Тема № 4. Дыхательная система. Гистология воздухоносных путей
2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей структурной организации воздухоносных путей /носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи/, их диагностике, а также навыки микроскопирования и зарисовки гистологических препаратов органов дыхания.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
· морфофункциональную характеристику воздухоносных путей /носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи/ для правильного понимания физиологии дыхания, диагностики и лечения патологии дыхательной системы;
· роль структурных компонентов стенки воздухоносных путей в осуществлении дыхательной и недыхательных функций органов дыхания.
Студент должен уметь:
· определять на микроскопическом уровне воздухоносные пути, различать в них оболочки, слои, их тканевый и клеточный состав;
· проводить диагностику гистологических препаратов воздухоносных путей с последующей зарисовкой;
· решать ситуационные задачи по вопросам структурной организации воздухоносных путей.
4. Основные вопросы темы:
1. Общая морфофункциональная характеристика органов дыхания.
2. Клеточный состав эпителия слизистой оболочки воздухоносных путей.
3. Носоглотка. Особенности строения преддверия и собственно носовой полости.
4. Гортань. Строение и тканевый состав оболочек гортани.
5. Трахея. Строение и тканевый состав оболочек трахеи.
5. Методы обучения и преподавания:
Работа в малых группах: студенты делятся на группы по 6-7 человек и им предлагаются гистологические препараты воздухоносных путей для диагностики и зарисовки. Необходимо в процессе диагностики определить на микроскопическом уровне представленный орган, составить протокол, то есть письменное описание препарата данного органа и зарисовать его с указанием учебных элементов.
Решение ситуационных задач.
6. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник для мед. вузов. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 600с.
- Гистология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 672с.
3. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. - М., 2007.
- Гистология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2002. – 672с.
5. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, изд. «Эффект». - 2006.- 416с.
- Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М., 2007. – 480 с.
- Гистология: атлас для практических занятий. Учебное пособие/ под редакцией Ю.А.Чалышева, Н.В.Байчук. – М., 2008. – 160 с.
- Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов И.В., Сутулов Л.С. Москва.: Медицина, 1978. – 550с.
- Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии. Под ред. Афанасьева Ю.И., Яцковского А.Н. Москва.:Медицина, 2004. – 328с.
- Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
- Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Диа Морф», Москва. CD-диск. 2003.
Дополнительная литература:
- Цветной атлас по цитодиагностике. Японское агентство международного сотрудничества, 2005.
- Заварзин А.А. Сравнительная гистология. Санкт-Петербург, 2000. – 520с.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Какие функции выполняет система органов дыхания?
2. Каков клеточный состав эпителия слизистой оболочки воздухоносных путей? Дайте клеткам функциональную характеристику.
3. Какой эпителий выстилает слизистую оболочку преддверия и собственно носовой полости?
4. Какие оболочки различают в стенке гортани?
5. Изменяется ли эпителиальная выстилка слизистой оболочки гортани в области голосовых связок?
6. Каков клеточный состав эпителия трахеи?
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний:
1. Клетки эпителия воздухоносных путей – реснитчатые выполняют функцию:
1 выделяют слизистый секрет
2 являются камбиальными
3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины
4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы
5 являются хеморецепторами
2. Клетки эпителия воздухоносных путей – бокаловидные выполняют функцию:
1 выделяют слизистый секрет
2 являются камбиальными
3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины
4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы
5 являются хеморецепторами
3. Клетки эпителия воздухоносных путей – базальные выполняют функцию:
1 выделяют слизистый секрет
2 являются камбиальными
3 выделяют пептидные гормоны и биогенные амины
4 выводят слизь и осевшие пылевые частицы
5 являются хеморецепторами
4. В преддверии носовой полости содержатся:
1 многослойный эпителий и потовые железы
2 многослойный эпителий, щетинковые волосы и сальные железы
3 многорядный эпителий и сальные железы
4 многорядный эпителий, щетинковые волосы и сальные железы
5 многорядный реснитчатый эпителий и щетинковые волосы
5. Слизистая оболочка гортани в разных участках выстлана эпителием:
1 многорядным реснитчатым и многослойным плоским неороговевающим
2 только однослойным призматическим
3 только многослойным плоским неороговевающим
4 только однослойным кубическим
5 многорядным реснитчатым и многослойным плоским ороговевающим
6. Слизистая оболочка преддверия носовой полости выстлана эпителием:
1 многорядным реснитчатым
2 однослойным призматическим
3 многослойным плоским неороговевающим
4 однослойным кубическим
5 многослойным плоским ороговевающим
7. Какая из указанных оболочек не входит в состав стенки трахеи?
1 слизистая
2 подслизистая
3 мышечная
4 волокнисто-хрящевая
5 адвентициальная
8. Для стенки трахеи характерны:
1 многорядный реснитчатый эпителий, незамкнутые хрящевые кольца, железы
2 двухрядный эпителий, развитая мышечная пластинка, отсутствие хряща и желез
3 многорядный реснитчатый эпителий, хрящевые пластины, железы
4 многорядный эпителий, островки хряща, железы
5 однослойный кубический реснитчатый эпителий, эластические волокна, гладкие миоциты, отсутствие хряща и желез
9. Трахея выстлана эпителием:
1 многослойным плоским неороговевающим
2 многослойным плоским ороговевающим, дистально переходящим в неороговевающий, а затем в многорядный
3 многослойным переходным
4 однослойным призматическим каемчатым
5 многорядным призматическим реснитчатым
10. Указан клеточный состав эпителия слизистой оболочки трахеи. Какие клетки не характерны для данного эпителия?
- реснитчатые
- бокаловидные
- базальные
- эндокринные
- секреторные клетки Клара
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
1. Какие клетки эпителия воздухоносных путей являются хеморецепторами?
2. Опишите тканевый состав оболочек гортани.
3. Какие особенности строения имеют реснитчатые клетки эпителия трахеи?
4. Какая температура вдыхаемого воздуха является оптимальной для достаточной мерцательной активности реснитчатых клеток эпителия трахеи?
5. Какие особенности строения имеет фиброзно-хрящевая оболочка трахеи?
Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:
1. При вдыхании воздуха, загрязненного пылью, в воздухоносные пути попадают инородные частицы. Какие клетки принимают участие в очищении воздуха?
2. При анализе строения различных отделов воздухоносных путей обнаружено, что в некоторых из них отсутствует мышечная пластинка слизистой оболочки. Какие это отделы?
3. При хронических воспалительных заболеванияхорганов дыхания реснитчатый эпителий в некоторых участках замещается многослойным плоским. Имеет ли этот факт генетические предпосылки?