других ингредиентов соответствует нормативным данным.

При сравнении необходимого объема пищи и получаемого молока видно, что у матери выражена гипогалактия. Кроме того, молоко по составу белка ниже нормы. Этим обоснована необходимость перевода ребенка на смешанное вскармливание.

Расчет вскармливания

На одно кормление у матери в среднем имеется 35 мл молока, а нужно 100 мл. В виде докорма попробуем воспользоваться искусственной смесью «Де­толакт».

Потребности ребенка и состав получаемых продуктов Объем пиши Ингредиенты
Б Ж У
Потребности 10,2 22,1 47,6
Получает:        
Грудное молоко 2,9 8,4 16,8
«Детолакт» 8,2 16,1 31,8
Всего 11,1 24,5 48,6

Лист питания

6.00 | 9.00 | 12.00 [ 15.00 | 18.00 | 21.00 | 24.00 _Каждое кормление: грудное молоко — 35 мл, «Детолакт» — 65 мл_

Полученные данные удовлетворяют потребности ребенка. Рекомендации матери:

1) примерно 100 мл смеси «Детолакт» нужно готовить перед каждым кормлением;

2) при каждом кормлении ребенка вначале нужно приложить к груди и по­сле ее опорожнения докормить смесью «Детолакт»;

3) через 2 недели прийти в поликлинику для контрольного осмотра.

Задача 2

Ребенку 5 месяцев, получает материнское молоко 6 раз в сутки. Мама идет на занятия, будет отсутствовать с 9.00 до 15.00. Масса тела ребенка при рождении 3100 г, в настоящее время 6800г. Ваши рекомендации по вскарм­ливанию с расчетом.

Расчет вскармливания

Потребности ребенка и состав получаемых продуктов Объем пиши Ингредиенты
Б Ж У
Потребности 20,4 40,8 95,2
Получает:        
Материнское молоко 8,2 20,5 40,9
Гречневая каша 6,6 9,5 32,2
«Виталакт» 3,9 15,8
Творог 9% жирности 1,7 2,8 0,5
Яблочный сок 0,2 4,9
Всего 20,6 39,8 94,3

Лист питания

6.00 10.00 14.00 18.00 22.00
1р. молоко — 195 мл Гречневая каша 10% -195 мл «Виталакт» —195 мл Творог 20% — 15 г Гр. молоко — 195 мл 1р. молоко — 195 мл
Сок яблочный — 40 мл

Задача 3

Масса тела мальчика при рождении 3400г. В данное время ему 3,5 месяца, фактическая масса тела 5400г. При осмотре мама высказала волнения о бес­покойстве ребенка, кратковременном сне, частом активном сосании груди (через 1,5-2 часа).

При сборе анамнеза и наблюдении установлено: малыш находится на есте­ственном вскармливании, при каждом кормлении высасывает по 150 мл, после чего в грудной железе остается 70-80мл молока.

1) Оцените физическое развитие ребенка.

2) Дайте оценку вскармливания с расчетом.

Решение задачи

Долженствующая масса тела= 3400 + 600 + 800 х2 + 375 = 5975г, дефи­цит массы тела =5975—5400 = 575 = 9,6%. При такой недостаче массы тела возникает мысль о развивающейся у малыша гипотрофии.

Долженствующая масса тела = 3100 + 3650 = 6750г. Фактическая масса тела соответствует норме. Необходимый суточный объем пищи = 6800: 7 = 970мл, на одно кормление = 970:5 = 194 = 195мл.

Потребности в ингредиентах:

белки — 3 х 6,8 = 20,4 г,

жиры —6x6,8 = 40,8 г,

углеводы —14x6,8 = 95,2 г.

Ребенку в 5 месяцев необходимо ввести прикорм, которым будет заменено одно кормление во время отсутствия матери, а на второе кормление — дать искусственную смесь.

Необходимый суточный объем пищи = 5 400:6 = 900мл, на одно кормление = 900:6 = 150мл. Следовательно, ребенок принимает необходимое количест­во пищи. Почему же до гипотрофии остался один шаг? Может, в получаемом молоке не имеется полного состава ингредиентов?

После лабораторного обследования установлено, что в 100 мл материнско­го молока имеется:

белков — 0,7 г,

жиров — 2,5 г,

углеводов —6 г.

Полученные данные указывают на низкую ценность молока, в связи с чем ес­тественное вскармливание должно быть переведено на смешанное, часть груд­ного молока должна быть заменена на искусственную смесь. Кроме того, необ­ходимо добавить сок, а с целью коррекции — творог и сливочное масло.

Потребности ребенка:

белки — 3x5,4 = 16,2 г,

жиры —6x5,4 = 32,4 г,

углеводы —12x5,4 = 64,8 г.

