Развитие медицины в 17-18 вв.

С конца 16 - начала 17 века естествознание, а вместе с ним и медицина, начали бурно развиваться. Наука стала принимать международный харак тер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях и теориях.

В Европе один за другим стали создаваться научные центры:

в 1660 г. в Англии было основано Лондонское Королевское общество, несколько позднее - Королевский колледж врачей и Королевский колледж хирургов

в 1665 г. был основан первый научный журнал в 1666 г. - Парижская академия наук.
Постепенно Академии наук открываются и в других странах Европы: Берлинская и Мюнхенская (в Германии), Стокгольмская (в Швеции), Петербургская (в России).

Большой вклад в развитие медицины внес английский философ и естествоиспытатель ФРЕНСИС БЭКОН, который после Л. да Винчи продолжил внедрение опытного метода в естествознание. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине и во многом определил пути ее дальнейшего развития. В своем основном труде “Великое восстановление наук” вторая часть – “Новый органон” – была опубликована в 1620 г. В этом произведении Ф. Бэкон сформулировал три основные задачи медицины: “первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни”.

Основными орудиями познания Ф. Бэкон считал чувства, опыт, эксперимент.
( 2 слайд)
Занимаясь экспериментальными исследованиями, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов:

об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма о применении в хирургии эффективных болеутоляющих средств
о необходимости записывать все, что происходит с больным (история болезни)

о применении в лечении специфических лекарств

об использовании при лечении болезней прежде всего природных факторов о лечении искусственными минеральными водами (развитие бальнеологии) о разработке рациональных способов питания пищевыми концентратами.

Таким образом, Ф. Бэкон прогнозировал развитие медицины и , т.о., заглядывал вперед на многие столетия.

Другим представителем опытного метода в науке был современник Ф. Бэкона, выдающийся французский ученый РЕНЕ ДЕКАРТ. Он оставил яркий след в различных областях знаний (физике, математике, философии, медицине).

В тот период ученые пытались объяснить все явления материального мира с помощью установленных в эксперименте законов физики и механики, которые автоматически переносились на живые существа. С этих позиций ученые рассматривали механизм вентиляции легких, функцию почек, работу двигательного аппарата. Появилось новое направление в естествознании и медицине – ятрофизика, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиций физических процессов.

Декарт не был исключением. Он тоже считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее “рефлекторной”). Все нервы он разделил на центростремительные (по которым сигналы поступают в мозг) и центробежные (по которым сигналы из мозга движутся к органам).

Таким образом, в физиологии Декарт в самом общем виде приблизился к понятию рефлекса и разработал простейшую схему рефлекторной дуги.

Другим направлением в естествознании была ятромеханика. Ее представители считали, что живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. Сторонником ятромеханики был известный итальянский анатом и физиолог ДЖОВАННИ АЛЬФОНСО БОРЕЛЛИ. Он впервые определил центр тяжести человеческого тела и показал, что при совместном действии мышц и костей кости действуют как рычаги, а мышцы - как движущие силы.

Вслед за Борелли его соотечественник, итальянский ученый БЕЛЛИНИ ввел понятие об эластичности тканей организма и доказал, что ткани, подвергшиеся растяжению и сжатию по действием какой-либо силы, возвращаются в первоначальное состояние.

Таким образом, бурное развитие естествознания и опытного метода в науке в
17-18 вв. дало мощный толчок становлению важнейших медицинских дисциплин. Начала развиваться физиология - одна из древнейших естественных наук, изучающая жизнедеятельность человеческого организма.

Первые представления о работе отдельных органов человеческого тела начали складываться еще в глубокой древности. Они изложены в дошедших до нас сочинениях философов Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима.

Физиология как самостоятельная наука, основанная на экспериментальном методе исследования, ведет свое начало от работ В.Гарвея, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения.

Большую роль в дальнейшем развитии физиологии сыграл швейцарский врач
АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР. Он: (3 слайд)

* пытался уяснить сущность процесса дыхания в легких

* установил три свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость)

* доказал, что нервы являются проводниками раздражения и носителями чувствительности в организме

* первым высказал предположение, что сердце сокращается непроизвольно под действием силы, которая находится в самом сердце.

Кроме того, Галлер достиг больших успехов в изучении анатомии и выпустил 8-томный анатомический атлас, который считался лучшим в 18 веке.

