Аварии на системах жизнеобеспечения

Техногенного-следствие деят. Человека в результате нарушения техники безопасности итд. Транспортные аварии

Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Аварии на транспорте нередко заканчиваются получением травм опасных для жизни человека.Виды транспортных аварий: Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена./Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных./Авиационные катастрофы./Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях, на ж/д. переездах. /Аварии на транспорте с выбросом биологически опасных веществ. /Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ./Аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводах.

Пожары взрывы.Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы. /Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях, коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных и общественных объектов./Пожары (взрывы) на транспорте. /Пожары (взрывы) в шахтах, подземных выработках. /Пожары (взрывы) на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ. /Пожары и взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ

Аварии с выбросом СДЯВ* (сильнодействующие и ядовитые вещества)на объектах.Аварии подобного рода возникают на химически опасных объектах.Химически опасный объект (ХОО)- это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют сильнодействующие и ядовитые вещества (СДЯВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

ЧС данного вида оценивается опасностью аварийной ситуации с источниками ионизирующего излучения на объекте, вследствие которой персонал объекта получили или могут получить дозу облучения.

Внезапное разрушение сооружений и зданий

Полное или частичное внезапное обрушение здания – это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации.

Аварии на электроэнергетических системах

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током.

Аварии на системах жизнеобеспечения

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения – электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года. Вырвать с тетради

10)Аварии с выбросом СДЯВ* (сильнодействующие и ядовитые вещества)на объектах.Аварии подобного рода возникают на химически опасных объектах.Химически опасный объект (ХОО)- это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют сильнодействующие и ядовитые вещества (СДЯВ), при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.

Аварии на системах жизнеобеспечения - student2.ru

Классификация сдяв.

11)Отравление угарным газом — острое патологическое состояние, развивающееся в результате попадания угарного газа в организм человека, является опасным для жизни и здоровья, и без адекватной медицинской помощи может привести к летальному исходу. Симптомы: При лёгком отравлении: появляются головная боль,стук в висках, головокружение, боли в груди, сухой кашель, слезотечение, тошнота, рвота, возможны зрительные и слуховые галлюцинации, покраснение кожных покровов, карминнокрасная окраска слизистых оболочек, тахикардия, повышение артериального давления. при отравлении средней тяжести: сонливость, возможен двигательный паралич при сохраненном сознании при тяжёлом отравлении: потеря сознания, коматозное состояние судороги, непроизвольное отхождение мочи и кала, нарушение дыхания, которое становится непрерывным, иногда типа Чейна-Стокса, расширение зрачков с ослабленной реакцией на свет, резкий цианоз (посинение) слизистых оболочек и кожи лица. Смерть обычно наступает на месте происшествия в результате остановки дыхания и падения сердечной деятельности. Первая помощь Вынести пострадавшего из помещения с высоким содержанием угарного газа. Если отравление произошло при использовании дыхательного аппарата, его следует заменить. При слабом поверхностном дыхании или его остановке начать искусственное дыхание. Способствуют ликвидации последствий отравления: растирание тела, прикладывание грелки к ногам, кратковременное вдыхание нашатырного спирта (тампон со спиртом должен находиться не ближе, чем 1 см, тампоном нужно помахивать перед носом что очень важно, так как при прикосновении тампона к носу из-за мощного воздействия нашатырного спирта на дыхательный центр может наступить его паралич[4]). Больные с тяжёлым отравлением подлежат госпитализации, так как возможны осложнения со стороны лёгких и нервной системы в более поздние сроки. Симптомы отравления аммиакомПри легком отравлении аммиаком симптомы могут ограничиться раздражениями слизистых оболочек глаз и носоглотки. При этом возникает сухость в глазах и горле, чихание и кашель, хриплость голоса, болезненность в области грудной клетки. Если поражение носит более тяжелый характер, то в горле ощущается жгучая боль, отечности области гортани и тканей легкий. Могут развиться бронхит и пневмония. При проникновении высококонцентрированного раствора аммиака в полость желудка или кишечника возникают очаги отмершей ткани, которые при обострении могут стать причиной развития болевого шока. Кроме того, тяжелое отравление аммиаком приводит к кровотечению в ЖКТ, асфиксии и отеку гортани, реактивному перитониту. В последующем начинается развитие стеноза пищеводной трубки и иных отделов желудочно-кишечного тракта. Причиной летального исхода может служить болевой шок. В более поздние сроки развития отравления аммиаком причиной смерти может быть ожоговая болезнь и осложнения на ее фоне. К осложнениям ожоговой болезни следует относить – обширное кровотечение, пневмонию и прободение желудка и кишечника, медиастинит. Оказание помощи при отравлении аммиаком Пострадавшего необходимо как можно скорее вывести из помещения, где произошло отравление. Пораженные области кожного покрова следует тщательно промыть чистой водой. Давать пострадавшему пить подогретое молоко или минеральную воду без газа. Самому пострадавшему необходимо молчать во избежание еще более сильного повреждения травмированной слизистой. При отечности гортани необходимо поставить на область грудной клетки горчичники или любые другие согревающие компрессы. Сделать горячую ванну для ног. Успокоить раздраженные слизистые при отравлении аммиаком поможет дыхание над паром кислоты уксусной или лимонной. Полезно также делать ингаляции с маслом или антибиотиками. В носовые проходу можно закапать по несколько капель сосудосуживающих лекарственных препаратов. ХлорДля всех этих форм типична резкая первичная реакция на воздействие газа. Неспецифическое раздражение хлором рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей вызывает рефлекторные защитные симптомы (кашель, першение в горле, слезотечение и др.). В результате взаимодействия хлора с влагой слизистой оболочки дыхательных путей образуется соляная кислота и активный кислород, которые и оказывают токсическое действие на организм. При высоких концентрациях хлора пострадавший может погибнуть через несколько минут (молниеносная форма): возникает стойкий ларингоспазм (сужение голосовой щели, ведущее к остановке дыхания), потеря сознания, судороги, цианоз, вздутие вен на лице и шее, непроизвольное мочеиспускание и дефекация При тяжелой форме отравления возникает кратковременная остановка дыхания, затем дыхание восстанавливается, но уже не нормальное, а поверхностное, судорожное. Человек теряет сознание. Смерть наступает в течение 5-25 минут. Первая помощь пострадавшим включает в себя:- промывание глаз, носа, рта 2% раствором питьевой соды; - закапывание в глаза вазелинового или оливкового масла, а при болях в глазах - по 2-3 капли 0,5% раствора дикаина; - наложение глазной мази для профилактики инфекции (0,5% синтомициновая, 10% сульфациловая) или по 2-3 капли 30% альбуцида, 0,1% раствора сульфата цинка и 1% раствора борной кислоты - 2 раза в день; - введение гидрокортизона 125 мг в/м, преднизолона 60 мг в/в или в/м.т Необходимо как можно более раннее лечение и госпитализация пострадавших.

