Нарушение кровообращения в почках
¯
Выделение ренина………….?
¯
Выделение альдостерона ……..?
¯
Реабсорбция…………?.в почках……?…
¯
Осмотическое давление крови……..?
¯
Выделение какого гормона, где, сколько ..?
¯
Реабсорбция воды в почках……….?
1.Диурез………? 2. Воды в сосуды поступит……?
Задание № 2. Проанализировать последствия изменения количества воды в клетках при дефиците воды в организме и дополнить схему:
Дефицит воды в организме
¯
Объём воды в сосудах……?.
¯
Осмотическое давление крови…….?
¯
Осмотическое давление в интерстиции………?
¯
Вода идёт из………?..в………..?
¯
Развивается клеточная…………?
Задание № 3. Перечислить симптомы:
А) клеточной дегидратации
Б) общей гипергидратации
ТЕМА № 12 «Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки. Патология обмена калия»
1.Мотивационная характеристика темы:
Патология водно-электролитного обмена может привести к развитию отёка. Нарушения водно-электролитного обмена, особенно отёк, наблюдается при многих заболеваниях, утяжеляя их течение. Именно вопросы патогенеза отёка подлежат изучению на практическом занятии.
Физиологическое значение калия для организма велико: он необходим для синтеза протеинов, АТФ, гликогена, влияет на возбудимость нервной системы, способствует активации ряда ферментов. Всё это и обусловливает актуальность изучения темы.
2. Цель занятия:Используя данные мысленного обследования больных, уметь подвергать патофизиологическому анализу виды отёков и механизмы их развития, причины и последствия гипер - и гипокалиемии.
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимо знание о гидростатическом, онкотическом, осмотическом давлениях крови, о месте образования, механизме действия альдостерона, влияние гуморальных факторов (гистамин, серотонин, кинины, простагландины и др.) на проницаемость сосудов, лимфе и лимфообращение, экстра - и интраренальных путях потери калия организмом.
Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии, нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Факторы способствующие развитию отёка. | 1.Объяснять патофизиологические механизмы развития отёка при заболеваниях сердца, почек и голодании. |
2.Виды местных отёков. | 2.Выделять значение главных факторов в развитии отёка при различных патологических процессах. |
3.Виды общих отёков. | 3.Проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отёков. |
4.Причины и последствия гипокалиемии. | 4.Объяснять патофизиологические механизмы последствий гипо – и гиперкалиемии. |
5.Причины и последствия гиперкалиемии. | 5.Дать рекомендации по устранению нарушений обмена калия в организме. |
Логическая структура темы: «Патофизиология водно-солевого обмена. Отеки. Нарушение обмена калия»
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно-солевого обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии водно - солевого обмена.
Задание | Способ оформления результатов |
1.Проанализировать основные механизмы развития отеков при: а) воспалении, б) белковом голодании, в) заболевании почек (хр. гломерулонефрит), г) циррозе печени. | 1.Указать ведущий механизм развития отеков. |
2. Составить схему: «Механизм развития сердечных отеков» | 2. Отразить роль следующих факторов, участвующих в раз-витии отека при сердечной недостаточности: - повышение осмотического давления крови, - повышение венозного дав-ления, - снижение альбуминов в крови; - повышение проницаемости сосудистой стенки. |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут