Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании – 2 часа
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Чувашский филиал
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Чебоксары 2013
Никитин Л.Н.
Судебная психиатрия: Учебно-методический комплекс. - М.: МГЭИ, Чувашский филиал, 2013. - 59 с.
Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин. Протокол заседания кафедры от 30 августа 2013 г. № 1. Для студентов Чебоксарского филиала юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030900.62Юриспруденция.
Рецензенты: В.М. Данилов, кандидат юридических наук; В.И. Перепелкин, кандидат юридических наук.
ЧФ МГЭИ,
2013
Содержание
Предисловие_______________________4
Тематические планы_________________6
Программа курса _____________ ___ 10
Планы практических занятий_______________________ ________________16
Планы практических и семинарских занятий __________________________17
Контрольные задания для студентов __34
Тематика рефератов________________43
Контрольные тестовые задачи по правовым аспектам психиатрии__________44
Контрольные тестовые задачи по нормативно- правовой базе
судебной психиатрии _______________46
Контрольные тестовые задачи по общей психопатологии и психиатрии______51
Вопросы для подготовки к зачету_____53
Образцы процессуальных документов__57
ПРЕДИСЛОВИЕ
Судебная психиатрия является самостоятельной медицинской наукой, которая занимает одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, способствующих установлению истины и соблюдению законности в уголовном судебно-следственном процессе и гражданском судопроизводстве. Возрастающие экспертные возможности судебной психиатрии, внедрение в практику новых, все более совершенных методов исследования приводят к повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений. Поэтому знание современных основ судебной психиатрии как науки и умелое использование на практике результатов судебно-психиатрической экспертизы - необходимое условие профессиональной подготовки юристов.
Изучение данного учебного предмета преследует главную цель: дать студентам основополагающие теоретические знания и выработать практические навыки в области судебной психиатрии, помочь в процессе следствия, суда и защиты решать задачи, связанные с проведением судебно-психиатрической экспертизы.
Изучение дисциплины преследует следующие цели:
а) учебные:
формирование знаний, умений и навыков применения основных понятий судебной психиатрии в профессиональной деятельности юристов;
получение общего представления о принципах функционирования судебно-психиатрической службы;
привитие навыков анализа применения норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права в практической деятельности судебно-психиатрической службы;
б) воспитательные:
воспитание уважения к нормам российского уголовно-процессуального и гражданского процессуального права по производству различных видов экспертиз;
воспитание у студентов чувства потребности исключения правового нигилизма в их практической деятельности;
в) практические:
- развитие навыков и умений по работе с нормативно-
правовыми актами и иными документами, определяющими правовое положение экспертов-психиатров, их ресурсное обеспечение и порядок
проведения отдельных видов экспертиз;
- выявление и использование международного опыта по производству экспертиз.
Основные задачи учебной дисциплины:
- усвоение теоретических положений судебной психиатрии;
- овладение знаниями терминологии и понятийным аппаратом;
-изучение истории становления и развития системы учреждений судебно-психиатрической службы;
-изучение передового опыта и инноваций в деятельности учреждений судебно-психиатрической службы, а также зарубежного опыта экспертной деятельности;
- выявление связи судебно-психиатрических и уголовно-правовых норм и институтов;
- принятие умения применения норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, использования полученных знаний в практической деятельности.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с современной системой законодательства и включает все действующие правовые нормы - законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, инструкции, указания Минздрава России, МВД России, Минюста России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также нормативные документы, принятые другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Авторская трактовка изучения курса выражается в прикладном аспекте, раскрытии роли и места учреждений судебно-психиатрической экспертизы в системе органов здравоохранения Российской Федерации с учетом введения Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Преподавание судебной психиатрии ведется в зависимости от формы обучения путем чтения лекций, индивидуальных и групповых консультаций, проведения семинарских и практических занятий, завершается изучение дисциплины сдачей зачета. Лекции, семинарские и практические занятия предназначены для закрепления полученных знаний, разъяснения новелл законодательства, приказов и инструкций Минздрава России, Минюста России, МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также консультирования по наиболее сложным или недостаточно полно теоретически разработанным вопросам учебной дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид подготовки способствует формированию у студентов самостоятельности и научной организации труда.
Место дисциплины в системе подготовке специалиста определяется особенностями избранной специальности, современными организационными и структурными преобразованиями в системе правоохранительных органов, а также связями данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана института. В частности, учебный курс «Судебная психиатрия» по своему содержанию тесно связан с юридическими дисциплинами. А именно с криминалистикой, уголовным правом, уголовно-процессуальным нравом, уголовно-исполнительным правом, гражданским правом, гражданским процессуальным правом, правоохранительными органами, правовой статистикой.