12) Современный образ жизни невозможен без использования различных транспортных средств. Но любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Аварии на транспорте нередко заканчиваются получением травм опасных для жизни человека.Виды транспортных аварий: Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных возникают при возникновении следующих ситуаций: столкновении между судами, столкновении с неподвижным объектом, посадке судна на мель, угрожающий крен судна, течь корпуса. Нередко при подобных авариях существует опасение за безопасность судна, пассажиров, экипажа. Спасательные мероприятия при возникновении ЧС подобного рода проводятся в случае, если существует обоснованная уверенность, что судно, пассажиры, экипаж находятся в серьезной опасности, вынуждены срочно покинуть судно и использовать специальные спасательные средства и им требуется срочная помощь, а также, если авария сопровождается разливом нефти или нефтепродуктов. Для ликвидации ЧС данного вида привлекаются силы и средства: Минтранса, МЧС, Минздрава, Минобороны. Авиационные катастрофы Оценивается по ряду особенностей последствий авиакатастрофы, а именно:

a) разрушением воздушного судна (ВС) до степени исключения из реестра;

b) наличием на борту ВС опасного груза;

c) разрушением наземных сооружений и зданий;

d) разрушением потенциально-опасных объектов;

e) ВС пропадает без сообщений или оказывается в месте, где доступ до него абсолютно невозможен.

Для ликвидации ЧС в зависимости от ее масштабов привлекаются силы и средства: Госкомавиации, Минтранса, Минстройархитектуры, МЧС, Минздрава. Катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях, на ж/д. переездах

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

. Аварии на транспорте с выбросом биологически опасных веществОпасность ЧС данного вида оценивается по наличию повреждения груза (упаковка, контейнер и т.д.) без выхода биологически опасных веществ либо по факту разгерметизации груза с: заражением животных и растений особо опасными инфекциями; заражением людей возбудителями инфекционных заболеваний 1 и 2 групп патогенности. Для ликвидации ЧС в зависимости от ее масштабов привлекаются силы и средства: Минтранса, Минприроды, МЧС, Минздрава. Аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществАварии данного вида могут сопровождаться: выбросом с транспортного средства или смещением с места упаковок или их повреждением, связанным с возникновением пожара или других факторов; то же самое в случае транспортирования ядерных материалов или с выходом радиоактивного содержимого упаковки, загрязнением окружающей среды. Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводахЧС данного вида оценивается по факту возникновения остановки подачи газа в обслуживаемый район, в связи с аварией на магистральных газопроводах с, а также выхода газа и созданием угрозы для жизни людей, проживающих за пределами охранной зоны; Аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществАварии подобного рода возникают в случае повреждением упаковки (контейнер, цистерна, вагон и т.д.), в которой находятся СДЯВ. Опасность данной аварии оценивается по наличию или отсутствию выхода СДЯВ в окружающую среду и попаданием в его в грунт; в поверхностные воды; в атмосферный воздух. Аварии на магистральных газо-, нефте- и продуктопроводахЧС данного вида оценивается по факту возникновения остановки подачи газа в обслуживаемый район, в связи с аварией на магистральных газопроводах с, а также выхода газа и созданием угрозы для жизни людей, проживающих за пределами охранной зоны;

