Материалы методического обеспечения основного этапа занятия
Тестовые задания (α = II):
Задача 1: Укажите уровень подготовки медицинских работников, которые соответствуют уровню квалифицированных медицинской помощи
А.Фельдшер
В. Врачр общего профиля
С. Врач-хирург общего профиля
Д. Врач-специалист (травматолог, торакальный хирург,
Сосудистый хирург и т.п.)
Е. Врач-анестезиолог
Задача 2: Куда при предоставлении первой врачебной помощи должен быть направлен пострадавший с проникающим ранением брюшной полости без признаков декомпенсированного шока:
А.В перевязочную
В.В операционную
С.На площадка для агонующих
Д.В эвукуационную
Е.В противошоковое
Задача 3: Какие из перечисленных клинических признаков могут быть использованы для оценки гемодинамики:
А. Температура кожи конечности
В. Отсутствие сознания
С. ЭКГ
Д. Ректально-кожный градиент температуры
Е. Артериальное давление
Задание 4: Какие фазы выделяют в развитии шока:
А. Обратно декомпенсированная
В. Субкомпенсированная
С. Невозвратно декомпенсированная
Д. Возвратно компенсированая
Е. Терминальная
Задание 5: Для восстановления проходимости дыхательных путей при выполнении приема Сафара необходимо:
А. Подложить под голову пострадавшему подушку
В. Запрокинуть голову пострадавшему назад
С. Привести подбородок потерпевшему в голову, согнув ее
Д. Выдвинуть нижнюю челюсть потерпевшему вперед
Е. Открыть и осмотреть рот
Задание 6: При асистолии вызвать сердечные сокращения возможно с помощью:
А.Введения адреналина внутрисердечно
В.Введения адреналина в подключичную вену
С.Ударить кулаком по грудине
Д. Дефибриляция (разрядом 3500 в)
Е. Дефибриляция (разрядом 6000 В)
Задание 7: Что относится к методам временной остановки кровотечения:
А.Пересвязка сосуда в ране
В.Накладывание кровоостанавливающих зажимов
С.Форсирование сгибание руки или ноги
Д.Пересвязка сосуды на протяжении
Е.Введение кровоостанавливающих лекарств
Задание 8: Временное шунтирование сосуда впервые может быть применено при предоставлении:
А.Первой врачебной помощи
В.Квалифицированной помощи
С.Специализированной помощи
Д.Первой медицинской помощи
Е.Медицинской помощи
Задача 9: После первичной остановки сердца спонтанное дыхание обычно останавливается:
А. 20 секунд
В. 30 секунд
С. 60 секунд
Д. 40 секунд;
Е. 10 секунд
Задача 10: Наиболее информативными для современной диагностики остановки сердца являются следующие симптомы:
А. Изолинии на ЭКГ;
В.Паралетичный мидриаз;
С.Отсутствие пульсации на сонных артериях;
Д.Цианоз кожных покровов;
Е. Отсутствие пульсации на периферийных сосудах
Задача 11: Какие из перечисления симптомов свидетельствуют о неэффективности закрытого массажа сердца:
А. Узкие зрачки;
В. Отсутствие пульса на сонных артериях;
С. Отсутствие пульса на периферийных сосудах;
Д. паралитически расширенные зрачки;
Е. Отсутствие сознания
Ответы: 1 - В, 2 - Д 3 - А, Е, 4 - А, С, Д, 5 - В, Д, Е, 6 - А, С, 7 - В, С, 8 - В, 9 - С, 10 - А, В, С, 11 - В
2. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
Ситуационные задачи:
Задача 1: Пострадавший неподвижен, на оклик не отвечает. Визуально дыхания отсутствует. Пульс на лучевой и сонных артериях не определяется. Какую помощь нужно оказать пострадавшему и в каком объеме?.
Задача 2: При падении линии электропередачи пострадавший был поражен электрическим струей. Сознание отсутствует. Грудная клетка неподвижна. Пульс на сонной артерии частый и слабый. Пальцы правой кисти покрыты черным струпом. Лесистая местность. Температура воздуха +10 оС. Какие будут Ваши действия?
Задача 3: Пострадавший ранен в живот. Стонет. На передней брюшной стенке имеется больших размеров рана, из которой выпали наружу петли кишечника. Пульс слабый. Поле. Температура воздуха +7 оС. Как оказать медицинскую помощь пострадавшему?
Задача 4: Пострадавший упал с автотранспорта, который двигался, вниз головой. Заторможен. При окрике открывает глаза. Руки и ноги вяло свисают как "кнуты". Дыхание не нарушено. Пульс ускорен. Лежащий на обочине дороги. Температура воздуха +14 оС. В каком объеме оказать медицинскую помощь пострадавшему?