В результате изучения этого курса студенты должны знать:
- основные законодательные документы по судебно-психиатрической экспертизе, которая должна осуществлять свою работу в соответствии с законом Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан РФ, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ;
- организационно-процессуальные основы деятельности психиатрической и судебно-психиатрической службы в Российской Федерации;
- формы участия эксперта-психиатра в работе судебно-следственных органов;
- случаи обязательного назначения судебно-психиатрической экспертизы.
Исходя из цели и задач рассматриваемого курса студенты должны уметь:
- вынести постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы;
- составить мотивированное направление о производстве психиатрического освидетельствования;
- оценить заключение судебно-психиатрической экспертизы.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Очная форма обучения (баклавариат)
Срок обучения 4 года
Профиль «Уголовно- правовые дисциплины»
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество ауд. часов | Из них, час. | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
VII семестр | |||||||
1. | Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах. | ||||||
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве. | |||||||
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании | |||||||
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств. | 4/2* | ||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.). | 4/2* | ||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств. | 6/2* | ||||||
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. | 6/2* | ||||||
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы | 4/2* | ||||||
Зачет | |||||||
Итого | 38/10* |
Тематический план
Срок обучения 5 лет
Очная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество ауд. часов | Из них, час. | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
VII семестр | |||||||
2. | Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах | ||||||
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве. | |||||||
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании | |||||||
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств. | |||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.). | |||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств. | |||||||
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. | |||||||
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы | |||||||
Зачет | |||||||
Итого |
Тематический план
Профиль «Уголовно- правовые дисциплины»
Заочная форма обучения 4
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество ауд. часов | Из них, час. | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
VII семестр | |||||||
3. | Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. | ||||||
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве. | |||||||
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании | |||||||
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств. | |||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.). | |||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств. | |||||||
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. | |||||||
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы | |||||||
Зачет | |||||||
Итого |
Тематический план
Срок обучения 5 лет
Заочная форма обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество ауд. часов | Из них, час. | ||||
лекции | семинары | практические занятия | Самостоятельная работа | |||||
Х1 семестр | ||||||||
1. | Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ. | |||||||
Вопросы вменяемости, невменяемости, ограниченной вменяемости, дееспособности и недееспособности в уголовном и гражданском законодательстве. | ||||||||
Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных и лиц, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании | ||||||||
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств. | ||||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронических психических расстройств (шизофрения, эпилепсия и др.). | ||||||||
Клиника и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств. | ||||||||
Слабоумие. Расстройства личности. Судебно-психиатрическая оценка симуляции, диссимуляции, аггравации. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. | ||||||||
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы | ||||||||
Зачет | ||||||||
Итого |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1.
Наука судебной психиатрии, ее предмет и задачи. Правовое положение и организационные формы психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в РФ.
Предмет, задачи и система судебной психиатрии. Связь судебной психиатрии с другими науками. Место судебной психиатрии в системе юридического образования. Организация и структура психиатрической и судебно-психиатрической экспертной службы в России. Судебно-психиатрические учреждения, принципы их подчинения.
Краткая история судебной психиатрии. Судебная психиатрия и судебно-психиатрическая экспертиза, определение понятий. Основание и порядок назначения судебно-психологической экспертизы. Виды экспертиз. Поводы для обязательного назначения экспертизы. Оформление результатов судебно-психиатрической экспертизы. Основные разделы экспертного заключения.
Правовое обеспечение судебно-психиатрической экспертизы. Ее цель, задачи, основания для назначения и порядок производства. Мотивировка постановления (определения) следствия и суда при назначении судебно-психиатрической экспертизы. Круг вопросов, разрешаемых судебно-психиатрической экспертизой. Обязательность ее проведения. Психиатрическое обследование – основной метод судебно-психиатрической экспертизы.
Квалификационные требования к судебно-психиатрическому учреждению и эксперту. Процессуальное положение эксперта-психиатра, его права и обязанности. Основания для проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе, ее виды и субъекты. Судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемых при оценке их психического состояния и деяния во время преступных действий, свидетелей этого и потерпевших.
