Служба медицины катастроф Минздрава России: режимы деятельности, задачи, элементы организационной структуры (перечислить)

Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации входит во Всероссийскую службу медицины катастроф и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами.

Основными задачами Службы являются:

- разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);

- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;

- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;

- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

- международное сотрудничество в области медицины катастроф.

В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В режиме повседневной деятельности:

- текущее планирование и организация работы в повседневной деятельности;

- участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных ЧС в плане предупреждения или уменьшения их медико-санитарных последствий;

- создание формирований Службы, обеспечение их постоянной готовности к работе в ЧС;

- планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;

- планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

- организация и обеспечение экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы, совершенствование подготовки ее личного состава;

- проверка готовности службы медицины катастроф нижестоящих уровней;

- поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;

- создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием резервов медицинского имущества;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-техническому обеспечению Службы;

- создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы;

- участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС;

- обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В режиме повышенной готовности:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;

- усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;

- анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и разработка предложений по организации работы Службы;

- уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;

- организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;

- создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастрофы (органа управления здравоохранением) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;

- участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;

- организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;

- уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- усиление наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.

В режиме чрезвычайной ситуации:

- оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;

- активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и разработка предложений по организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;

- введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях;

- выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранением), формирований и учреждений Службы;

- создание системы связи Службы, ее координация с системой связи РСЧС;

- участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны (очага) чрезвычайной ситуации;

- организация и осуществление лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации;

- организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;

- организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);

- организация и осуществление санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;

- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;

- обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, их финансового, материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;

- ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Формирования Всероссийской службы медицины катастроф: подвижный многопрофильный госпиталь; медицинский отряд; выездные (линейные) бригады скорой медицинской помощи - фельдшерские бригады скорой медицинской помощи, врачебно-сестринские скорой медицинской помощи; бригады доврачебной медицинской помощи; врачебно-сестринские бригады; бригады специализированной медицинской помощи (базы создания, функциональное предназначение, организационно-штатная структура либо штатная структура, организация работы в районах (очагах) массового поражения населения при ЧС, возможности по оказанию медицинской помощи пораженным в районах санитарных потерь).

бригады скорой медицинской помощи (линейные и специализированные) функционирующие в составе службы скорой медицинской помощи. Они предназначены для оказания экстренной медицинской помощи в районе бедствия на до госпитальном этапе;

бригады экстренной медицинской помощи — БЭМП- врачебно-сестринские и доврачебные, создаются на базе лечебно-профилактических учреждений (больницы, медико-санитарные части, поликлиники, диспансеры, санатории и т. п.). Их основное назначение - усиление службы скорой медицинской помощи на до госпитальном этапе в районе катастрофы;

медицинские отряды (МО), состоящие из бригад экстренной медицинской помощи, Базами их создания являются городские, центральные районные и районные больницы, а также, в случае необходимости, они могут формироваться на базе двух и более лечебных учреждений. Основным назначением данных формирований является оказание неотложной первой врачебной помощи пораженным на догоспитальном этапе;

специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (ЕЭСМП). Они входят в состав центров медицины катастроф различного уровня, (территориальных, региональных и Всероссийского ЦМК). Базой их создания являются республиканские, областные (краевые), городские мно­гопрофильные и специализированные больницы, а также клиники и специа­лизированные центры. Основным их назначением является усиление лечеб­но-профилактических учреждений, обеспечивающих оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- автономные выездные медицинские госпитали (АВМГ), создаваемые на базе Всероссийского и региональных центров медицины катастроф. Их предназначение - оказание первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очагах катастроф или в непосредственной их близости.

С целью максимально оперативного выдвижения к месту катастрофы различных медицинских формирований и руководства ими ряд территориальных региональных служб МК в своем составе дополнительно развертывает и имеет следующие формирования:

- оперативные группы управления (ОГУ);

- санитарную авиацию (СА);

- подвижные комплексы медицины катастроф (ПКМК) на базе автомобильного шасси;

- аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы (АЛЭК) на базе вертолета Ми-17 MB.

Для проведения в районах широкомасштабных катастроф санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (ГКСЭН) в своем составе имеет соответствующие подвижные формирования. Они формируются на базе научно-исследовательских учреждений ГКСЭН и Центров госсанэпидемнадзора. К ним относятся:

Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО). Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ). Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ). Группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Штатные формирования службы медицины катастрофпредставлены следующими структурами:

• подвижными многопрофильными госпиталями;

• медицинскими отрядами;

• бригадами специализированной медицинской помощи.

Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обеспечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формированиясоздают на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:

• медицинские отряды;

• бригады (группы) специализированной медицинской помощи;

• врачебно-сестринские бригады.

- бригады до врачебной медицинской помощи и др.

Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. Привозникновении ЧСэти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

Наши рекомендации