Таким образом, физиология 17-18 вв. носила механистический характер. Однако, при всех своих недостатках, по сравнению со средневековой схоластикой, для того этапа развития науки это было явлением прогрессивным.

Особенно бурное развитие в тот период получила физика, и передовые врачи стремились использовать ее достижения в интересах медицины.

Одним из наиболее выдающихся достижений 18 века было открытие итальянского анатома и физиолога ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ, который в 1791 г. на основании 20-летних исследований доказал существование биоэлектрического явления т.н. “животного электричества” и показал, что под действием электрического тока возникает сокращение мышц.

Исследования Гальвани положили начало электрофизиологии - новому направлению в науке, благодаря которому были изучены многие процессы жизнедеятельности, возникли и получили развитие новые методы диагностики и лечения (электрокардиография, электроэнцефалография, физиотерапия).

В конце 18 века в медицине стали применять также открытия в области химии. Экспериментальные исследования ЛАВУАЗЬЕ и ЛОМОНОСОВА показали роль кислорода в горении и дыхании, и это создало предпосылки для изучения газообмена, физиологии дыхания и обмена веществ.

В середине 18 века зародилась еще одна новая отрасль медицины – ( 4 слайд) патологическая анатомия - наука, изучающая структурные основы патологических процессов. Становлению патологической анатомии как науки способствовал БАРТОЛОМЕО ЕВСТАХИЙ. Он во второй половине 16 века в Риме впервые ввел в госпитале систематическое вскрытие умерших.

Первыми патологоанатомическими работами являются исследования швейцарского ученого ТЕОФИЛЯ БОНЕ, который в 1679 г. выпустил книгу “Морг, или практическая анатомия на основании вскрытий трупов больных”.

Последователями Боне был итальянский врач, анатом и натуралист МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ. Ему принадлежит открытие капилляров, завершившее работы В. Гарвея. Он также описал форменные элементы крови и почечные тельца, впоследствии названные его именем.

Основоположником патологической анатомии как науки стал соотечественник Евстахия - итальянский анатом и врач, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ. Он написал капитальный труд “О местонахождении и причинах болезней, обнаруженных путем рассечения”, в котором подвел итоги наблюдениям своих предшественников и своему собственному опыту и который был издан в 6 томах в 1761 г.

Особенно ценно было то, что Морганьи сам был практикующим врачом. Производя вскрытия умерших, он сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного.

Обобщив огромный по тем временам материал (700 вскрытий), Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом. Этот локалистический принцип в медицине в 18 веке сыграл большую положительную роль и нанес сильный удар по метафизическим и виталистическим теориям. Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьи положил начало клинико-анатомическому направлению в медицине и создал первую научно обоснованную классификацию болезней.

С развитием патологической анатомии в дальнейшем выделилась новая врачебная специальность - прозекторская служба, которая дала врачам возможность постановки обоснованного диагноза и тем самым способствовала улучшению лечебного дела.

Исследования Морганьи в области патологической анатомии продолжил французский анатом, физиолог и врач МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША. Он показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический процесс поражает не весь орган, как полагал Морганьи, а только отдельные его ткани.

Большое развитие в 17-18 вв. получила клиническая медицина, которая очень медленно осваивала достижения медико-биологических наук. Поэтому имелся большой разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, исходящих из опытно-экспериментального метода исследования, и мышлением врачей, которые вплоть до начала 19 века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

Именно поэтому величайшее достижение медицины 17 века - открытие В.Гарвеем кровообращения, которое дало начало современной физиологии и современному учению о патологии сердечно-сосудистой системы, - не оказало реального влияния на практическую медицину ни в 17, ни в 18 веке.

Не случайно и сам В.Гарвей, получивший признание современников как ученый-анатом, не считался хорошим терапевтом. Случилось это потому, что он занимался врачеванием в тот период истории медицины, когда ее основу составляли хаотически нагроможденные эмпирические данные, когда едва ли не каждый врач имел собственные рецепты и “секреты”, когда в качестве лечебных средств, например, при болезнях сердца, применялись растения, плоды которых по форме напоминали сердце, а при желтухе - чистотел, только потому, что сок его был желтого цвета.

Тем не менее учение о внутренних болезнях в конце 17 – начале 18 века претерпело большую перестройку.(5 слайд) Наблюдение у постели больного, сбор и систематизация симптомов, поиски “природы болезни” пришли на смену прежним толкованиям заученных текстов и словесным диспутам. Врач оторвался от пергаментных свитков и фолиантов и стал лицом к больному.

