Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников организаций здравоохранения
Выписка из постановления № 107
ГЛАВА 7
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Работники организаций здравоохранения должны проходить медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Работник организации здравоохранения при поступлении на работу должен предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья. В организации здравоохранения должно быть организовано централизованное хранение медицинских справок о состоянии здоровья.
При поступлении на работу и в дальнейшем не реже одного раза в год каждый работник организации здравоохранения должен проходить инструктаж по соблюдению санитарных норм и правил, гигиенических нормативов на порученном участке работы со сдачей зачета. Порядок инструктажа и принятия зачета утверждается руководителем организации здравоохранения.
Рабочие места работников организаций здравоохранения должны соответствовать требованиям ТНПА.
2. Работники организаций здравоохранения при работе с колющими и режущими изделиями медицинского назначения, биоматериалом должны соблюдать требования, установленные законодательством Республики Беларусь и настоящими Санитарными нормами и правилами.
При работе с изделиями медицинского назначения должны соблюдаться следующие меры предосторожности:
· надевание колпачков на использованные иглы запрещается;
· после медицинского вмешательства медицинские изделия (части изделий) с иглами должны собираться в непрокалываемые контейнеры с последующим обеззараживанием;
· для безопасного отсечения игл должно предусматриваться обеспечение рабочих мест специальными настольными контейнерами с иглоотсекателями, прошедшими регистрацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
3. В организациях здравоохранения должен проводиться учет следующих повреждений у работников (далее – аварийные ситуации):
· порезы и уколы кожных покровов при выполнении медицинских вмешательств;
· порезы и уколы кожных покровов при работе с биоматериалом;
· попадание биоматериала на поврежденную кожу и слизистые оболочки работников.
Учет аварийных ситуаций в организациях здравоохранения должен проводиться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться СО и СИЗ в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Хранение личной и СО работников в организациях здравоохранения должно проводиться раздельно в изолированных секциях индивидуальных двухсекционных шкафов.
На рабочих местах должен создаваться резерв СО, СИЗ.
При выполнении работ в операционных для трансплантации органов и тканей, проведения высокотехнологичных и сложных хирургических операций, в родильных залах перинатальных центров, асептических палатах, медицинские работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться комплектами одноразовой медицинской одежды.
Время использования одноразовой медицинской одежды должно быть в:
· операционных – в течение времени выполнения хирургического медицинского вмешательства;
· родовых палатах и залах – в течение времени приема родов у одной роженицы;
· асептических палатах, в отделениях анестезиологии и реанимации, в других помещениях организаций здравоохранения, требующих высокого уровня асептики – в течение рабочего дня.
СО и СИЗ, используемые в организациях здравоохранения должны соответствовать требованиям, установленным ТНПА к соответствующим категориям изделий.
В организациях здравоохранения должны использоваться СО и сменная обувь, изготовленные из материалов, допускающих дезинфекцию с использованием химических средств дезинфекции.
Дезинфекция и стирка СО работниками организаций здравоохранения в домашних условиях запрещается.
5. Работники организаций здравоохранения должны находиться на рабочих местах в:
· СИЗ при выполнении требований, установленных в пункте 124 настоящих Санитарных норм и правил;
· чистой СО;
· чистой сменной обуви.
6. Работники организаций здравоохранения должны закрывать шапочкой или косынкой волосы:
· при проведении медицинских вмешательств на поврежденных (сопровождающихся повреждением) коже и слизистых оболочках пациентов;
· при оказании стоматологической медицинской помощи пациенту;
· в ЦСО;
· при раздаче лекарственных средств;
· при приготовлении и раздаче пищи, кормлении пациентов;
· в бельевом помещении для грязного белья;
· в иных случаях, предусмотренных требованиями настоящих Санитарных норм и правил, гигиенических нормативов.
7. При использовании СИЗ работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:
· должны использовать СИЗ в соответствии с рекомендациями производителя;
· должны проводить замену СИЗ сразу при их повреждении;
· должны использовать СИЗ органов дыхания:
· при выполнении работ, связанных с риском образования аэрозолей контаминированных микроорганизмами;
· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических факторов на органы дыхания;
· при работе с пациентами, госпитализируемыми лицами с инфекционными заболеваниями с аэрогенным механизмом передачи;
· по эпидемическим показаниям;
· должны использовать СИЗ глаз:
· при выполнении работ, связанных с риском попадания биоматериала на слизистую оболочку глаз;
· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на орган зрения.
