Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании – 2 часа

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Чувашский филиал

СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция

Чебоксары 2013

Никитин Л.Н.

Судебная психиатрия: Учебно-методический ком­плекс. - М.: МГЭИ, Чувашский филиал, 2013. - 59 с.

Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин. Протокол заседания кафедры от 30 августа 2013 г. № 1. Для студентов Чебоксарского филиала юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030900.62Юриспруденция.

Рецензенты: В.М. Данилов, кандидат юридических наук; В.И. Перепелкин, кандидат юридических наук.

ЧФ МГЭИ,

2013

Содержание

Предисловие_______________________4

Тематические планы_________________6

Программа курса _____________ ___ 10

Планы практических занятий_______________________ ________________16

Планы практических и семинарских занятий __________________________17

Контрольные задания для студентов __34

Тематика рефератов________________43

Контрольные тестовые задачи по правовым аспектам психиатрии__________44

Контрольные тестовые задачи по нормативно- правовой базе

судебной психиатрии _______________46

Контрольные тестовые задачи по общей психопатологии и психиатрии______51

Вопросы для подготовки к зачету_____53

Образцы процессуальных документов__57

ПРЕДИСЛОВИЕ

Судебная психиатрия является самостоятельной ме­дицинской наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, способствующих установлению истины и соблюдению законности в уго­ловном судебно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве. Возрастающие экспертные возможно­сти судебной психиатрии, внедрение в практику новых, все более совершенных методов исследования приводят к повышению эффективности раскрытия и расследова­ния преступлений. Поэтому знание современных основ судебной психиатрии как науки и умелое использование на практике результатов судебно-психиатрической экс­пертизы - необходимое условие профессиональной подго­товки юристов.

Изучение данного учебного предмета преследует главную цель: дать студентам основополагающие теоре­тические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следст­вия, суда и защиты решать задачи, связанные с прове­дением судебно-психиатрической экспертизы.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:

а) учебные:

формирование знаний, умений и навыков примене­ния основных понятий судебной психиатрии в про­фессиональной деятельности юристов;

получение общего представления о принципах функционирования судебно-психиатрической служ­бы;

привитие навыков анализа применения норм уго­ловно-процессуального и гражданского процессу­ального права в практической деятельности судебно-психиатрической службы;

б) воспитательные:

воспитание уважения к нормам российского уголов­но-процессуального и гражданского процессуального права по производству различных видов экспертиз;

воспитание у студентов чувства потребности исклю­чения правового нигилизма в их практической дея­тельности;

в) практические:

- развитие навыков и умений по работе с нормативно-
правовыми актами и иными документами, опреде­ляющими правовое положение экспертов-психиатров, их ресурсное обеспечение и порядок
проведения отдельных видов экспертиз;

- выявление и использование международного опыта по производству экспертиз.

Основные задачи учебной дисциплины:

- усвоение теоретических положений судебной психи­атрии;

- овладение знаниями терминологии и понятийным аппаратом;

-изучение истории становления и развития системы учреждений судебно-психиатрической службы;

-изучение передового опыта и инноваций в деятель­ности учреждений судебно-психиатрической служ­бы, а также зарубежного опыта экспертной дея­тельности;

- выявление связи судебно-психиатрических и уго­ловно-правовых норм и институтов;

- принятие умения применения норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, использования полученных зна­ний в практической деятельности.

Учебно-методический комплекс составлен в соответ­ствии с современной системой законодательства и вклю­чает все действующие правовые нормы - законы Рос­сийской Федерации, Указы Президента Российской Фе­дерации, постановления Правительства Российской Фе­дерации, приказы, инструкции, указания Минздрава России, МВД России, Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также нормативные документы, принятые другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Авторская трактовка изучения курса выражается в прикладном аспекте, раскрытии ро­ли и места учреждений судебно-психиатрической экс­пертизы в системе органов здравоохранения Российской Федерации с учетом введения Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Преподавание судебной психиатрии ведется в зави­симости от формы обучения путем чтения лекций, ин­дивидуальных и групповых консультаций, проведения семинарских и практических занятий, завершается изу­чение дисциплины сдачей зачета. Лекции, семинарские и практические занятия предназначены для закрепле­ния полученных знаний, разъяснения новелл законода­тельства, приказов и инструкций Минздрава России, Минюста России, МВД России и Генеральной прокура­туры Российской Федерации, а также консультирования по наиболее сложным или недостаточно полно теорети­чески разработанным вопросам учебной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов проводится с це­лью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контроль­ных заданий. Данный вид подготовки способствует фор­мированию у студентов самостоятельности и научной ор­ганизации труда.

