Клетками-мишенями в атопических аллергических реакциях являются
1. эритроциты
2. тучные клетки
3. гепатоциты
4. моноциты
5. лимфоциты
1. Тема № 15: Патогенез и клинические проявления цитотоксических (цитолитических) реакций. Патогенез и клинические примеры болезней иммунных комплексов.
2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о возникновении иммунопатологических процессов лежащих в основе возникновения цитолитических реакций и болезней иммунных комплексов. Познакомить с клиническими проявлениями цитолитических реакций и болезней иммунных комплексов.
3. Задачи обучения:Научить студентов определять иммунопатологические механизмы лежащие в основе патогенеза аутоиммунных реакций. Разобрать клинические примеры.
Студент должен знать
· Иммунные механизмы, лежащие в основе патогенеза цитотоксических (цитолитических) реакций.
· Клинические проявления цитотоксических (цитолитических) реакций.
· Иммунные механизмы, лежащие в основе патогенеза болезней иммунных комплексов.
· Клинические примеры болезней иммунных комплексов.
Студент должен уметь
- Использовать полученные знания дляпонимания механизмов возникновения цитолитических реакций и болезней иммунных комплексов у больных с клиническими проявлениями данных реакций.
- Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию.
4. Основные вопросы темы:
1. Патогенез цитотоксических (цитолитических) реакций.
2.Клинические примеры цитотоксических (цитолитических) реакций.
3.Роль антител в цитотоксических (цитолитических) реакциях
5.Роль системы комплемента в цитотоксических (цитолитических) реакциях
6. Патогенез болезней иммунных комплексов(БИК).
7.Клинические примеры болезней иммунных комплексов
8. Лабораторная диагностика реакций гиперчувствительности II и III типов.
5. Методы обучения и преподавания:
· Работа в малых группах: обсуждение вопросов темы в группах по 5-6 студентов, дискуссия по патогенезу аллергических реакций возникающих по II и III типу (классификация Кумбса и Джелла)
· Показ видеофильма –Медицинская анимация по патогенезу развития II и III типов аллергических реакций?
· работа в парах -студенты в парах решают задачу, затем представляют свое решение задачи
· создание кластеров- студенты разбирают клинические примеры, которые возникают по II и III типу (классификация Кумбса и Джелла), создают кластеры
Литература
Основная:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
Дополнительная:
- Иммунология: учебник / А. А. Ярилин . - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.
- Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011
- Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин , Б. В. Пинегин. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.
- Клиникалық иммунология және аллергология : учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.
- Оценка и коррекция иммунного статуса : учеб. пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.
- Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер ; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.
- Земсков А.М. Клиническая иммунология : учебник / ред. А. М. Земсков. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.
- ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1.Какие иммуноглобулины участвуют в цитотоксической аллергической реакции?
2. Принимает ли участие система комплемента в патогенезе цитолитической реакции?
2. Какие аллергены могут вызвать аллергические реакции возникающие по II и III типу?
3. В чём заключаются особенности иммунопатогенеза иммунокомплексных заболеваний?
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1.Что лежит в основе патогенеза аллергических реакций возникающих по II и III типу?
2.Какие клинические примеры аллергических реакций возникающих по II и III типу вы можете привести?
3.Какие условия способствуют возникновению БИК?
4.Какие цитокины принимают участие в развитии цитолитической реакции?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
Задача №1. Какой тип аллергических реакций принимает участие в иммунопатогенезе заболеваний возникающих при выходе «забарьерных антигенов»? Какие клинические проявления при этом могут быть?
Задача №2. Перечислите условия необходимые для развития иммунокомплексных реакций (письменно)
Задача №3.Представьте схему запуска иммунокомплексных реакций.
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:
Вариант
1.Для развития реакции по ΙΙΙ типу необходимо иммунные комплексы
- крупные комплексы
- средние комплексы в избытке антиген
- малые комплексы в избытке антиген
- малые комплексы в недостатке антиген
- Средние комплексы в недостатке антиген
Феномен Артюса обусловлен