Амбулаторная и стационарная экспертизы, порядок их проведения. Особенности ее проведения в стационарных и амбулаторных условиях. Медицинское заключение судебно-психиатрической экспертизы, ее структура и содержание. Судебно-психиатрическая экспертиза в судебном разбирательстве. Мотивы ее назначения. Порядок проведения. Судебно-психиатрическая экспертиза в кабинете следователя. Причины ее назначения. Порядок проведения. Заочная и посмертная судебно-психиатрические экспертизы. Их исключительность. Социальная значимость проведения при этом ретроспективных исследований. Судебно-психиатрическая экспертиза осужденных, заболевших психическим заболеванием во время отбывания наказания и повторно совершивших правонарушение. Порядок ее проведения. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. Правовое и медицинское значение данной экспертизы. Особенности ее клинико-психологического проведения у подростков. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. Виды, порядок и особенности ее проведения. Обязательные признаки недееспособности, устанавливаемые во время констатации психических расстройств и совершения деликта. Субъекты судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. Вопросы, подлежащие разрешению экспертом-психиатром в гражданском судопроизводстве.
Круг вопросов, составляющих компетенцию эксперта-психиатра, его права и обязанности. Ответственность эксперта за заведомо ложное заключение, разглашение данных следствия и экспертизы.
Оценка заключения органами расследования и судом.
Тема 2
Теоретические аспекты проблемы невменяемости, ограниченной вменяемости и недееспособности.
Методологические основы понятия вменяемости-невменяемости в уголовном праве и судебной психиатрии. Критерии невменяемости (медицинский и юридический), недееспособности, процессуальной дееспособности и их значение для судебно - психиатрической экспертизы. Понятие ограниченной вменяемости. Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Вопросы, разрешаемые экспертами-психиатрами при проведении судебно-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемых, свидетелей, потерпевших в уголовном судопроизводстве и участников гражданского судопроизводства. Экспертное решение данной проблемы для лиц, страдающих психическими расстройствами, находившихся во время деликта в состоянии опьянения от употребления алкоголя, наркотиков или других одурманивающих веществ, критерии невменяемости в уголовном законодательстве, их обобщающие признаки.
Дееспособность и недееспособность в гражданском праве. Решение данной проблемы для лиц, страдающих психическими расстройствами, алкоголизмом или наркоманией. Критерии недееспособности в гражданском законодательстве, их обобщающие признаки. Ограниченная дееспособность, ее клинические аспекты и решение. Критерии недееспособности. Вопросы, подлежащие разрешению экспертом.
Тема 3.
Общественная опасность психически больных и мотивация их деяний. Влияние патогенных и социальных условий на ее возникновение. Основания для применения принудительных мер медицинского характера, их цели и задачи, принципы и особенности, виды и методы. Виды принудительных мер медицинского характера, установленные законодательством. Его отличие от наказания. Правовые основы принудительного лечения психически больных лиц, регулирующие организацию принудительного лечения и иных мер медицинского характера в психиатрических учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Порядок назначения, продления, изменения видов, прекращения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных невменяемых, психически больных, но вменяемых, психически больных, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления. Принудительное лечение лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании.
Тема 4
Общая психопатология. Симптомы, синдромы и классификация психических расстройств.
Краткие сведения о деятельности головного мозга и ее нарушениях при психических заболеваниях. Строение нервной системы. Понятие о безусловных и условных рефлексах. Процессы возбуждения, торможения, анализа и синтеза. Первая и вторая сигнальные системы. Понятие о психической деятельности человека, основных ее функциях: ощущение, восприятие, представление, мышление, память и эмоции.
Современные представления о сути психических болезней. Понятие об отдельных симптомах и синдромах психических заболеваний. Основные методы исследования психических функций (психопатологические, психологические, лабораторные и др.). Причины психических заболеваний, их классификация, варианты течения. Психические расстройства как результат общего заболевания человека с преимущественным поражением головного мозга. Распространенность психических заболеваний. Влияние наследственных, биологических и социальных факторов в их возникновении. Классификация психических болезней, варианты течения, стадии развития, исходы и прогноз. Методы обследования психических больных. Значимость клинических симптомов и синдромов в динамике и течении заболевания. Роль и место вспомогательных методов обследования при установлении психических заболеваний. Медико-социальная значимость раннего распознавания лиц, страдающих психическими расстройствами, своевременность лечения, их правовая и трудовая реабилитация. Симптомы и синдромы – основные категории, составляющие психические заболевания (нарушения, расстройства). Симптомы – качественные признаки психических нарушений. Их характеристика при расстройстве восприятия, сознания, мышления, памяти, эмоций, воли, критики и интеллекта. Основные синдромы психических заболеваний, их виды и типичные проявления при констатации, усилении и ослаблении патологического процесса.