Место дисциплины в системе подготовке специалиста определяется особенностями избранной специальности, современными организационными и структурными пре­образованиями в системе правоохранительных органов, а также связями данной дисциплины с другими дисцип­линами учебного плана института. В частности, учебный курс «Судебная психиатрия» по своему содержанию тес­но связан с юридическими дисциплинами. А именно с криминалистикой, уголовным правом, уголовно-процессуальным нравом, уголовно-исполнительным пра­вом, гражданским правом, гражданским процессуаль­ным правом, правоохранительными органами, правовой статистикой.

В результате изучения этого курса студенты долж­ны знать:

- основные законодательные документы по судебно-психиатрической экспертизе, которая должна осу­ществлять свою работу в соответствии с законом Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан РФ, Уголовным кодексом РФ, Граж­данским кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным ко­дексом РФ;

- организационно-процессуальные основы деятельности психиатрической и судебно-психиатрической службы в Российской Федерации;

- формы участия эксперта-психиатра в работе судебно-следственных органов;

- случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы.

Исходя из цели и задач рассматриваемого курса студенты должны уметь:

- вынести постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

- составить мотивированное направление о производстве психиатрического освидетельствования;

- оценить заключение судебно-психиатрической экспертизы.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Очная форма обучения (баклавариат)

Срок обучения 4 года

Профиль «Уголовно- правовые дисциплины»

    Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество ауд. часов Из них, час. Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
  VII семестр            
1. Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах.  
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве.  
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании  
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.   4/2*
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.).   4/2*
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.   6/2*
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.   6/2*
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы   4/2*
  Зачет      
  Итого   38/10*

Тематический план

Срок обучения 5 лет

Очная форма обучения

    Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество ауд. часов Из них, час. Самостоятельная работа
лекции семинары практические занятия
  VII семестр            
2. Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах  
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве.  
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании  
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.  
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.).  
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.  
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.  
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы  
  Зачет            
  Итого  

Тематический план

Профиль «Уголовно- правовые дисциплины»

Заочная форма обучения 4

    Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество ауд. часов Из них, час. Самостоятельная работа  
лекции семинары практические занятия  
  VII семестр            
3. Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ.    
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве.    
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании    
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.    
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.).    
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.    
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.    
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы    
  Зачет            
  Итого    

Тематический план

Срок обучения 5 лет

Заочная форма обучения

    Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество ауд. часов Из них, час.    
лекции семинары практические занятия Самостоятельная работа
 
  Х1 семестр              
1. Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ.      
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве.      
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании      
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.      
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.).      
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.      
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.      
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы    
  Зачет              
  Итого    

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1.

Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ.

Предмет, задачи и система судебной психиатрии. Связь судебной психиатрии с другими науками. Место судебной психиатрии в системе юридического образования. Организация и структура психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в России. Судебно-психиатрические учреждения, принципы их подчинения.

Краткая история судебной психиатрии. Судебная психиатрия и судебно-психиатрическая экспертиза, определение понятий. Основание и порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды экспертиз. Поводы для обязательного назначения экспертизы. Оформление результатов судебно-психиатрической экспертизы. Основные разделы экспертного заключения.

Правовое обеспечение судебно-психиатрической экс­пертизы. Ее цель, задачи, основания для назначения и порядок производства. Мотивировка постановления (оп­ределения) следствия и суда при назначении судебно-психиатрической экспертизы. Круг вопросов, разрешае­мых судебно-психиатрической экспертизой. Обязатель­ность ее проведения. Психиатрическое обследование – основной метод судебно-психиатрической экспертизы.

Квалификационные требования к судебно-психиатрическому учреждению и эксперту. Процессу­альное положение эксперта-психиатра, его права и обя­занности. Основания для проведения судебно-пси­хиатрической экспертизы в уголовном процессе, ее виды и субъекты. Судебно-психиатрическая экспертиза обви­няемых при оценке их психического состояния и деяния во время преступных действий, свидетелей этого и по­терпевших.

Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании – 2 часа - student2.ru Амбулаторная и стационарная экспертизы, порядок их проведения. Особенности ее проведения в стационарных и амбула­торных условиях. Медицинское заключение судеб­но-психиатрической экспертизы, ее структура и содер­жание. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном разбирательстве. Мотивы ее назначения. Поря­док проведения. Судебно-психиатрическая экспертиза в кабинете следователя. Причины ее назначения. Порядок проведения. Заочная и посмертная судебно-психиатрические экспертизы. Их исключительность. Соци­альная значимость проведения при этом ретроспектив­ных исследований. Судебно-психиатрическая экспертиза осужденных, заболевших психическим заболеванием во время отбывания наказания и повторно совершивших правонарушение. Порядок ее проведения. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Пра­вовое и медицинское значение данной экспертизы. Осо­бенности ее клинико-психологического проведения у подростков. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. Виды, порядок и особенности ее проведения. Обязатель­ные признаки недееспособности, устанавливаемые во время констатации психических расстройств и соверше­ния деликта. Субъекты судебно-психиатрической экс­пертизы в гражданском процессе. Вопросы, подлежащие разрешению экспертом-психиатром в гражданском судо­производстве.

Круг вопросов, составляющих компетенцию эксперта-психиатра, его права и обязанности. Ответственность эксперта за заведомо ложное заключение, разглашение данных следствия и экспертизы.

Оценка заключения органами расследования и судом.

Тема 2

Теоретические аспекты проблемы невменяемости, ограниченной вменяемости и недееспособности.

Методологические основы понятия вменяемости-невменяемости в уголовном праве и судебной психиатрии. Критерии невменяемости (медицинский и юридический), недееспособности, процессуальной дееспособности и их значение для судебно - психиатрической экспертизы. Понятие ограниченной вменяемости. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Вопросы, разрешаемые экспертами-психиатрами при проведении судебно-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемых, свидетелей, потерпевших в уголовном судопроизводстве и участников гражданского судопроизводства. Экспертное решение данной проблемы для лиц, стра­дающих психическими расстройствами, находившихся во время деликта в состоянии опьянения от употребле­ния алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ, критерии невменяемости в уголовном законо­дательстве, их обобщающие признаки.

Дееспособность и недееспособность в гражданском праве. Решение данной проблемы для лиц, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом или нар­команией. Критерии недееспособности в гражданском законодательстве, их обобщающие признаки. Ограни­ченная дееспособность, ее клинические аспекты и ре­шение. Критерии недееспособности. Вопросы, подлежащие разрешению экспертом.

Тема 3.

Общественная опасность психически больных и мо­тивация их деяний. Влияние патогенных и социаль­ных условий на ее возникновение. Основания для при­менения принудительных мер медицинского характера, их цели и задачи, принципы и особенности, виды и ме­тоды. Виды принудительных мер медицинского характера, установленные законодательством. Его отличие от наказания. Правовые основы принудительного лечения психически больных лиц, регулирующие организацию принудитель­ного лечения и иных мер медицинского характера в психиатрических учреждениях Министерства здраво­охранения Российской Федерации.

Порядок назначения, продления, изменения видов, прекращения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных невменяемых, психически больных, но вменяемых, психически больных, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления. Принудительное лечение лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании.

Тема 4

Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.

Краткие сведения о деятельности головного мозга и ее нарушениях при психических заболеваниях. Строение нервной системы. Понятие о безусловных и условных рефлексах. Процессы возбуждения, торможения, анализа и синтеза. Первая и вторая сигнальные системы. Понятие о психической деятельности человека, основных ее функциях: ощущение, восприятие, представление, мышление, память и эмоции.

Современные представления о сути психических болезней. Понятие об отдельных симптомах и синдромах психических заболеваний. Основные методы исследования психических функций (психопатологические, психологические, лабораторные и др.). Причины психических заболеваний, их классификация, варианты течения. Психические расстройства как результат общего за­болевания человека с преимущественным поражением головного мозга. Распространенность психических забо­леваний. Влияние наследственных, биологических и социальных факторов в их возникновении. Классифика­ция психических болезней, варианты течения, стадии развития, исходы и прогноз. Методы обследования пси­хических больных. Значимость клинических симптомов и синдромов в динамике и течении заболевания. Роль и место вспомогательных методов обследования при уста­новлении психических заболеваний. Медико-социальная значимость раннего распознавания лиц, страдающих психическими расстройствами, своевременность лече­ния, их правовая и трудовая реабилитация. Симптомы и синдромы – основные категории, составляющие психи­ческие заболевания (нарушения, расстройства). Симпто­мы – качественные признаки психических нарушений. Их характеристика при расстройстве восприятия, созна­ния, мышления, памяти, эмоций, воли, критики и ин­теллекта. Основные синдромы психических заболеваний, их виды и типичные проявления при констатации, уси­лении и ослаблении патологического процесса.