Это было, по существу, началом бурного развития клинической медицины. Одним из представителей этого направления явился итальянский ученый, профессор Падуанского университета ДЖОВАННИ БАТИСТА МОНТАНО, который утверждал, что “...учить можно не иначе, как посещая больных” и все преподавание вел в больнице.

Значительное развитие клинический метод получил в Голландии, в Лейденском университете благодаря выдающемуся врачу, химику и педагогу ГЕРМАНУ БУРГАВУ. Г.Бургав считается основоположником клинической медицины. Он первым дал ее определение как “медицины, которая наблюдает больных у их ложа”. Тщательное обследование больного он сочетал с физиологическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями (для которых первым использовал лупу).

Г. Бургав руководил клиникой, организованной (6 слайд) при Лейденском университете и создал там свою клиническую школу, которая сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран и называли его “всей Европы учитель”. Лекции Бургава посещали видные деятели того времени, в том числе Петр Первый.

Во второй половине 17 века большой вклад в развитие терапии (которая тогда называлась внутренней медициной) и педиатрии внес лондонский врач ТОМАС СИДЕНГАМ. Он описал скарлатину, хорею, подагру; он же предложил лечить малярию корой хинного дерева; пытался систематизировать болезни и тем самым способствовал развитию нозологического направления в медицине.

Т.Сиденгама современники справедливо называли “английским Гиппократом”. Болезнь он рассматривал как процесс, как “усилие природы восстановить здоровье путем удаления внедрившегося болезнетворного начала” и стремился познать целительные возможности организма больного.

Разработанная Т.Сиденгамом система практической медицины, основанная на врачебном наблюдении у постели больного, оказала большое влияние на практикующих врачей того времени.

В этот период впервые в истории медицины начинают появляться методы и приборы физического обследования.

Вплоть до начала 18 века в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора или инструментального метода обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов опроса больного, прощупывания пульса, осмотра его тела и выделений.

Первым инструментальным методом обследования была термометрия. До этого температуру тела определяли эмпирически (прикладыванием руки), хотя первый термометрический прибор был изобретен еще в конце 16 века Галилео Галилеем. Множество драгоценных рукописей Галилея было сожжено инквизицией. Но в тех, что остались, были обнаружены рисунки первого воздушного термоскопа. В отличие от современного термометра в нем расширялась не ртуть, а воздух.

Первым в истории медицины измерил температуру тела человека итальянский врач, анатом и физиолог, профессор Падуанского университета САНТОРИО САНТОРИУС. В начале 17 века он предложил водяной термоскоп для измерения температуры во рту, который явился прообразом термометра для измерения температуры тела. Прибор был очень громоздким, и Санториус установил его во дворе своего дома для всеобщего обозрения. Теплота различных частей тела определялась по изменению уровня жидкости в трубке, на которую была нанесена произвольная шкала.

После водяного термоскопа Санториуса в Европе было создано множество оригинальных термометрических приборов. Первый термометр, показания которого не зависели от перепадов атмосферного давления, был создан в 1641 г. при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда II, который не только слыл покровителем искусств, но и был автором нескольких физических приборов. При его участии были созданы забавные по своей форме термометры, похожие на маленьких лягушат. Они предназначались для измерения теплоты человеческого тела и легко прикреплялись к коже пластырем. Полость “лягушат” заполнялась жидкостью, в которой плавали цветные шарики различной плотности. Когда жидкость согревалась, объем ее увеличивался, а плотность уменьшалась, и некоторые шарики погружались на дно прибора. Теплота тела определялась соответственно количеству разноцветных шариков, оставшихся на поверхности: чем их меньше, тем выше теплота тела.

Разработка единой шкалы градусов растянулась на целое столетие. Первый надежный спиртовой, а затем ртутный термометр со шкалой от 0о до 600о в начале 18 века изобрел голландский ученый Даниель Фаренгейт. Примерно через 30 лет после него шведский физик и астроном Андерс Цельсий предложил стоградусную шкалу. Сначала за 0 он принял температуру кипения воды, а точка таяния льда соответствовала 100 . Впоследствии эту шкалу перевернули, сделали 0 точкой таяния льда и началом отсчета, и именно в таком виде термометр приобрел мировую известность и сохранился до наших дней. Практикующие врачи начали использовать термометрию значительно позже – только во второй половине 19 века. Первым врачом, применившим термометр в клинической практике, был Герман Бургав.


Наши рекомендации