Задача 5: Пострадавший был отброшен взрывной волной. Сознание отсутствует. Кровотечение из ушей, носа и рта. Следы рвотных масс на одежде. Дыхание и пульс несколько ускорены. Лес. Температура воздуха +6 оС. Какую медицинскую помощь и в каком объеме оказать пострадавшему?
Задача 6: Больной пожилого возраста перенес полостную операцию на желудке пять суток назад. Врач разрешил больному вставать с постели. Передвигаясь по коридоре хирургического отделения больной внезапно потерял сознание и упал. При осмотре пациента установлено отсутствие пульса на сонных артериях, зрачки не реагируют на свет. Что случилось с больным? Перечислите меры по оказанию неотложной помощи.
Задача 7: Больная молодого возраста находилась в перевязочной, в которой медсестра сделала перевязку. После окончания перевязки больная поднялась со стола и пошла в палату. Внезапно потеряла сознание. Пульс на сонных артериях определяется, зрачки реагируют на свет. После того, как больная пришла в сознание, в положении лежа пациентка отмечает усиление боли внизу живота и пояснице, а при вставании больной отмечает резкую слабость и повторное головокружение. Ваши предположения. Перечислите меры по оказанию неотложной помощи.
Задача 8: Больному 76 лет была проведена срочная операция на толстом кишечнике. Операция проводилась под наркозом. Операционная хирургическая бригада закончила операцию наложением последнего шва. Врачом - анестезиологом обнаружено остановка сердечной деятельности у пациента. Какова клиническая ситуация возникла? Какие действия необходимо предпринять врачам?
Задача 9: В приемное отделение больницы по скорой помощи был доставлен молодой человек, попавший в ДТП. Во время доставки больного в больницу у пациента однократно была клиническая смерть. Бригаде скорой медицинской помощи удалось больного вывести из состояния клинической смерти. При осмотре пострадавшего бригадой реанимационное отделение больницы у больного вдруг наступила клиническая смерть. Какие меры по оказанию неотложной помощи необходимо провести в данном случае?
Задача 10: В палате врачом проводятся совместно медсестрой реанимационные мероприятия больному, который находится в состоянии клинической смерти. Какие действия нужно будет применить врачу ближайшие 30 минут, если пациент не выйдет из состояния клинической смерти?
Задача 11: При проведении реанимационных мероприятий (закрытого массажа сердца, ИВЛ методом использования S-образной трубки) больному в реанимации не удается вывести больного из состояния клинической смерти. Которые нужно применить наиболее эффективные реанимационные действия?
4. Матеріали методичного забезпечення самопідготовки студентів:
Основные задания | Указания | Самостоятельная работа |
Выучить. 1.Виды катастроф, определение и характеристика чрезвичайных станов 2. Механизм возникнове-ния травм и классифика-ция механических повреждений 3..Общие принципы оказания хирургической помощи потерпевшим, виды медицинской помощи при ликвидации последствий чреззвычай-ных станов, медицинское сортирование и эвакуацию потерпевших 4.Особенности оказания неотложной медицинской помощи при чреззвычай- ных станах 6.Реанимационные действияпри катастрофах (терминальные станы) 7.Кровотечение, кровопо- теря, компенсация кровопотери при ликвидации последствий чреззвичайных станов, методы обезбаливания, повреждение мягких тканей (раны), рановую инфекцию | Выучить Выучить Выучить Выучить Выучить Выучить | Выучить на память. Выучить на память., написать на листе. Выучить на память. , написать на листе. Выучить на память, написать на листе. Выучить на память, напи- сать на листе. Выучить на память Выучить Выучить на память. Выучить Выучить на память |
VIII. Литература:
1. Основна:
1.Учбова:
а) М.П.Черенько, Ж.М.Ваврик Загальна хірургія – Київ, ”Здоров’я”, 2003. – 613с.
б) С.П.Жученко, М.Д.Желіба, С.Д.Хіміч Загальна хірургія – Київ, “Здоров’я”, 1999. – 487с.
в) Л.Я.Ковальчук, Ю.П.Спіженко, В.Ф.Саєнко Шпітальна хірургія- Тернополь, “Укрмедкнига”, 1999. – 590с.
г) Х.А.Мусалатов Хирургия катастроф – М.Медицина, 1998. – 592с.
2. Додаткова:
а) С.В.Трифонова Избранные лекции по медицине катастроф – М.: ГЕОТАР – Мед., 2001.– 304с.