Послеродовое (физиологическое) отделение

Студент должен знать:

Ø принципы работы послеродового отделения;

Ø физиологические изменения, происходящие в организме родильницы;

Ø методы наблюдения за родильницей;

Ø профилактику осложнений в послеродовом периоде;

Ø принципы совместного пребывания матери и новорожденного;

Ø современные представления о грудном вскармливании.

Студент должен уметь:

Ø осуществить уход за родильницей, наблюдение за родильницей;

Ø провести профилактику мастита;

Ø ухаживать за швами и снятие швов;

Ø провести с родильницами беседы на тему “Гигиена послеродового периода”, “Планирование семьи”;

Ø оформить документацию при выписке родильницы из стационара.

Второе акушерское отделение (обсервационное)

Студент должен знать:

Ø структуру и организацию работы обсервационного отделения;

Ø оснащение и санитарно-гигиенический режим;

Ø организацию обслуживания родильниц в обсервационном отделении;

Ø показания для перевода родильниц из физиологического послеродового отделения в обсервационное;

Ø тактику ведения беременности и родов при различных инфекционных заболеваниях.

Студент должен уметь:

Ø осуществить обработку нагноившихся (разошедшихся) швов и их снятие;

Ø провести профилактику мастита;

Ø взять мазки на гонорею;

Ø следить за санитарно-эпидемиологическим режимом;

Ø осуществить подготовку к операции кесарево сечение;

Ø осуществить уход после операции кесарево сечение;

Ø осуществить уход за недоношенными детьми;

Ø осуществить уход за детьми с родовой травмой и внутриутробной патологией.

Отделение новорожденных

Студент должен знать:

Ø структуру, организацию работы отделения новорожденных, нормативную документацию;

Ø санитарный режим;

Ø особенности доношенного ребенка в период адаптации к внеутробной жизни;

Ø особые состояния детей в период новорожденности (физиологическая желтуха, мочекислый инфаркт почек, половой криз новорожденных, токсическая эритема).

Студент должен уметь:

Ø осуществить уход за новорожденным ребенком (уход за кожей и слизистыми оболочками, уход за пуповинными остатками и пуповинной ранкой, измерение температуры, взвешивание, пеленание);

Ø кормить новорожденного ребенка;

Ø провести генеральную уборку палат, кварцевание;

Ø транспортировать детей к матери на кормление;

Ø осуществить вакцинацию детей;

Ø оформить документацию и подготовить ребенка к выписке из родильного стационара.

Отделение патологии беременности

Студент должен знать:

Ø структуру и организацию работы отделения патологии беременности;

Ø показания для госпитализации в отделение патологии беременности;

Ø тактику ведения беременных с различной экстрагенитальной патологией и осложнения данной беременности (угроза прерывания беременности, гестозы).

Студент должен уметь:

Ø организовать прием пациенток с патологией беременности в стационар;

Ø оказать неотложную помощь для снятия судорожного синдрома при эклампсии;

Ø транспортировать больных;

Ø провести текущую и генеральную уборки, кварцевание палат;

Ø работать с нормативной документацией в отделении;

Ø подготовить беременную к внутреннему исследованию;

Ø измерить суточный диурез;

Ø провести пробы по Зимницкому;

Ø осуществить уход за беременными женщинами;

Ø выявить начало родовой деятельности;

Ø подготовить перевод роженицы в родильный стационар;

Ø провести контроль за выполнением лечебно-охранительного режима в отделении.

ПРАКТИКА НА ФАПе

Работают вместе с фельдшером и акушеркой, осуществляют самостоятельно прием пациентов и наблюдение за пациентами на дому, назначают обследование и лечение, контролируют результаты, оказывают неотложную помощь. Выявляют пациентов с инфекционными заболеваниями, участвуют в проведении противоэпидемических мероприятий: делают прививки, обследуют контактных по инфекционным заболеваниям и т.д. Знакомятся с работой аптечного пункта. Проводят санитарно-просветительскую работу. Знакомятся с формами учета и отчетности ФАПа, составлением плана работ.

Студент должен знать:

Ø организацию и материальное обеспечение проведения амбулаторного приема;

Ø методику объективного и субъективного обследования;

Ø диагностические критерии заболеваний;

Ø клиническое значение дополнительного обследования;

Ø принципы лечения заболевания в амбулаторных условиях;

Ø показания к экстренной и плановой госпитализации;

Ø правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

Ø основы диагностики, неотложной медицинской помощи при экстренных случаях, тактику фельдшера на догоспитальном этапе;

Ø правила транспортировки пациента;

Ø принципы профилактики заболеваний;

Ø организацию медицинской помощи пациентам разных возрастных групп;

Ø требования к прививочному кабинету, оборудование; санитарно-эпидемический режим прививочного кабинета;

Ø календарь прививок, сроки вакцинации, доступ к профилактическим прививкам, медицинские отводы от прививок, их сроки;

Ø виды вакцин, их характеристику, условия хранения, сроки использования;

Ø клинические симптомы общих и местных поствакцинальных реакций

Ø учетно-отчетную документацию ФАПа;

Ø вопросы организации безвозмездного донорства.