8. Работники организаций здравоохранения должны использовать защитные перчатки (далее – перчатки):
· при медицинском осмотре слизистых оболочек пациента;
· при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;
· при выполнении медицинских вмешательств на поврежденной коже, поврежденных слизистых оболочках пациента;
· при выполнении медицинских вмешательств с повреждением кожи, слизистых оболочек пациента;
· при медицинском осмотре пациента, госпитализируемого лица с симптомами инфекционного заболевания;
· при выполнении работ, связанных с риском контакта кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом;
· при работе в микробиологических и клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения;
· при осуществлении ухода за пациентом (гигиена полости рта, мытье, стрижка и бритье волос, замена грязного белья);
· при выполнении работ, связанных с риском неблагоприятного воздействия химических и физических факторов на кожу рук.
9. Работники организаций здравоохранения не должны использовать одну и ту же пару перчаток:
· при оказании медицинской помощи разным пациентам;
· при осуществлении ухода за разными пациентами.
10. Работники организаций здравоохранения должны использовать стерильные перчатки:
· после выполнения хирургической антисептики кожи рук (далее – хирургическая антисептика рук);
· при медицинском осмотре поврежденной кожи пациента;
· при выполнении медицинских вмешательств на поврежденных (сопровождающихся повреждением, за исключением инъекций) коже, слизистых оболочках пациента.
11. Работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:
· должны коротко подстригать ногти на руках;
· не должны в рабочее время носить на руках искусственные ногти, ювелирные украшения;
· должны мыть руки;
· должны проводить гигиеническую антисептику кожи рук (далее – гигиеническая антисептика рук);
· должны проводить хирургическую антисептику рук;
· должны проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов (далее – средства для ухода за кожей рук) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.
12. Работники организаций здравоохранения должны обеспечиваться жидким pH-нейтральным мылом, антисептиками и средствами для ухода за кожей рук. Жидкое мыло и антисептики должны быть легкодоступны медицинским работникам на всех этапах лечебно-диагностического процесса.
13. При мытье рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:
· должны использовать для мытья рук жидкое мыло;
должны мыть руки в следующих случаях:
· в начале рабочей смены;
· на протяжении рабочей смены в следующих случаях:
· перед гигиенической антисептикой кистей рук, если руки загрязнены, в том числе биоматериалом;
· перед выполнением хирургической антисептики рук;
· после снятия защитных перчаток;
· перед приготовлением, раздачей и приемом пищи;
· перед кормлением пациента;
· после посещения туалета;
· должны вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.
14. Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:
· перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента, с объектами внешней среды в окружении пациента;
· перед надеванием перчаток и после снятия перчаток при проведении нехирургических медицинских вмешательств;
· после контакта неповрежденной кожи рук работников организаций здравоохранения с биоматериалом.
При проведении хирургической антисептики рук работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования:
· должны проводить хирургическую антисептику рук медицинские работники, являющиеся членами хирургической бригады, перед проведением операции;
· при проведении хирургической антисептики рук должна соблюдаться следующая последовательность действий:
· мытье кожи кистей рук, запястий и предплечий жидким мылом и водой путем двукратного намыливания с последующим высушиванием одноразовым полотенцем или салфеткой;
· обработка антисептиком кожи кистей рук, ногтевых лож, запястий и предплечий. Стерильные перчатки должны быть надеты на руки сразу после полного высыхания антисептика.
15. При применении антисептиков в организациях здравоохранения для проведения гигиенической и хирургической антисептики рук должны соблюдаться следующие требования:
· использоваться антисептики, разрешенные к применению в организациях здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· смена применяемых антисептиков должна осуществляться с учетом результатов мониторинга устойчивости к антисептикам микроорганизмов, циркулирующих в больничной организации здравоохранения, и по эпидемическим показаниям.