Вопрос 6 Оперативные койки. Их предназначение
Оперативные койки» лечебных учреждений здравоохранения страны выделялись в интересах медицинского обеспечения Вооруженных Сил (РККА), их предназначение, порядок использования, организационно оформились при подготовке и в ходе Советско–Финляндской войны 1939-1940гг.
С первой половины ноября 1939 г. начинается проведение подготовительных мероприятий, направленных на создание основы для успешной деятельности войск в предстоящей боевой операции.
Здравоохранение и народное образование в наибольшей степени оказались вовлеченным в процесс организации лечебно-эвакуационного обслуживания Красной Армии. В школьных зданиях в данное время развертывались эвакуационные госпитали, а также проводились работы по приспособлению отведенных помещений.
В гражданских лечебных учреждениях проводились мероприятия по созданию резервного коечного фонда для медицинского обеспечения Красной Армии, которые передавались в оперативное подчинение Санитарного управления ЛенВО (в последующем они стали именоваться – «оперативные койки»).
По мере нарастания активности боевых действий и увеличения числа, раненых и больных, доставленных в город, наравне с количеством лечебных мест в городских медицинских учреждениях, предназначенных для размещения раненых и больных – «оперативных коек», возрастает и численность лечебных учреждений, где они были развернуты.
К концу советско-финляндской войны медицинскими учреждениями Ленинграда в оперативное распоряжение НКО было выделено 8270 коек, что составляло практически 30 % от общего количества лечебных мест, развернутых в городе.
«Оперативные койки» действовали в 20 гражданских медицинских учреждениях Ленинграда - 7 больницах, 12 научно-исследовательских институтах, одном диспансере.
В послевоенные годы, с 1945 года и по настоящее время, выделение оперативных коек лечебными учреждениями в интересах ВС предусматривалось в каждом мобилизационном плане Министерства обороны СССР и РФ, Министерства здравоохранения СССР и РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Значимость оперативных коек по обеспечению оказания медицинской помощи в полном объеме и специализированному лечению раненых и больных военнослужащих в период мобилизации и первый месяц военного времени даже возросла.
Таким образом, лечебные учреждения, выделяющие оперативные койки, являются организациями здравоохранения, имеющими мобилизационные задания.
При этом следует отметить, что к выполнению мобилизационного задания они приступят первыми в отрасли: со вторых суток после объявления мобилизации.
Для гарантированного обеспечения выполнения установленного мобилизационного задания главные врачи (руководители) лечебных учреждений, выделяющих оперативные койки, обязаны организовать мобилизационную подготовку подведомственного учреждения.
Её содержание, обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации, изложены в Положении о мобилизационной подготовке и мобилизации отрасли здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.07. 2006 года № М-13с.
Лечебные учреждения, выделяющие оперативные койки, участвуют в разработке мобилизационного плана органа управления здравоохранением субъекта РФ, в части касающейся, также разрабатывают:
- План перевода лечебного учреждения на работу в условиях военного времени.
- План первоочередных мероприятий руководителя лечебного учреждения, включающий мероприятия, выполняемые им лично в процессе перевода организации на работу в условиях военного времени
Порядок выделения оперативных коек в лечебных учреждениях здравоохранения:
Оперативные койки лечебных учреждений здравоохранения РФ выделяются для нужд Министерства обороны РФ на период отмобилизования и первый месяц военного времени в соответствии с мобилизационным заданием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации выделяют оперативные койки из сети лечебных учреждений в количествах, в установленных мобилизационным заданием в пунктах (лечебно-профилактических учреждениях) по согласованию с командующими войсками военных округов (флота).
Оперативные койки предназначаются для стационарного обследования и лечения раненых и больных военнослужащих (далее – военнослужащих), поступающих из воинских частей, осуществляющих передислокацию, отмобилизования или расположенных на территории военных округов (флота).
На лечебные учреждения субъектов Российской Федерации, выделяющих оперативные койки, возлагаются следующие задачи:
- Приём, регистрация и санитарная обработка поступающих на оперативные койки раненых и больных.
- Обследование и лечение находящихся на оперативных койках лиц до определившихся исходов ранения (болезни).
- Проведение военно-врачебной экспертизы всем находящимся на лечении раненым и больным, своевременная их выписка или перевод в другие лечебные учреждения для реабилитационного лечения, а также обязательное проведение совместно с органами МСЭК всех увольняемых из ВС РФ.
- Медицинское, хозяйственно-бытовое и культурное обслуживание находящихся на оперативных койках военнослужащих.
- Ведение медицинского, материального и финансового учёта и отчётности по оперативным койкам.
Порядок госпитализации военнослужащих на оперативные койки:
Госпитализация военнослужащих на ОК производится, как правило, на основании сопроводительных документов соответствующих органов военно-медицинской службы (эвакопункта, гарнизонного врача, врача части и др.)
Госпитализация на оперативные койки лиц, не относящихся к ВС РФ, другим войскам и воинским формированиям, может быть разрешена в исключительных случаях по согласованию с командованием военного округа.
