Гарантии, позволяющие совмещать трудовую деятельность и семейные обязанности
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае усложненных родов - 86, а при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов (ст. 165 КЗоТ РСФСР).
Перед отпуском по беременности и родам или после него женщине, по ее заявлению предоставляется ежегодный отпуск независимо от стажа работы на данном предприятии, в учреждении (ст. 166 КЗоТ РСФСР).
Пожеланию женщин им предоставляются частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижении возраста 1,5 лет с выплатой за этот период ежемесячного пособия их Фонда государственного социального страхования. Также предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. За период такого отпуска выплачиваются ежемесячные компенсации за счет средств предприятий в соответствии с действующим законодательством. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (ст. 167 КЗоТ РСФСР).
Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 162 КЗоТ РСФСР).
По соглашению между работником и администрацией может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ст. 49 КЗоТ РСФСР).
Одному из родителей, воспитывающему ребенка-инвалида: выдается листок по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком (Постановлением Верховного Совета СССР от 10.05.1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи»).
Предоставляется один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования (ст. 163 КЗоТ РСФСР).
Гарантии и льготы, предоставляемые женщине, в связи с материнством (ограничение труда на ночных работах, привлечение к работам в выходные дни и направление в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные законодательством), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов несовершеннолетних детей (ст. 172 КЗоТ РСФСР).
За воспитание ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста или имеющего отклонения в психическом и физическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда (родителям - воспитателям приемных семей, взявшим на воспитание не менее 5 детей-сирот). (Постановление Правительства РФ от 20.06.92 г. №409).
7. Несовершеннолетние граждане в возрасте до 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими актами трудового законодательства.
Статья 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 7.1-1 Закона о занятости оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время, реализуют программы, предусматривающие меры по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, организуют и проводят специальные мероприятия по профилированию безработных граждан.
Согласно статьи 7.2 Закона о занятости органы местного самоуправления наделены правом участвовать в проведении оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу в соответствии с ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 Трудового кодекса РФ можно обжаловать в суд.
В соответствии с п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг в первые 3 года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработных.
Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными.
В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
Согласно п. 6 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
КЗоТ предоставляет несовершеннолетним ряд льгот в области охраны труда, рабочего времени, отпусков, которые конкретизируются в ряде других норм трудового законодательства:
— сокращенный рабочий день (пункт 1 части 1 статьи 51 КЗоТ);
— предоставление ежегодного основного отпуска продолжительностью 31 день (часть 2 статьи 75 КЗоТ);
— право несовершеннолетнего работника использовать ежегодные отпуска в удобное для них время (статья 195 КЗоТ);
— ежегодный бесплатный медицинский осмотр (статьи 169, 191 КЗоТ);
— установление пониженных норм выработки (статья 193 КЗоТ);
— доплаты к заработной плате несовершеннолетних, допущенных к сдельным работам (часть 2 статьи 194 КЗоТ);
— бронирование рабочих мест для трудоустройства и профессионального обучения молодежи (статья 196 КЗоТ);
— запрещение применять труд несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (статья 190 КЗоТ);
— ограничение для несовершеннолетних предельных норм поднятия и перемещения тяжестей (статья 190 КЗоТ);
— запрещение привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни (статья 192 КЗоТ);
— запрещение расторжения трудового договора без согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (статья 198 КЗоТ). Дополнительные льготы для несовершеннолетних могут устанавливаться коллективными договорами.