Синдромы психических расстройств: кататонические, аффективные, бредовые, синдромы интеллектуального снижения, нарушения сознания; их проявления и значение для судебной психиатрии.
Тема 5.
Клиника и судебно-психиатрическая оценка отдельных форм хронического психического расстройства (шизофрения, эпилепсия и др.).
Шизофрения – прогрессирующее психическое заболевание. Влияние наследственности, генетических и других причин на ее возникновение. Своеобразие клинической картины, этапы развития, формы течения болезни, классические виды, возможные исходы. Ремиссия и психический дефект. Судебно-психиатрическая оценка. Общественно опасные действия больных шизофренией при клинических вариантах на различных этапах течения болезни. Медицинская и социальная значимость установления ремиссии и психического дефекта. Роль, правовой и трудовой адаптации, поддерживающего медикаментозного лечения в реабилитации больных шизофренией и профилактике их криминальных деяний*.
Эпилепсия как самостоятельное психическое заболевание. Причины ее возникновения. Роль наследственного и интоксикационного факторов. Основные клинические проявления, их стадии, течение, характерные особенности, психический дефект. Прогредиентные изменения личности у больных эпилепсией и их роль в совершении криминальных деяний. Симптоматическая эпилепсия и эпилептиформные синдромы при экзогенных психических расстройствах. Судебно-психиатрическая оценка. Возможности ретроспективной диагностики пароксизмальных состояний при эпилепсии. Различный подход в их оценке в зависимости от клинической компенсации, социальной адаптации и выраженности психического дефекта. Значимость медико-социальной реабилитации в предупреждении преступных действий больных эпилепсией. Влияние типа конституции человека, наследственности, эндогенных и экзогенных факторов в происхождении болезни. Клинические особенности течения и фазы процесса. Циклотимия и ее клинические проявления. Судебно-психиатрическая оценка. Значимость поведения больных в зависимости от клинической фазы заболевания. Анализ материалов уголовного дела, другой информации о действиях и психическом состоянии испытуемого во время правонарушения.
Маниакально-депрессивный психоз как самостоятельное психическое заболевание. Причины его возникновения. Роль наследственного и интоксикационного факторов. Основные клинические проявления, их стадии, течение, характерные особенности, психический дефект. Прогредиентные изменения личности у больных маниакально-депрессивным психозом и их роль в совершении криминальных деяний.
Этиология, патогенез и распространенность черепно-мозговой травмы. Роль социальных катаклизмов, вредных привычек (алкоголизации, наркотизации) и негативного социального окружения на поведенческие реакции лиц, перенесших травму головного мозга. Психические нарушения, характерные для острого и отдаленного периодов черепно-мозговой травмы. Расстройства социально-психологической адаптации у лиц с перенесенной черепно-мозговой травмой. Судебно-психиатрическая оценка. Роль ретроспективной диагностики психических нарушений в остром и отдаленном периодах у лиц с травматическим поражением головного мозга при анализе совершенных деяний в зависимости от социальных условий их жизнедеятельности.
Сифилитические заболевания центральной нервной системы. Этиологические и патогенетические аспекты сифилиса. Значимость ранней диагностики и своевременного медикаментозного лечения. Сифилис головного мозга. Стадийность развития. Характеристика психических и неврологических изменений. Возможный исход. Необходимость проведения медико-социальной реабилитации. Прогрессирующий паралич. Психические, соматические и неврологические нарушения. Их клинические проявления и динамика течения. Исход и прогноз заболевания. Особенности психического дефекта. Судебно-психиатрическая оценка. Анализ действий лица, страдающего сифилисом, совершенных при сохраненном интеллекте, критических способностях, волевых качествах, удовлетворительной социальной адаптации и при констатации психического дефекта и психозов.
Тема 6.
Клиника, классификация и судебно-психиатрическая оценка временных психических расстройств.