Синдромы психических расстройств: кататонические, аффективные, бредовые, синдромы интеллектуального снижения, нарушения сознания; их проявления и значение для судебной психиатрии.

Тема 5.

Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронического психического расстройства (шизофрения, эпилепсия и др.).

Шизофрения – прогрессирующее психическое заболе­вание. Влияние наследственности, генетических и дру­гих причин на ее возникновение. Своеобразие клиниче­ской картины, этапы развития, формы течения болезни, классические виды, возможные исходы. Ремиссия и психический дефект. Судебно-психиатрическая оценка. Общественно опасные действия больных шизофренией при клинических вариантах на различных этапах тече­ния болезни. Медицинская и социальная значимость ус­тановления ремиссии и психического дефекта. Роль, пра­вовой и трудовой адаптации, поддерживающего медика­ментозного лечения в реабилитации больных шизофре­нией и профилактике их криминальных деяний*.

Эпилепсия как самостоятельное психическое забо­левание. Причины ее возникновения. Роль наследствен­ного и интоксикационного факторов. Основные клинические проявления, их стадии, течение, характерные особенности, психический дефект. Прогредиентные из­менения личности у больных эпилепсией и их роль в со­вершении криминальных деяний. Симптоматическая эпилепсия и эпилептиформные синдромы при экзоген­ных психических расстройствах. Судебно-психиатрическая оценка. Возможности ретроспективной диагно­стики пароксизмальных состояний при эпилепсии. Раз­личный подход в их оценке в зависимости от клинической компенсации, социальной адаптации и выраженно­сти психического дефекта. Значимость медико-социаль­ной реабилитации в предупреждении преступных дейст­вий больных эпилепсией. Влияние типа конституции человека, наследственности, эндогенных и экзогенных факторов в происхождении болезни. Клинические осо­бенности течения и фазы процесса. Циклотимия и ее клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка. Значимость поведения больных в зависимости от клинической фазы заболевания. Анализ материалов уголовного дела, другой информации о действиях и пси­хическом состоянии испытуемого во время правонару­шения.

Маниакально-депрессивный психоз как самостоя­тельное психическое заболевание. Причины его возник­новения. Роль наследственного и интоксикационного факторов. Основные клинические проявления, их ста­дии, течение, характерные особенности, психический дефект. Прогредиентные изменения личности у больных маниакально-депрессивным психозом и их роль в со­вершении криминальных деяний.

Этиология, патогенез и распространенность черепно-мозговой травмы. Роль социальных катаклизмов, вред­ных привычек (алкоголизации, наркотизации) и нега­тивного социального окружения на поведенческие реак­ции лиц, перенесших травму головного мозга. Психиче­ские нарушения, характерные для острого и отдаленного периодов черепно-мозговой травмы. Расстройства соци­ально-психологической адаптации у лиц с перенесенной черепно-мозговой травмой. Судебно-психиатрическая оценка. Роль ретроспективной диагностики психических нарушений в остром и отдаленном периодах у лиц с травматическим поражением головного мозга при ана­лизе совершенных деяний в зависимости от социальных условий их жизнедеятельности.

Сифилитические заболевания центральной нервной системы. Этиологические и патогенетические аспекты сифилиса. Значимость ранней диагностики и своевре­менного медикаментозного лечения. Сифилис головного мозга. Стадийность развития. Характеристика психиче­ских и неврологических изменений. Возможный исход. Необходимость проведения медико-социальной реабилитации. Прогрессирующий паралич. Психические, сома­тические и неврологические нарушения. Их клинические проявления и динамика течения. Исход и прогноз заболевания. Особенности психического дефекта. Судеб­но-психиатрическая оценка. Анализ действий лица, страдающего сифилисом, совершенных при сохраненном интеллекте, критических способностях, волевых каче­ствах, удовлетворительной социальной адаптации и при констатации психического дефекта и психозов.

Тема 6.

Клиника, классификация и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.

Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании – 2 часа - student2.ru Временные психические расстройства. Временные нарушения психической деятельности в виде исключи­тельных состояний. Их распространенность в судебно-психиатрической практике, исход и прогноз. Мотивы и условия, способствующие возникновению этих психопа­тических расстройств. Классификация исключительных состояний. Особенности их клинических проявлений при патологическом опьянении, просоночных и аффек­тивных состояниях. Судебно-психиатрическая оценка. Значение ретроспективного анализа при установлении временных нарушений психической деятельности. Трудности диагностики, определения и сопоставления меди­цинского и юридического критериев и признания не­вменяемости у данной категории лиц. Реактивные со­стояния. Этиология реактивных состояний и их патоморфоз. Основные формы реактивных состояний. Их те­чение, клинические особенности и исход. Характерные проявления реактивного психоза как временного пси­хического расстройства при быстро возникающих по времени психотравмирующих воздействиях. Судебно-психиатрическая оценка. Необходимость определения глубины и тяжести острого и хронического болезненного состояния и возможность его прогноза. Анализ противо­правных действий в различные клинические периоды этих патологических состояний.

