Субъективное обследование пациента.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Брянский медицинский колледж имени академика

Н. М.Амосова

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по дисциплине:

«Основы сестринского дела»

для специальности 060101 «Лечебное дело» повышенный уровень,

060109 «Сестринское дело» базовый и повышенный уровень.

  Рассмотрено на заседании ЦМК основ сестринского дела и реабилитации Протокол № _____________ от «____» ___________2007 г. Председатель:_________ Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности Зам директора по учебной работе Заслуженный учитель РФ ________________Цаплина Э.Г.

АВТОРЫ: Ближевская А.Н.

Баланчук Ю.В.

Латкова И.А.

Рассказа Н.П.

Пучнёва Л.А.

Брянск-2007

Методические рекомендации для студентов практического занятия по теме:

«Философии сестринского дела. Биоэтика».

Теоретическая часть.

Для организации эффективной работы медицинская сестра должна соблюдать некоторые правила профессионального поведения. К ним относится:

1.Высокий уровень профессиональной подготовки.

2.Необходимость совершенствования своего профессионального уровня в процессе работы:

а) возможность повышения своего образования.

В настоящее время предусматривается 3 уровня образования медсестер:

I уровень (базовый уровень)- медицинская сестра широкого профиля. Выпускник данного уровня подготовки выполняет общий уход и наблюдение за пациентом, оказывать неотложную помощь, может работать во вспомогательных, диагностических и лечебных подразделениях в качестве помощника врача. Обучается в медицинских училищах в течении 2-х и 3-х лет на базе полного среднего или основного общего образования или на 1 ступени колледжа на базе основной полной средней школы в течении 3-х лет;

II уровень (повышенный уровень)- специализированная медсестра. Выпускник колледжа, может работать: старшей сестрой ЛПУ, сестрой реабилитационного отделения, сестрой, преподавателем сестринского дела в средних учебных заведениях. Обучается на второй ступени медицинского колледжа на базе сестринского образования, получаемого в медицинских училищах;

III уровень (академическая сестра)- выпускница вуза. Может работать организатором (менеджером), главной сестрой крупных ЛПУ; преподавателем в медицинских учебных заведениях; может возглавлять учреждения, типа "хоспис", заниматься научной деятельностью. Обучаться на факультете высшего сестринского образования 4 года (на базе среднего медицинского образования).

б) Самообразование (чтение медицинских газет, журналов, книг, просмотр теле – и видеопрограмм на медицинскую тематику и т.д.).

в) Возможность научных исследований в области сестринского дела.

3.Строгое соблюдение этического кодекса медицинской сестры в России (Внимание! Его необходимость тщательно самостоятельно проработать).

Однако даже выполнив все эти требования, не все медицинские сестры могут добиться эффективной работы. Здесь большое значение имеет личность сестры. Медицинская сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными навыками, но если она в силу особенностей своего характера конфликтует с пациентами, коллегами её профессиональные качества не дадут нужного эффекта.

И. Харди в книге "Врач, сестра, больной" описывает 6 типов медицинских сестер в зависимости от особенностей их личности, характера.

6 типов медсестер по И. Харди.

1. Сестра - рутинер.Наиболее характерная черта её - механическое выполнение своих обязанностей. Полученные задачи она выполняет с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умения. Выполняет все что нужно для ухода за больными, но самого - то ухода нет, так как работает автоматически, безразлично, не сочувствуя ему. Такая сестра способная разбудить спящего больного ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

2. Сестра, играющая "заученную роль".Такая сестра в процессе работы разыгрывает какую-либо роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Грани её поведение переходят допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Она играет роль альтруиста, благодетеля, проявляя "артистические" способности. Поведение искусственное, показное.

3. Тип "нервной сестры".Это эмоционально-лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительные, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурой, как бы обиженной среди ни в чем неповинных больных. Она очень ипохондрична, боится заразиться или заболеть "тяжелой болезнью". Нередко отказывается выполнять различные задания якобы потому, что не может поднимать тяжести, болят ноги и т.д. Они создают помехи в работе и плохо влияют на больных.

4. Тип личности с мужеподобной, сильной психикой.Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными. В благополучных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами.

5. Сестра материнского типа.Такая сестра выполняет работу с проявлением максимальной заботы о больных, с сочувствием. Работа для неё - неотъемлемое условие жизни. Она все может и всюду успевает. Забота о больных - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и её личная жизнь.

6. Тип специалиста.Это сестры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например работая в специальных лабораториях, фанатически преданы своей узкой специальности.

У каждого из выше перечисленных типов медсестер есть свои положительные и отрицательные стороны характера. Видя их коллеги по работе и руководители могут, умело делая замечания и давая советы избавить медсестер от последних, что в дальнейшем приведет к эффективности в их работе.

Методические рекомендации практического занятия для студентов по теме:

«Первый этап: субъективное сестринское обследование».

Изучите теоретический материал по теме:

Сестринское обследование - сбор информации медсестрой о пациенте.

Информационные данные должны быть точными, полными и носить описательный характер.

Цель данного обследования - выявить проблемы пациента, связанные с нарушением удовлетворения тех или иных потребностей и предоставить затем мотивированный уход (т.е. предоставить максимальный комфорт в болезни или достойную и спокойную смерть). Этим и отличается сестринское обследование от врачебного. (Цель последнего распознать заболевание и назначить лечение).

Различают два вида сестринского обследования: субъективное и объективное.

Субъективное обследование - получение информации о состоянии пациента и его проблемах на основе опроса.

Объективное обследование - получение информации о состоянии пациента и его проблемах на основе физических данных о нем, лабораторных данных, данных инструментальных исследований.

Стратегия общения в сестринском обследовании пациента.