На военнослужащих, поступающих на оперативные койки, должны быть представлены лечебному учреждению продовольственный, денежный и вещевой аттестаты, а на переведенных из других лечебных учреждений, кроме того, выписки из истории болезни с данными результатов специальных исследований (лабораторных анализов, рентгенологических исследований и др.).
При отсутствии у военнослужащего продовольственного, денежного или вещевого аттестатов руководство лечебно-профилактического учреждения сообщает в ближайший в районный (городской) военный комиссариат, который истребует недостающие документы из той войсковой части, откуда военнослужащий прибыл.
Зачисление нa котловое довольствие в случае отсутствия продовольственного аттестата производятся по акту, копия которого направляется начальнику местного эвакуационного пункта или командиру войсковой части, направившей раненного или больного на лечение.
Военнослужащие, направляемые на оперативные койки, как правило, не должны иметь оружия и боеприпасов. В случае наличия у них оружия и боеприпасов администрация лечебного учреждения при госпитализации военнослужащих на оперативные койки, организует их сдачу утвержденным порядком согласно распоряжению штаба военного округа (группы войск, флота) одной из подчиненных ему воинских частей.
Обеспечение военнослужащих, находящихся на оперативных койках, денежным довольствием производится на основании денежных аттестатов за счет Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих. Остальными видами довольствия обеспечиваются на общих для данного учреждения основаниях по нормам, установленным для лечебных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации и за счет средств, отпускаемых на содержание этих учреждений.
Расходы связанные с содержанием раненых в/сл, находящихся на лечении на оперативных койках, выделенных в распоряжение органов военного управления медицинской службы ВС РФ, а также расходы, связанные с перевозкой раненых военнослужащих от железнодорожной станции (водной пристани) до лечебного учреждения транспортом других гражданских организаций, оплачиваются в соответствии с «Инструкцией о порядке учета, отчетности и расходования тыловыми госпиталями Министерства здравоохранения Российской Федерации денежных средств по смете Министерства обороны Российской Федерации», утвержденной Главным управлением Военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (в части касающейся оперативных коек).
Организация контроля и проверки за содержанием и обслуживанием раненых и больных, находящихся на ОК:
Контроль и проверки за содержанием и обслуживанием раненых и больных, находящихся на оперативных койках, проводят:
- органы управления здравоохранением, в ведении которых находятся лечебные учреждения - в полном объеме;
- представители местного эвакуационного пункта и медицинской службы военного округа (флота) - по вопросам порядка использования оперативных коек и ведения учета и отчетности по оперативным койкам;
- представители Министерства обороны Российской Федерации допускаются к проверке оперативных коек при предъявлении удостоверений или предписаний на право проведения проверки;
- представители Министерства обороны Российской Федерации, имеющие соответствующие полномочия, могут давать рекомендации непосредственно лечебным учреждениям, в ведении которых находятся оперативные койки, по вопросам порядка использования коек и ведения учёта и отчётности по ним.
По всем остальным вопросам (использование принятых в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации методов, средств и сроков обследования и лечения, норм питания, хозяйственно-бытового и культурного обслуживания др.) рекомендации могут даваться только органом управления здравоохранением, в ведении которых находятся лечебные учреждения.
Выписка лиц, находящихся на ОК, в связи с окончанием их обследования и лечения производится по распоряжению главного врачалечебного учреждения на основании заключения лечащего врача. Им возвращаются принятые под расписку ценные вещи, деньги, документы, обмундирование и снаряжение.
Дообеспечение вещевым имуществом выписываемых в/сл в случае необходимости производится на oсновании вещевых аттестатов по заявке главного врача согласно распоряжению штаба ВО (флота) одной из подчиненных ему воинских частей.
Выписывающиеся военнослужащие снабжаются сопроводительными документами, продовольственным, денежным и вещевым аттестатами (если они есть в наличии) и направляются в ближайший в районный (городской) военный комиссариат.
Медицинские документы на руки военнослужащим не выдаются. Они пересылаются по почте или с нарочным в районный (городской) военный комиссариат. При невозможности пересылки указанных документов по почте или нарочным они, в порядке исключения, в опечатанном сургучной печатью конверте вручаются военнослужащему для передачи по указанному на конверте адресу.
Перевод лиц, находящихся на оперативных койках, в другие лечебные учреждения может быть осуществлён только с согласия органа управления военно-медицинской службы округа (группы войск, флота).
При выявлении у поступивших на оперативные койки лиц инфекционных заболеваний лечебное учреждение, извещает через органы управления здравоохранения, местного эвакуационного пункта и военно-медицинского управления округа (группы войск, флота) об этом воинские части (учреждения), из которых они прибыли.
О каждом случае смерти лица, находившегося на оперативной койке, руководитель лечебного учреждения сообщает в районный (городской) военный комиссариат и орган управления здравоохранением субъекта РФ. Извещение установленной формы высылается в районный (городской) военный комиссариат.
Личные вещи умершего подлежат отправке - в военкомат по месту дислокации лечебно-профилактического учреждения.