Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие.
ГБОУ ВПО
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карнаухова Екатерина Сергеевна
студентка дневного отделения
группа 9401
Индивидуальная работа
По дисциплине «Опыт организационно-административной деятельности в системе социальных служб, организаций и учреждений
Зарубежный опыт по домам – интернатам
Проверила:
старший преподаватель
Мелина Е.В.
КАЗАНЬ 2012
Основные понятия
Дома-интернаты, подразделения дома-интерната, лечебно-профилактические отделения дома-интерната, отделение по санитарному уходу, отделения активного долголетия, отделения реабилитации, залы ЛФК, физиотерапевтические отделения, клубы, советы ветеранов, подсобные мастерские, дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лечению лиц, не желающих проживать дома, принцип свободы выбора, так называемые «дома сервиса», «смягченные условия проживания», приюты семейного типа США, групповые дома (общежития) для проживания умственно отсталых детей и взрослых, задача интерната, перемещение из интерната или родительского дома.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение дома-интерната как формы социального обслуживания.
2. В чем заключается особенность дома-интерната?
3. На какие отделения подразделяется дом-интернат?
4. Дайте определение понятиям «клубы, советы ветеранов, подсобные мастерские».
5. Что представляет собой дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лечению лиц, не желающих проживать дома?
6. Что включает в себя принцип свободы выбора обслуживания пожилых в Швеции?
7. Где были построены так называемые «дома сервиса»?
8. Назовите по-другому «смягченные условия проживания».
9. Охарактеризуйте основные черты приютов семейного типа для пожилых и престарелых лиц, проживающих вне семьи в США.
10. Сколько человек может проживать в групповых домах (общежитиях) для проживания умственно отсталых детей и взрослых?
11. В чем состоит главная задача интерната?
12. Что представляет из себя перемещение из интерната или родительского дома?
Дома-интернаты являются традиционной формой социального обслуживания во всем мире. Особенностью их является наличие хронических заболеваний у проживающих здесь лиц, что ограничивает их трудоспособность, а часто и возможности самообслуживания и требует постоянной медицинской помощи и ухода. Проживающие в таких пансионатах люди находятся на полном государственном обеспечении, что обычно определяет отчисление более половины получаемой ими пенсии этим учреждениям. Все виды помощи осуществляются здесь бесплатно, что, однако, ставит вопрос о социальном
равенстве и дифференцированности помощи, так как различные медицинские процедуры
и медикаменты могут сильно различаться по себестоимости[1]. Внутри дома-интерната также могут выделяться различные подразделения:
– лечебно-профилактические;
– отделения по санитарному уход;
– отделения активного долголетия;
– отделения реабилитации;
– залы ЛФК;
– физиотерапевтические отделения и пр.
Обычными является наличие клубов, советов ветеранов, подсобных мастерских,
земельных участков, в том числе для индивидуального пользования и т.п. Все в большей
мере мировая практика поворачивает структуру и содержание работы в таких учреждениях от медицинского учреждения к социально-культурному, со все большей
активностью проживающих здесь лиц.
В зарубежных странах существуют учреждения, которые предлагают не только временное, но постоянное проживание. Например, в Швеции, это дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лечению лиц, не желающих проживать дома. Одним из принципов обслуживания пожилых в этой стране является принцип свободы выбора, в частности сохранение за пожилыми людьми права на свободу выбора жилья. Если человек хочет жить у себя дома он должен иметь такое право, даже если при этом возрастает потребность в получении помощи. Люди, которые очень нуждаются в уходе и не желают (или не способны) жить в обычных домашних условиях, должны иметь возможность выбрать проживание в «особых условиях». Дома для пожилых – это традиционная форма услуг, и многие пожилые по-прежнему отдают ей предпочтение в Швеции.
В Великобритании временное или постоянное проживание предлагают пансионаты, большинство из которых предназначено для пожилых, не имеющих семей и за которыми родственники не имеют возможности ухаживать.
В конце 60-х гг. в Швеции были построены первые, так называемые «дома сервиса». По замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и лечение. Однако, развитие событий пошло несколько по-иному. Расширение сферы услуг на дому, а также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в «дом сервиса» поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает. «Дом сервиса» представляет собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии старческого маразма. Формы организации таких квартир различны и зависят, в частности, от потребностей проживающих в лечении. В определенных случаях групповое проживание является временным решением, этапом в подготовке к абсолютно самостоятельному проживанию. В других случаях такие квартиры становятся местом постоянного проживания. Подобная форма ухода за пожилыми людьми имеется и в Великобритании. Там она называется «смягченные условия проживания». Предназначены такие условия для активных пожилых лиц. На деле это группа небольших домов, квартир или коттеджей, где жильцы могут жить независимо. В случаях необходимости приходит опекун. Такими опекунами могут быть патронажные
работники, которые выступают как помощники, посредники между семьей и престарелым человеком.