Временные психические расстройства. Временные нарушения психической деятельности в виде исключительных состояний. Их распространенность в судебно-психиатрической практике, исход и прогноз. Мотивы и условия, способствующие возникновению этих психопатических расстройств. Классификация исключительных состояний. Особенности их клинических проявлений при патологическом опьянении, просоночных и аффективных состояниях. Судебно-психиатрическая оценка. Значение ретроспективного анализа при установлении временных нарушений психической деятельности. Трудности диагностики, определения и сопоставления медицинского и юридического критериев и признания невменяемости у данной категории лиц. Реактивные состояния. Этиология реактивных состояний и их патоморфоз. Основные формы реактивных состояний. Их течение, клинические особенности и исход. Характерные проявления реактивного психоза как временного психического расстройства при быстро возникающих по времени психотравмирующих воздействиях. Судебно-психиатрическая оценка. Необходимость определения глубины и тяжести острого и хронического болезненного состояния и возможность его прогноза. Анализ противоправных действий в различные клинические периоды этих патологических состояний.
Тема 7.
Слабоумие, степень выраженности. Психические нарушения у лиц старческого возраста с преобладанием интеллектуальных расстройств, их социальная значимость. Слабоумие, связанное различными заболеваниями головного мозга (травмы, инфекции, опухоли, интоксикации, сосудистые заболевания). Особенности судебно-психиатрической экспертизы. Умственная отсталость (Олигофрения). Этиология, патогенез и распространенность олигофрении. Роль наследственных, эндогенных и экзогенных факторов в се происхождении. Классификация умственной отсталости (олигофрении), краткая характеристика ее основных, форм (идиотии, имбецильности, дебильности). Особенности психических изменений, поведения и социальные возможности в каждой из них. Дебильность и ее клинические проявления. Формирование в различных микросоциальных условиях личности лица, страдающе-то дебильностью. Факторы, способствующие клинической декомпенсации этой группы лиц. Важность своевременной диагностики малоумия и медикосоциальной реабилитации больных умственной отсталостью. Судебно-психиатрическая оценка. Основания для признания невменяемости и недееспособности лиц, страдающих врожденным малоумием, при различных психопатических состояниях, расторможенности влечений и алкоголизации.
Алкоголизм, наркомания. Основные синдромы (синдром отмены, психическая и физическая зависимость, деградация личности). Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Психические нарушения у лиц старческого возраста с преобладанием интеллектуальных расстройств, их социальная значимость.
Формы симуляции психических расстройств. Симулятивные проявления как защитная форма поведения человека, уклоняющегося от уголовной и гражданской ответственности. Ее мотивы, факторы и условия возникновения. Стадийность в их воспроизводстве. Классификация симулятивных проявлений. Их особенности и основные формы (симуляции и аггравации). Истинная симуляция психических расстройств. Патологическая симуляция психических расстройств.
Диссимуляция психических расстройств. Ее типичные признаки. Методы распознавания симулятивных проявлений и диссимуляции. Судебно-психиатрическая оценка. Медицинская и социальная значимость современной диагностики симулятивных проявлений и диссимуляции психических нарушений. Важность индивидуального подхода при установлении симуляции, аггравации и диссимуляции.
Аггравация, диссимуляция, сюрсимуляция, метасимуляция. Судебно-психиатрическая оценка.
Тема 8.
Взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел по предупреждению общественно-опасных действий психически больных.
Разновидности психических расстройств, проявляющиеся в сфере деятельности сотрудников ОРД. Требования совместного приказа Минздрава и МВД РФ №133/296 от 30.04.97 г. по профилактике правонарушений психическими больными. Типичные общественно опасные деяния лиц с психическим расстройством, совершаемые по психопатологическим мотивам. Основания для госпитализации граждан в психиатрический стационар в недобровольном порядке, взаимодействие органов здравоохранения, сотрудников внутренних дел по профилактике противоправных деяний лиц с психическими расстройствами. Подготовка следователем материалов для производства СПЭ. Анализ заключений судебно-психиатрической экспертизы.
Рекомендуемая литература:
1. Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. М., 2002.
2. Волков В.Н. Судебная психиатрия: учебник /В.Н.Волков – М. ; БЕК, 1998
3. Волков В.Н. Судебная психиатрия. Учебно-методическое пособие. ЮНИТИ, 2006
4. Георгадзе З. О. Судебная психиатрия Пособие для ВУЗов, ЮНИТИ ,2006
5. Георгадзе З. О. Судебная психиатрия Пособие для ВУЗов, ЮНИТИ ,2010.
6. Датий А.В. Симулятивные проявления у подследственных и осужденных: Пособие. - М., 1998.
7. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Практикум. - М., 2002.
8. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Словарь-справочник для юристов. - М., 1999.
9. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. - М., 2007.
10. Датий А.В. Судебная медицина и судебная психиатрия. Учебник для вузов. М. РИОР 2009
11. Датий А.В. Судебная психиатрия: Курс лекций. - М., 2001.