Ø структуру и организацию работы женской консультации;

Ø санитарную обработку инструментов;

Ø медико-биологические и социально-психологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода в разные сроки беременности;

Ø систему диспансеризации гинекологических больных;

Ø основы планирования семьи

Ø санитарно-противоэпидемиологический режим процедурного кабинета;

Ø технику безопасности;

Ø технику обработки предметов медицинского назначения, дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию;

Ø особенности приготовления моющих растворов;

Ø технику накрытия стерильного стола;

Ø основы асептики в работе медицинской сестры;

Ø разведение антибиотиков;

Ø технику инъекций: подкожных, внутримышечных, внутривенных;

Ø особенности заполнения системы для инфузионной терапии;

Ø правила хранения и учета лекарственных средств в процедурном кабинете;

Студент должен уметь:

Ø владеть коммуникативными умениями общения;

Ø провести обследование пациента;

Ø выявить и оценить основные симптомы и ведущие синдромы;

Ø поставить и обосновать предварительный врачебный диагноз;

Ø определить показания к дополнительному обследованию;

Ø подготовить пациента к лабораторным и инструментальным методам;

Ø анализировать результаты дополнительного обследования;

Ø оказать экстренную медицинскую помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях;

Ø соблюдать правила этики при обследовании и лечении пациентов, особенности коммуникации с родственниками, медицинским персоналом;

Ø провести санитарно-просветительную работу;

Ø правильно оформить медицинскую документацию;

Ø провести диспансеризацию сельского населения;

Ø осуществить текущий санитарный надзор;

Ø провести профилактические прививки;

Ø провести физиотерапевтические процедуры;

Ø анализировать и учитывать заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Ø заполнить карту и диспансерную книжку беременной;

Ø провести обследование беременной с установлением факта и срока беременности;

Ø организовать диспансерное наблюдение за беременной;

Ø взять мазок на онкоцитологию, гонорею, гормональную насыщенность, степень чистоты влагалища;

Ø провести гинекологические процедуры (спринцевание, введение тампона к шейке матки, влагалищные ванночки);

Ø провести беседы по психо-профилактической подготовке к родам;

Ø провести беседы по санитарно-гигиеническому обучению женщины;

Ø организовать и осуществить транспортирование в лечебно-профи-лактическое учреждение гинекологических больных и больных при осложнении беременности.

Ø осуществить прием больных детей;

Ø провести антропометрию детей с оценкой по стандартам физического развития;

Ø взять мазок на BL;

Ø провести дезинфекцию предметов ухода за больными, инструментария (шпатели, термометры);

Ø выписать рецепты, направления на амбулаторное обследование, консультации специалистов;

Ø рассчитать профилактическую и лечебную дозу витамина Д;

Ø поставить согревающий компресс на ухо ребенку, банки, горчичники; закапать капли в глаза, нос, уши;

Ø составить план профилактических прививок;

Ø взять анализ кала для бактериологического обследования, на яйца глистов, копрограмму;

Ø провести патронаж к здоровому и больному ребенку с оформлением протоколов;

Ø обработать пупочную ранку новорожденного ребенка;

Ø выписать рецепт на молочную кухню;

Ø измерить артериальное давление у детей;

Ø провести термометрию;

Ø уметь общаться с родителями и родственниками больного ребенка.

Ø составить календарь прививок;

Ø оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке;

Ø провести патронаж к привитому ребенку с оформлением протокола;

Ø оформить документацию регистрации профилактических прививок;

Ø провести и оценить пробу Манту.

Ø вести основные документы амбулаторного приема: амбулаторную карту, журналы, статистические талоны, экстренные извещения, справки, больничные листы и т.д.);

Ø проводить все виды уборок;

Ø осуществить подготовку перевязочных материалов к стерилизации;

Ø обработать, подготовить к стерилизации и простерилизовать хирургический инструментарий в сухожаровом шкафу;

Ø подготовить к стерилизации операционного белья;

Ø приготовить стерильный стол;

Ø проводить перевязки;

Ø промыть раны, дренажи, подключить системы постоянного орошения раны антисептиками;

Ø вводить ПСС и СА, по назначению и под контролем хирурга;

Ø накладывать все виды мягких и твердых фиксирующих повязок, лечебных повязок, транспортных иммобилизирующих средств;

Ø провести перевязки, наблюдение за динамикой раневого процесса и оценивать эффективность применяемых препаратов.

Наши рекомендации