Для успешного проведения обследования пользуйтесь следующей стратегией общения с пациентом. Это особенно важно для субъективного обследования пациента.

1. Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой, неофициальной обстановке без отвлечений и не будет прерываться.

2. Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

3. Называйте пациента по имени и отчеству, на Вы. Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

4. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией голоса. Будьте спокойны и неторопливы. Не проявляйте досады и раздражения.

5. Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если Вы сомневаетесь в том, что он Вас понимает, определите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

7. Не начинайте разговор с личных деликатных вопросов.

8. Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова и фразы.

9. Слушайте и еще раз слушайте.

Субъективное обследование пациента. - student2.ru Субъективное обследование пациента. - student2.ru Сущность сестринского субъективного обследования пациента.

Обследование пациента вообще необходимо проводить по следующему плану:

1) Общие сведения о пациенте.

2) Субъективное обследование (жалобы, анамнез заболевания и жизни).

3) Объективное обследование.

Общие сведения о пациенте вносятся в титульный лист сестринской истории болезни:

- Ф.И.О. пациента;

- пол,

- возраст,

- место жительства,

- место работы,

- кем направлен,

- по каким показаниям (экстренное, плановое),

- врачебный диагноз.

Субъективное обследование пациента.

1) После этого необходимо приступить конкретно к субъективному обследованию и задать вопрос: «Что Вас беспокоит?», т.е. необходимо выявить причину обращения, жалобы.

Типичной жалобой пациента при многих заболеваниях является - боль.

Поэтому необходимо подробно расспросить о боли, выяснив:

- её локализацию;

- иррадиацию;

- время появления;

- длительность (постоянная, приступообразная);

- характер боли (колющая, тупая, давящая, ноющая и т.д.);

- причины её возникновения;

- сопутствующие явления боли (слабость, тошнота);

- средства, облегчающие и купирующие боль.

2) Далее следует расспросить о жалобах по определенной системе:

1.Жалобы со стороны изменений общего состояния (похудение, лихорадка, слабость, отеки, головная боль и т.д.).

2.Жалобы со стороны дыхательной системы (кашель, мокрота, кровохарканье, боли
в грудной клетке).

3.Жалобы со стороны сердечно-сосудистой системы (сердцебиение, боли в области
сердца, отеки на ногах).

4.Жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта (нарушение аппетита, затруднение глотания, появление рвоты (её характер), боли в животе).

5.Жалобы со стороны мочевыделительной системы (отеки, изменения цвета мочи, нарушение мочеиспускания).

6.Жалобы со стороны эндокринной системы, нервной системы и опорно- двигательного аппарата.

3) Затем необходимо выявить источники информации состояния здоровья пациента. Это может быть:

- сам пациент

- родственники пациента;

- медицинские документы (направления, справки, выписки из стационара);

- медицинский персонал.

4) Далее расспрашивайте пациента о самом заболевании (анамнез заболевания), надо узнать:

- как и с каких проявлений началось заболевание, каков был их характер, куда пациент обращался по поводу своего заболевания;

- как протекало заболевание, были ли ухудшения, улучшения или изменения в течении заболевания не было;

- какие диагнозы (врачебные) ставились, какие исследования проводились;

- какое назначалось лечение и как оно влияло на течение заболевания.

5) После это го{ необходимо выяснить информацию о здоровье пациента в течении жизни (анамнез жизни). Спрашиваем о следующем:

- какие вообще заболевания перенес пациент, были ли операции и когда;

- какие инфекционные заболевания имели место, переливали ли кровь пациенту;

- имеются ли в семье наследственные заболевания;

- на какие лекарственные вещества есть аллергия у пациента, каков её характер (крапивница, отек Квинке и др.);

- имеют ли место такие привычные интоксикации, как курение, алкоголь, токсикомания, наркомания, употребление (длительное) лекарств;

- в каких условиях живет и работает пациент, нет ли вредных воздействий на его здоровье.

Заканчивая субъективное обследование выявляется

- способность пациента к удовлетворению физиологических потребностей: дышать; есть, пить; выделять; двигаться; общаться (нарушение слуха, зрения, памяти, внимания); нарушение в различных потребностях (из-за бессонницы, невозможности справиться со стрессом и т.д.);

- способность к самообслуживанию (общая подвижность, подвижность в кровати, способность самостоятельно питаться, пользоваться туалетом, готовить пищу, делать инъекции, вести домашнее хозяйство);

- какие отношения у пациента в семье (состав семьи, отношение к семье, есть ли поддержка больного родственниками);

- отношение пациента к назначенным процедурам и своему заболеванию.

Краткие данные субъективного обследования заносятся в сестринскую историю болезни (см. схему).

Методические рекомендации практического занятия для студентов по теме:

«Первый этап: объективное сестринское обследование пациента».

Сестринское объективное обследование пациента. Определение. Этапы.

Объективное сестринское обследование - получение информации о состоянии пациента и его проблемах на основе физических данных о нем, лабораторных данных и данных инструментальных исследований.

В нем можно выделить условно три этапа:

1. Сбор данных о физическом состоянии пациента.

2. Анализ данных лабораторных исследований состояния здоровья пациента.

3.Анализ данных инструментальных исследований состояние здоровья пациента.

Некоторые правила объективного сестринского обследования пациента. Производя обследование пациента объективно, медсестра должна соблюдать некоторые правила:

1. В помещении должно быть тепло и тихо.

2. Лучше проводить исследование при естественном свете или лампах дневного света.

3. Осмотр грудной клетки, туловища лучше проводить в вертикальном помещении пациента.

4. Осмотр живота - в вертикальном и горизонтальном положении пациента.

Сущность объективного сестринского обследования пациента.

Объективное сестринское обследование пациента начинается со сбора данных о физическом состоянии пациента и включает в себя следующие аспекты:

Наши рекомендации