Заслуживают внимания приюты семейного типа для пожилых и престарелых лиц, проживающих вне семьи в США. Они получили большое распространение. Они могут быть различной формы, но общие черты в них следующие:
1. помощь оказывается частным лицом, предоставляющим свой дом, но не являющимся родственником;
2. за определенную плату пожилому человеку предоставляется комната, помощь в преодолении трудностей, защита, обеспечение лекарствами;
3. приют должен быть небольшим для создания теплой семейной атмосферы;
4. наблюдение и контроль попечительства осуществляется профессионалами из штата агентства, которое руководит этой программой обслуживания пожилых лиц.
Из перечисленных элементов неизменным остается лишь первый, остальные же варьируются. Например, в одном приюте может 2-4 старика, а в другом – 10. Нет строгих критериев отбора лиц, оказывающих помощь. В некоторых штатах не предъявляется высоких требований для подготовки персонала, другие же, напротив, уделяют обучению персонала большое внимание. Частота контрольных визитов штатных работников также различна. Одни программы предлагают еженедельный контроль, другие – ежемесячный. Дома для престарелых людей семейного типа обслуживают, главным образом, три категории населения: психически больных, умственно отсталых, старых и больных людей. Такие учреждения представляют собой нечто среднее между государственным приютом и семьей. Они предназначены для, тех, кто не может жить самостоятельно. Их преимущества по сравнению с государственными приютами в том, что в них создается теплая семейная атмосфера, есть возможность индивидуального ухода, возможность общаться и поддерживать отношения с семьей. В них также ниже стоимость услуг, чем в специализированных государственных приютах. К этим приютам благожелательно относятся люди, проживающие рядом, чего нельзя сказать о других формах организации приютов.
Приюты семейного типа возникли в США в 1979 году по инициативе Министерства здравоохранения и социальных служб. С тех пор многие государственные органы работают по данной программе. Обычно в таких приютах работают женщины средних, имеющие высшее образование и мотивами их деятельности являются: альтруизм, желание заботиться о ком-либо, бегство от одиночества. Мотивом могут быть и деньги, но обычно эти люди долго не задерживаются на такой трудной работе. Работающим женщинам платят из средств клиента (пенсии, пособия). Но, если у клиента нет постоянного дохода, существуют другие формы оплаты, например, спонсорские вклады. В последние годы в США наметилась тенденция расширения категорий обслуживаемых в приютах семейного типа, а также дифференциация этих приютов по категориям клиентов.
И все-таки, как было отмечено ранее, очень многие пожилые люди хотят жить дома. В рассматриваемых странах развита социальная система помощи пожилым и престарелым на дому. Эта система включает уход и лечение. Например, в Швеции после соответствующей проверки пожилому человеку оказывается помощь в уборке, приготовлении пищи, личном уходе, покупке продуктов. Лечение на дому осуществляется медицинскими сестрами, сиделками, врачами, работающими в определенной больнице или поликлинике, к которой «прикреплены» их пациенты. Значительную часть потребностей пожилых людей в уходе и лечении обеспечивают их родственники, оказывая помощь на неформальной и порой взаимной основе. В определенных случаях родственникам может выплачиваться компенсация от местных органов власти.
Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания умственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число которых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой. В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно[2].
Главная задача интерната – предоставить передышку как взрослым людям, нуждающимся в постоянном уходе, так и ухаживающим за ними родственникам. В сфере деятельности интерната (на 18 мест) постоянно находится около 100 семей. Каждая семья может пользоваться услугами интерната в течение 20 дней в году. Пребывание клиентов в интернате оплачивается муниципалитетом и семьей, что обе стороны рассматривают как проявление солидарности. В интернате имеется два отделения с разным уровнем услуг, работают 40 человек, для которых установлен гибкий график (37, 23 или 18,5 часов в неделю при максимальной продолжительности рабочей недели 48 часов). Муниципалитет Бристоля содержит 13 домов-интернатов для пожилых людей, в том числе 5 интернатов для лиц со старческой деменцией, а также закупает и распределяет услуги по уходу в частном и добровольческом секторах. Открыто 5 дневных центров по оказанию социальных услуг для взрослых людей с ограниченными возможностями[3].
В заключении можно сказать, что вопрос об оказании услуг старикам в настоящее время и в перспективе в развитых зарубежных странах будет заключаться в том, как сочетать формальный и неформальный уход в домашних условиях, в общине и стационарах[4].
