Тема 4. «опухоли глотки»
1. Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Осмыслить лекционный материал, детально обсудить возможности выявления злокачественных опухолей глотки на амбулаторном приеме. Изучить стандартную методику обследования больных с подозрением на злокачественную опухоль глотки, распознать это заболевание на амбулаторном приеме.
· Обучить ординаторов основам диагностики опухолей глотки, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить "сигналы тревоги" по поводу рака глотки, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению злокачественных опухолей глотки.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных со злокачественными опухолями глотки.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака глотки.
Мотивация темы занятия. Значительные различия, присущие опухолям каждого раздела, диктуют необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания. Необходимость овладения методами дифференциальной диагностики между злокачественными опухолями глотки и другой патологией этого органа.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, современные классификации, клинические проявления в зависимости от локализации и распространения опухолевого процесса, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к использованию различных методов, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения).
Контрольные вопросы:
- Какие виды доброкачественных опухолей наиболее часто встречаются в различных отделах глотки?
- Чем отличаются наиболее часто встречающиеся виды злокачественных новообразований глотки?
- В какие группы лимфоузлов чаще метастазируют опухоли различных отделов глотки?
- Какие опухоли глотки метастазируют чаще?
- Перечислите основные симптомы заболевания злокачественными новообразованиями ротоглотки, гортаноглотки
- Какие методы диагностики опухолей различных отделов глотки?
- Общие принципы лечения больных злокачественными новообразованиями различных отделов глотки: носоглотки, ротоглотки, гортаноглотки
- Каковы сроки наблюдения за больными после лечения?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Доброкачественные опухоли глотки, клиническое течение, симптоматика.
- Клинические проявления опухолей глотки в зависимости от локализации и распространения опухолевого процесса.
- Диагностические мероприятия по выявлению опухолей различных отделов глотки.
- Рак небных дужек и миндалин, корня языка и валлекул, задней и боковой стенок глотки и мягкого неба, мягкого неба. Клиническая картина, диагностика.
- Общие принципы лечения опухолей различных отделов глотки.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на амбулаторном приеме.
Обучение методике правильной пальпации шеи и подчелюстной области, осмотру носоглотки.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое исследование.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 5. "ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ ПОЛОСТИ НОСА И ПРИДАТОЧНЫХ ПАЗУХ»
1. Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики злокачественных опухолей носа и придаточных пазух, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить предрасполагающие факторы, доброкачественные опухоли и опухолеподобные процессы, злокачественные новообразования, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению злокачественных опухолей полости носа и придаточных пазух.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных со злокачественными опухолями глотки.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения злокачественных опухолей носа и придаточных пазух.
Мотивация темы занятия. Необходимость знания и внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания. Необходимость овладения методами дифференциальной диагностики между доброкачественными и злокачественными опухолями носа и придаточных пазух.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, современные классификации, клинические проявления ранних и распространенных форм, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к использованию различных методов, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения)
Контрольные вопросы:
- Какие доброкачественные образования встречаются в полости носа и его придаточных пазух?
- Какие злокачественные новообразования встречаются наиболее часто в полости носа и его придаточных пазух?
- Каковы наиболее ранние признаки злокачественного заболевания полости носа? Верхнечелюстной пазухи? Решетчатого лабиринта? Лобной пазухи? Основной пазухи?
- Какие диагностические мероприятия необходимы для выявления новообразований полости носа и его придаточных пазух?
- Каковы методы и тактика лечения злокачественных опухолей полости носа, верхнечелюстной пазухи, решетчатого лабиринта, лобной и основной пазух?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Доброкачественные опухоли полости носа и его придаточных пазух, клиническое течение, симптоматика.
- Злокачественные опухоли полости носа и его придаточных пазух, клиническое течение, симптоматика.
- Диагностика опухолей полости носа и его придаточных пазух.
- Общие принципы лечения опухолей полости носа и его придаточных пазух.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на амбулаторном приеме.
Обучение методике правильной пальпации лимфатических узлов подчелюстной области и шеи.
Освоение особенностей методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое исследование.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 6. "ОПУХОЛИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ".
1. Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики опухолей щитовидной железы, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить "сигналы тревоги" по поводу рака щитовидной железы, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака щитовидной железы.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных со злокачественными опухолями щитовидной железы.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения рака щитовидной железы.