Тема 7.

Слабоумие, степень выраженности. Психические нарушения у лиц старческого возраста с преобладанием интеллекту­альных расстройств, их социальная значимость. Слабоумие, связанное различными заболеваниями головного мозга (травмы, инфекции, опухоли, интоксикации, сосудистые заболевания). Особенности судебно-психиатрической экспертизы. Умственная отсталость (Олигофрения). Этиология, патогенез и распростра­ненность олигофрении. Роль наследственных, эндоген­ных и экзогенных факторов в се происхождении. Классификация умственной отсталости (олигофрении), краткая характеристика ее ос­новных, форм (идиотии, имбецильности, дебильности). Особенности психических изменений, поведения и соци­альные возможности в каждой из них. Дебильность и ее клинические проявления. Формирование в различных микросоциальных условиях личности лица, страдающе-то дебильностью. Факторы, способствующие клиниче­ской декомпенсации этой группы лиц. Важность свое­временной диагностики малоумия и медикосоциальной реабилитации больных умственной отсталостью. Судебно-психиатрическая оцен­ка. Основания для признания невменяемости и недее­способности лиц, страдающих врожденным малоумием, при различных психопатических состояниях, растормо­женности влечений и алкоголизации.

Алкоголизм, наркомания. Основные синдромы (синдром отмены, психическая и физическая зависимость, деградация личности). Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Психические нарушения у лиц старческого возраста с преобладанием интеллекту­альных расстройств, их социальная значимость.

Формы симуляции психических расстройств. Симулятивные проявления как защитная форма по­ведения человека, уклоняющегося от уголовной и граж­данской ответственности. Ее мотивы, факторы и условия возникновения. Стадийность в их воспроизводстве. Классификация симулятивных проявлений. Их особен­ности и основные формы (симуляции и аггравации). Ис­тинная симуляция психических расстройств. Патологи­ческая симуляция психических расстройств.

Диссимуляция психических расстройств. Ее типич­ные признаки. Методы распознавания симулятивных проявлений и диссимуляции. Судебно-психиатрическая оценка. Медицинская и социальная значимость совре­менной диагностики симулятивных проявлений и дис­симуляции психических нарушений. Важность индиви­дуального подхода при установлении симуляции, аггра­вации и диссимуляции.

Аггравация, диссимуляция, сюрсимуляция, метасимуляция. Судебно-психиатрическая оценка.

Тема 8.

Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных.

Разновидности психических расстройств, проявляющиеся в сфере деятельности сотрудников ОРД. Требования совместного приказа Минздрава и МВД РФ №133/296 от 30.04.97 г. по профилактике правонарушений психическими больными. Типичные общественно опасные деяния лиц с психическим расстройством, совершаемые по психопатологическим мотивам. Основания для госпитализации граждан в психиатрический стационар в недобровольном порядке, взаимодействие органов здравоохранения, сотрудников внутренних дел по профилактике противоправных деяний лиц с психическими расстройствами. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы.

Рекомендуемая литература:

1. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. М., 2002.

2. Волков В.Н. Судебная психиатрия: учебник /В.Н.Волков – М. ; БЕК, 1998

3. Волков В.Н. Судебная психиатрия. Учебно-методическое пособие. ЮНИТИ, 2006

4. Георгадзе З. О. Судебная психиатрия Пособие для ВУЗов, ЮНИТИ ,2006

5. Георгадзе З. О. Судебная психиатрия Пособие для ВУЗов, ЮНИТИ ,2010.

6. Датий А.В. Симулятивные проявления у подследст­венных и осужденных: Пособие. - М., 1998.

7. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Прак­тикум. - М., 2002.

8. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Сло­варь-справочник для юристов. - М., 1999.

9. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. - М., 2007.

10. Датий А.В. Судебная медицина и судебная психиатрия. Учебник для вузов. М. РИОР 2009

11. Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании – 2 часа - student2.ru Датий А.В. Судебная психиатрия: Курс лекций. - М., 2001.

Наши рекомендации