Расчет вскармливания

Потребности ребенка и состав получаемых продуктов Объем пищи Ингредиенты
Б Ж У
Потребности 16,2 32,4 64,8
Получает:        
Материнское молоко 3,1 11,2
«Виталакт» 16,2 36,4
Творог 9% жирности 1,1
Сливочное Масло 2,5 -  
Яблочный сок 1,2
Всего 945,5 16,1 32,4 65,7

Лист питания

6.00 9.30 13.00 16.30 20.00 23.30
Гр. моло­ко- 75 мл «Вита­лакг»— 75 мл Гр. молоко — 75 мл «Виталакт» — 75 мл Творог 9% - 18 г Сливочное масло — 2,5 г Гр. моло­ко — 75 мл «Вита­лакт»— 75 мл Гр. молоко — 75 мл «Виталакт» -75 мл Творог 9% - 15 г Гр. моло­ко — 75 мл «Вита­лакт»— 75 мл Гр. моло­ко — 75 мл «Вита­лакт»— 75 мл
Яблочный сок — 10 мл

Интересующимся студентам. Согласно данным ВОЗ, в настоящее время в медицинскую терминологию вводятся такие названия относительно есте­ственного вскармливания по составу пищи и технике кормления (Ведения лак-таци та грудного вигодовування. ПосХбник для медичних пращвникХв системы охорони здоров'я Mamepi i дитини. Кшв, 2001. — 52 с);

1) «исключительно грудное вскармливание» — кормление только грудным молоком с момента рождения как непосредственно из груди, так и сцеженным молоком. Используются только лечебные дЪормы витаминов и минеральных со­лей (по показаниям);

2) «преимущественное грудное вскармливание» — то же самое, но возмож­но использование воды, фруктового сока, а также густого прикорма не более чем 30 мл в сутки (за счет овощного или фруктового пюре);

3) «дополненное» вскармливание — женское молоко плюс адаптированные молочные смеси более чем 100 мл регулярно или густые прикормы более 30 г ре­гулярно, или параллельное их использование (соответствует смешанному вскармливанию или грудному с прикормом);

4) «вскармливание из бутылочки» — определяет только технику кормления из бутылочки через соску любой пищевой смесью или сцеженным грудным молоком;

5) искусственное вскармливание — питание из бутылочки заменителями женского молока, независимо от наличия или отсутствия прикорма.

ОСОБЕННОСТИ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Вскармливание недоношенных детей характеризуется значительными отличиями. Возникающие у неонатологов сложности связаны со слабой выраженностью или даже отсутствием безусловных рефлексов — глотатель­ного и сосательного. Интенсивность нарушения нервно-психического раз­вития новорожденного зависит от степени недоношенности.

Материнское молоко является наиболее оптимальным продуктом для недоношенных детей. В случае агалактии или противопоказаний грудного молока применяются специальные адаптированные смеси («Nenatal», «PreNAN ДЛ ПНЖК», «Детолакт-пре» и др.). Правила первых кормлений ребенка (табл. 30) зависят от гестационного возраста.

Таблица 30

Общие правила первых кормлений недоношенных детей в зависимости от гестационного возраста

Срок гестации Масса тела Правила вскармливания
Время первого кормления Состав пищи Объем пищи на 1 раз Ре­жим
Менее 34 недель Менее 2000 г Через 2-3 ча­са (!) после ро­дов Первое кормление - дис­тиллированная вода, второе кормление - 5% глюкоза, за­тем - грудное молоко* 2-4 мл 7-8 раз
Более 34 недель Более 2000 г -//- Грудное молоко 5-7 мл 7 раз

* ребенок получает грудное молоко в том случае, если нет срыгиваний после приема 5% глюкозы

В таблице 31 представлены потребности недоношенного ребенка в ин­гредиентах, а также показатели необходимых килокалорий для расчета су­точного объема пищи (по Маслову).

Таблица 31

Потребности недоношенного ребенка

Возраст Белки (г/кг) Жиры (г/кг) Углеводы (г/кг) Ккал/кг
До 2 недель: 2-2,5 5,5 12-15  
1-3 дня 30-60
7 дней
10-14 дней 100-120
До 1 месяца 2,5-3,0 6,0 12-15 100-120
На 2 месяце 3,0-3,5 6,5 12-15 135-140
После 2 месяца 3,0-3,5 6,5 12-15 НО

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Согласно рекомендации ВОЗ/ЮНИСЕФ с целью повышения частоты и продолжительности естественного вскармливания все медицинские уч­реждения, оказывающие родовспомогательные услуги и осуществляющие наблюдение за новорожденными, должны выполнять следующие 10 прин­ципов успешного грудного вскармливания:

1) иметь зафиксированную в письменном виде политику в отношении практики грудного вскармливания и регулярно доводить ее до сведения всему медико-санитарному персоналу;

2) обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления этой политики;

3) информировать всех беременных женщин о преимуществах и мето­дах грудного вскармливания;

4) помогать матерям начинать грудное вскармливание на протяжении первых 30 минут после родов;

5) показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если они должны быть отделены от своих детей;

6) не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний;

7) практиковать круглосуточное совместное размещение матери и но­ворожденного в одной палате;

8) поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка;

9) не давать новорожденным, которые находятся на грудном вскармли­вании, никаких искусственных средств (имитирующих грудь или успокаи­вающих);

10) поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и на­правлять матерей в эти группы после выписки из больницы или клиники.

