Антигенная структура. Вирионы содержат А-, В-, С-, Р-антигены, обладают гемагглютинирующей активностью. Р

Резистентность. Аденовирусы не содержат липидов, поэтому устойчивы к действию эфира, хлороформа, детергентов. При комнатной температуре сохраняют жизнеспособность в течение двух недель, а при 4°С — более двух месяцев. Разрушаются при рН 10,5 и прогревании выше 60°С.

Культивирование. Аденовирусы человека в лабораторных условиях репродуцируются только в первичных и перевиваемых культурах клеток человека (первичные культуры клеток почек эмбриона человека, КВ, Не1а, Нер-2). Репродукция аденовирусов сопрвождается образованием внутриклеточных включений.

Эпидемиология. Аденовирусы вызывают заболевания человека и животных. Некоторые серотипы аденовирусов человека при введении их новорожценным сирийским хомячкам могут вызывать образование опухолей. К высокоонкогенным относятся типы 12, 18 и 31-й. Источником аденовирусной инфекции являются больной и вирусоноситель. Носительство может продолжаться от трех до девяти месяцев. При респираторных формах инфекция передается воздушно-капельным путем. Возможна передача через

воду в плавательных бассейнах, предметы обихода, а также фекально-оральным путем. Количество заболевших аденовирусной инфекцией увеличивается в осенне-зимний период, особенно среди детей от шести месяцев до двух лет. В старших возрастных груп­пах удельный вес аденовирусных заболеваний снижается.

Патогенез. Аденовирусы размножаются в эпителиальных клетках верхних дыхательных путей, могут проникать в легкие и, репродуцируясь в их ткани, вызывать тяжелые пневмонии. Поражают лимфоидную ткань: аденоиды, миндалины, регионарные лимфатические узлы. Аденовирусы 40-го и 41-го серотипов, размножаясь в эпителии кишечника, вызывают гастроэнтериты и выделяются с фекалиями во внешнюю среду.

Клиника. При поражении дыхательных путей аденовирусы вызывают ларингиты, риниты, трахеобронхиты, пневмонии. При аденовирусной инфекции возможно сочетание респираторного с конъюнктивальным и кишечным синдромами. Если заболевание вызвано вирусами 1, 2, 3, 5, 6, 7-го типов, преобладающим симптомом является конъюнктивит. В случае эпидемическою кератоконъюнктивита при аденовирусной инфекции выделяются 8-й и 19-й серотипы. Острые геморрагические циститы у детей вызывают вирусы 11-го и 21-го серотипов. Инкубационный пери­од при аденовирусных инфекциях продолжается шесть — девять дней, развитие инфекции медленное, течение длительное, чаек» сопровождается виремией, продолжающейся до 10 дней. Харак­терны симптомы лихорадки и интоксикации разной степени вы­раженности.

Вирусы способны к длительной персистенции в тканях мин­далин и аденоидов, что способствует развитию хронических тон­зиллитов.

Иммунитет. В результате перенесенной аденовирусной инфек­ции формируется довольно стойкий иммунитет, который обеспе­чивают вируснейтрализующие антитела. Иммунитет типоспецифический и не защищает от заболевания, вызванного другим серотипом аденовирусов. В сыворотках переболевших обнаружи­вают IgМ, IgG; в носоглоточном секрете — IgА, IgG. У новорож­денных до шести месяцев сохраняются материнские антитела.

Лабораторная диагностика. Методы экспресс-диагностики на­правлены на обнаружение с помощью РИФ вирусного антигена в исследуемом материале — эпителиальных клетках слизистой но­соглотки.

Для выделения вируса из смывов зева, ануса, мазков из конъ­юнктивы лучше использовать первичные или диплоидные линии клеток эмбрионов человека. Индикацию осуществляют по его цитопатическому действию (ЦПД) в течение десяти дней куль­тивирования. Идентификацию проводят в РСК, типирование — в РН, сначала со смесями типоспецифических сывороток, а затем

отдельно с каждой сывороткой из смеси, нейтрализовавшей ЦПД вируса.