В последние годы жизнь инвалидов в европейских странах очень изменилась. Для них стали создаваться такие условия жизни, при которых они могут не только получать помощь, но и нести ответственность, иметь обязанности, применять свои, пусть самые небольшие, способности. Законами было подтверждено их право самим вести свои дела и жить нормальной жизнью вместе со всеми. Нормальное жизненное устройство - жить в человеческих условиях, а не в интернатах, работать и общаться с друзьями, получать достаточную пенсию и практическую поддержку - было законодательно обеспечено государством. За последние годы два главных изменения произошли в европейской социальной политике: большие интернаты были уменьшены или закрыты, а ответственность за попечение инвалидов перешла от государства к местным муниципальным властям. Большинство чиновников согласилось с тем, что коллективная форма жизни в интернате, когда у человека нет ничего своего ни в душевном, ни в материальном смысле, приводит к разрушению личности. Они долго сомневались, смогут ли их подопечные жить самостоятельно, без постоянного надзора и контроля. Проблем было много. Воспитатели из интернатов переходили на работу в новые маленькие дома и общежития и приносили с собой старые методы муштры и коллективизма. Самым трудным для персонала было понять: нет такого народа – «инвалиды», «умственно отсталые», «люди с ограниченными возможностями». Нет и никогда не было, кроме как в учебниках, циркулярах и историях болезней. Самым трудным было увидеть по отдельности всех этих разных людей, с разными особенностями души и тела, и признать их право и желание жить, как все.
Формы жизненного устройства были изобретены всевозможные – от домов на 8 – 10 человек с полной дневной и ночной поддержкой до отдельных квартир, где люди живут практически самостоятельно. Дома покупались «фондами» или «обществами» проживания, а муниципалитеты организовывали в них попечение, реабилитацию и оплату персонала. Распространённой формой стали семейные дома, когда персонал живет там же со своей семьей. Обе эти формы проживания оказались более успешными, чем организация общежитий, похожих на маленькие интернаты со всеми их старыми проблемами. Самый дорогой, но очень успешный способ устройства, когда один или два человека с нарушением развития живут в своей квартире и за ними ухаживает один постоянный социальный работник. Уход из интерната раскрыл во многих людях новые способности, например, те, кто ни разу в жизни не вскипятил себе даже чаю, стали готовить еду и стирать бельё. В Швеции есть взрослый человек, который заговорил впервые в жизни после перемещения. Во всяком случае, нет тех, которые хотели бы обратно в интернат. Что касается детей, то в Скандинавии родители больше даже не могут представить себе, что их ребенок окажется в интернате. Эта вероятность для детей исключена. Люди, освобожденные из интернатов, живут теперь нормальной жизнью: они видят вокруг то же, что и другие, ходят в те же магазины, могут пригласить гостей… Недавно в одном обычном шведском доме на собрании домкома умственно отсталый человек был избран ответственным за порядок и хорошо справляется со своей общественной работой.
Перемещение из интерната или родительского дома – это смена всего образа жизни. Человек получает возможность учиться, работать, совершенно по-другому строить каждый свой день. Редко кто верил вначале в необходимость и возможность изменения положения инвалидов в обществе. Их попытки сказать свое слово вызывали раздражение и неприязнь. В странах, где система попечения инвалидов устроена на высоком уровне, желание её изменить воспринималось как разрушение достигнутого, неблагодарность к тому, что сделано на благо инвалидов.
Жизнь инвалидов в Европе сейчас легче и достойнее, чем жизнь инвалидов в России. Полезно изучить, как и почему так получилось. Потому что у них больше денег? Гуманнее законы? Добрее люди? Но только в 1960-1970-е годы в некоторых европейских странах был отменен закон о стерилизации инвалидов с нарушениями психического развития. Строились большие интернаты, и европейские учёные доказывали их пользу и гуманность. Изменения, произошедшие за последние годы, во многом есть результат борьбы негосударственных родительских обществ, самих инвалидов за свои права[5].
Библиографический список:
1. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М.:, 2005.– 140 с.
2. Вяхякуопус Е Как живут инвалиды за границей? / Е. Вахякуопус: [электронный ресурс]. URL: http://www.downsyndrome.ru/articles/71740 (дата обращения: 23.10.2012).
3. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы Издательство:. Дальневосточного университета 2004, Владивосток, 2004. – 84 с.
4. Ознакомительный визит участников проекта в Великобританию: [электронный ресурс]. URL: http://www.ssopir.ru/archive/grbr.htm (дата обращения: 23.10.2012).
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. – М.:, 2005.– С.116.
[2] Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы Издательство:. Дальневосточного университета 2004, Владивосток, 2004. – С. 72.
[3] Ознакомительный визит участников проекта в Великобританию: [электронный ресурс]. URL: http://www.ssopir.ru/archive/grbr.htm (дата обращения: 23.10.2012).
[4] Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы Издательство:. Дальневосточного университета 2004, Владивосток, 2004. – С. 65 – 67.
[5] Вяхякуопус Е Как живут инвалиды за границей? / Е. Вахякуопус: [электронный ресурс]. URL: http://www.downsyndrome.ru/articles/71740 (дата обращения: 23.10.2012).