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

После первого года жизни осуществляется постепенный переход от вскармливания ребенка к питанию — так называется кормление детей после грудного периода.

Режим питания. До 1,5 лет большинство детей находятся на 5-разовом питании.

После 1,5 лет ребенок переходит на 4-разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, однако необходимо четко при­держиваться часов кормления. Пример: завтрак — 8.00, обед — 13.00, пол­дник — 16.00, ужин — 19.00.

Последний прием пиши должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует опорожнению (англ. evacuate) желудка, пол­ноценному перевариванию пищи, что повышает аппетит и нормализует ра­боту желез пищеварения.

Немаловажным является продолжительность приема пищи: завтрак и ужин —15-20 минут, обед — 20-25 минут, полдник — 5 минут. Не рекомен­дуется давать детям в промежутках между временами питания сладкие про­дукты, так как это уменьшает аппетит и выработку соков пищеварения.

Суточный объем пищи для детей 1-1,5 лет — 1100-1200 мл, а затем увели­чивается до 1500-1600 мл.

Кроме того, в течение дня отличается количество принятой пиши при раз­ных приемах. Например, у ребенка 3 лет при завтраке она составляет при­близительно 400 мл, обеде — 550 мл, полднике — 200 мл, ужине — 350 мл.

Одновременно отличается калорийность продуктов в разные часы приема: на завтрак и ужин приходится по 25% всей суточной калорийности пищи, на обед — 35% и на полдник—15%.

Особенности состава пищевых продуктов у детей преддошкольного возраста:

- в связи со значительной затратой энергии на фоне подвижной дея­тельности ребенка и усиленными метаболическими процессами, в организме потребность в основных пищевых веществах выше, чем у ребенка грудного возраста. Количество их в течение суток составля­ет: белков — 50 г, жира — 50 г и углеводов — 210 г. Таким образом, со­отношение между основными пищевыми ингредиентами - 1:1:4;

- калорийность пищи на протяжении суток — 1500 ккал;

- для обеспечения пластической функции растущего организма и фор­мирования центральной нервной системы 70% поступающего белка должно быть животного происхождения; полноценными белковыми продуктами являются мясо, печень (85 г/сутки), нежирная рыба (25 г/сутки), яйцо (1/2 на день), в которых, кроме того, имеются ка­лий, натрий, магний, кальций, железо, витамины A, D, Е и группы В;

- для обеспечения поступления с пищей необходимого для роста коли­чества полиненасыщенных жирных кислот жиры растительного про­исхождения должны составлять 10% от общего их количества; сливоч­ное масло и растительные жиры не должны подвергаться термичес­кой обработке;

- молоко и кисломолочные смеси в этом возрасте остаются главными и составляют до 600 мл в сутки; необходимыми являются творог и сыр (50 г/сутки), с которыми поступают кальций, калий и фосфор; часто применяется сметана;

- ежедневно ребенок должен получать богатый углеводами и расти­тельными белками хлеб (60-90 г);

- каждый день применяются разнообразные крупяные каши (рисовая, гречневая, овсяная, манная); в рацион входят макаронные изделия;

- необходимым продуктом питания является сахар (50 г/сутки), однако для организма является вредным перекармливание углеводами; такая ошибка часто допускается родителями;

- овощи и фрукты (до 350 г/сутки), ассортимент которых у детей значи­тельно расширяется, имеют много преимуществ: повышают аппетит, улучшают всасывание белков, моторику кишечника, возбуждают сек­рецию желез, являются источником витаминов и минеральных ве­ществ, обладают фитонцидными свойствами.

Особенности миготовления блюи и времени их приема.

На 2 году жизни у детей происходят существенные изменения системы пищеварения: появляются коренные зубы, формируются слюнные железы, развивается жевательный аппарат, увеличивается объем желудка. Процесс жевания развивается постепенно, часто бывает сложным для ребенка вто­рого года жизни, и малыш не может жевать твердую пищу. В связи с этим необходимо до 1,5 лет давать блюда в протертом виде, а затем постепенно вво­дить все более густую пищу.

Наши рекомендации