13) Аварии на жд. Аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Действия при железнодорожной аварии При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

14) Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Как действовать при неизбежности столкновения?Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой. Как действовать после аварии? Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

15) Аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных возникают при возникновении следующих ситуаций: столкновении между судами, столкновении с неподвижным объектом, посадке судна на мель, угрожающий крен судна, течь корпуса. Нередко при подобных авариях существует опасение за безопасность судна, пассажиров, экипажа. Спасательные мероприятия при возникновении ЧС подобного рода проводятся в случае, если существует обоснованная уверенность, что судно, пассажиры, экипаж находятся в серьезной опасности, вынуждены срочно покинуть судно и использовать специальные спасательные средства и им требуется срочная помощь, а также, если авария сопровождается разливом нефти или нефтепродуктов. Для ликвидации ЧС данного вида привлекаются силы и средства: Минтранса, МЧС, Минздрава, Минобороны.

Действия при высадке с судна Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя больше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100м).

16) Оценивается по ряду особенностей последствий авиакатастрофы, а именно:

f) разрушением воздушного судна (ВС) до степени исключения из реестра;

g) наличием на борту ВС опасного груза;

h) разрушением наземных сооружений и зданий;

i) разрушением потенциально-опасных объектов;

j) ВС пропадает без сообщений или оказывается в месте, где доступ до него абсолютно невозможен.

Для ликвидации ЧС в зависимости от ее масштабов привлекаются силы и средства: Госкомавиации, Минтранса, Минстройархитектуры, МЧС, Минздрава. Как действовать при аварийной обстановке на борту авиалайнера Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

17)

18) Эпизоотия — это массовое распространение инфекционной болезни среди большого числа сельскохозяйственных животных. Эпифитотии характерны для сельскохозяйственных растений, когда их поражает массовое инфекционное заболевание или резко увеличивается численность вредителей растений, что приводит к массовой гибели сельскохозяйственных культур. Панфитотия- массовое заболевание растений и резкое увеличение вредителей сельскохозяйственных растений на территории нескольких стран или континентов.

Инфекционные болезни животных – это группа болезней, которая характеризуется следующими признаками: 1) наличие специфического возбудителя,; 2) цикличность развития; 3) способность передаваться от больного, или зараженного животного к здоровому животному; 4) способность принимать эпизоотический характер. Ящур– эпидемический стоматит парнокопытных животных (коровы, козы, овцы, свиньи и др.) – заболевание, которое нередко носит характер эпизоотии. Возбудитель – РНК-содержащий вирус. Он устойчив к высушиванию и замораживанию, но быстро погибает при нагревании до 60 С, действии ультрафиолетовых лучей и обычных дезинфицирующих веществ. Заражение происходит алиментарным путем. Источник инфекции – больные животные. Птичий грипп - острая инфекционная вирусная болезнь птиц, характеризующаяся поражением органов пищеварения, дыхания, высокой летальностью. Свиной грипп. Вирус гриппа свиней A (H1N1) — новая модификация распространенного ранее вируса гриппа А, смесь вируса человеческого и вируса гриппа свиней. Спорынья ржи.Возбудитель гриб Claviceps purpurea. Вред от спорыньи связан с ядовитостью склероциев. Хлеб из муки, содержащей размолотые склероции, вызывает судорожный синдром, головные боли, поражение желудка. Борьба со спорыньей ведется путем очистки посевов ржи от склероциев. Фитофтороз картофеля– опасное заболевание клубней и ботвы картофеля, которое вызывает протист фитофтора. Болезнь проявляется осенью: чернеют и быстро отмирают все части растения. Борьба с ней ведется опрыскиванием растений специальными химическими препаратами и распространением в культуре устойчивых сортов.

19) Эпидемия— широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Пандемия — необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара. Инфекционные болезни людей — это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или жи­вотного к здоровому. Такие болезни появляются в виде эпидемических очагов.

Эпидемическим процессом называется явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющее непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний. Проявляется он в форме эпидемической и экзотической заболеваемости.

20) . Холе́ра— острая кишечная антропонозная инфекция. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрейшей потерей организмом жидкости и электролитов с развитием различной степени обезвоживания вплоть до гиповолемического шока и смерти.

Причины возникновения

Все способы передачи холеры являются вариантами фекально-орального механизма. Источником инфекции является человек — больной холерой и здоровый (транзиторный) вибриононоситель, выделяющие в окружающую среду Vibrio cholerae с фекалиями и рвотными массами.

Наши рекомендации