Серологические методы используют для определения нарастания титра противовирусных антител в парных сыворотках с помощью РСК, РГА, РПГА.

Специфическая терапия. Из препаратов, специфически действующих на аденовирусы, применяются 6-азауридин, азагуанин, йоддезоксиуридин, ДНК-аза. Для лечения кератитов и кератоконъюнктивитов используют интерферон.

Специфическая профилактика. Живые и инактивированные вакцины широкого применения не нашли из-за онкогенных свойств аденовирусов.

ОНКОГЕННЫЕ ВИРУСЫ

Попытки прямого обнаружения вирусов, вызывающих опухоли у млекопитающих, долго были безуспешными и только в 1932—1933 годах Р. Шоуп обнаружил вирусы, вызывающие фиброму, а в 1934 году — папиллому у диких кроликов.

В 1936 году Д. Биттнер обнаружил, вирус рака молочных желез мышей. Большинство исследователей в то время поддерживали представление о роли опухолевых вирусов как инфекционных агентов, побуждающих клетки к нерегулируемому неограниченому размножению.

В 1945—1946 годах советский ученый Л. А. Зильбер сформулировал другую теорию, согласно которой, во-первых, вирусы наследственно превращают нормальную клетку в опухолевую, во-вторых, они не играют роли в дальнейшем размножении уже возникших опухолевых клеток и, в-третьих, действие опухолевых вирусов принципиально отличается от инфекционного.

Генетическая информация, привнесенная вирусом и интегрированная в геном клетки-хозяина, изменяет биосинтетические

процессы в клетках, превращая их в опухолевые, размножение которых уже не может регулироваться организмом. После создания Л. А. Зильбером вирусо-генетической теории происхождения опухолей (1945—1961), все последующие гипотезы Р. Хюбнера и Г. Тодаро (1969) включают в себя основное ее положение — интеграционное взаимодействие вирусного генома с геномом клетки.

В настоящее время существуют две основные теории возникновения опухолей, подтверждающиеся современными исследованиями. Это теория онкогена Р. Хюбнера и Г. Тодаро и теория протовируса Г. Темина (1964-1970). Теория онкогена предполагает наличие в каждой клетке интегрированной ДНК, происходящей из вирусной частицы типа С, которая несет информацию злокачественного перерождения

и образования опухоли. Эта ДНК или ее часть передается от ро­дителей потомству и содержится уже в клетках эмбриона. Гены,| несущие информацию о возникновении опухоли, в организме не проявляются, поскольку в нормальных условиях находятся под контролем клеточных механизмов регуляции. Под влиянием раз­личных внутренних или внешних причин, например, действия гормональных факторов, канцерогенов, облучения, химическо­го воздействия некоторые участки генов могут активизироваться. К таким участкам относятся и онкогены, представляющие собой интегрированную ДНК с информацией вирусных частиц типа С. Пока неизвестны механизмы, с помощью которых онкогены выводят клетку из-под регулирующего контроля организма и она действует автономно, в частности, начинается ее злокачествен­ный, ничем не сдерживаемый рост.

Теория протовируса. Под протовирусом подразумевается оп­ределенная генетическая система, которая, внедряясь в клетку, вызывает в ней различные изменения, например, нарушает регулирующую функцию клеток. Эта вирусная информация может передаваться «вертикально» — от родителей к потомству и «горизонтально» — от одного животного к другому. Под влиянием различных факторов, например канцерогенов, интегрированный протовирус способен вызывать опухолевую трансформацию клетки, стимулировать образование РНК-содержащих онкогенных виру­сов в самой клетке.

Эти теории не исключают одна другую, сочетаются с осталь­ными представлениями об опухолях и учитывают возможность влияния внешних факторов как дополнительных при опухолевых процессах.

В настоящее время известно более 150 онкогенных вирусов, подразделяемых на две большие группы: ДНК- и РНК-содержищие. Основным общим их свойством является способность транс­формировать нормальные клетки в опухолевые.

Наши рекомендации