Потребитель и его права. Исследование потребительского поведения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Институт: Природных ресурсов
Направление: Нефтегазовое дело
Кафедра: Бурение нефтяных и газовых скважин
Реферат
по дисциплине «Экономика»
«Потребитель на российском рынке: проблема защиты прав»
Вариант 12
Выполнил:
Студент группы 2Б3В Савинов А.С.
Проверил: Егорова М.С.
Томск-2015
Введение.
Потребитель на российском рынке: проблема защиты прав.
В рамках достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:
1)Изучение поведения потребителя.
2)Изучение современной теории поведения потребителя на российском рынке.
3)Применение практических примеров.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения вопроса.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Потребитель на российском рынке: проблема выбора, защита прав», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Потребитель и его права. Исследование потребительского поведения.
1.1 Потребитель на рынке
Главной движущей силой в экономике является желание человека удовлетворить свои потребности. Этим и объясняется интерес науки к тому ,как ведет себя обычный потребитель. Давайте рассмотрим кто же такой потребитель. Итак , потребитель - это лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.
В процессе потребления каждый покупатель вынужден решать для себя три вопроса:1) Что купить? 2) Сколько стоит? 3)Хватит ли денег на покупку? Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй вопрос -- исследовать цену. Чтобы решить третий -- определить доход потребителя. Исходя из этого, мы можем сформировать главную цель потребителя, опираясь на решение 3ех потребительских проблем: полезность, цену, доход. Целью потребителя является максимизация получаемой ценности при приемлемом уровне цены товара, издержек по поиску товара и имеющемся уровне знаний и доходов. Иными словами цель потребителя заключается в удовлетворении его потребностей.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Кто такие конечные потребители? Конечные потребители - это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством). Организации (предприятия) -потребители -- это производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие учреждения. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве потребителей предприятия оптовой торговли приобретают крупные партии различных промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, а также складские помещения, транспортные средства страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли приобретают товары у предприятий-производителей и оптовой торговли для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы товаров и т.п. Государственные предприятия как потребители приобретают самый широкий круг товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики (военная, транспортная, связи, экологическая и др.), а также для формирования материально-технической базы министерств и ведомств, правительственных и муниципальных учреждений. Последние относятся и к некоммерческим учреждениям (культура, образование, общественные организации, политические партии и др.).
Итак, исходя из вышесказанного, поведение конечных потребителей обусловлено прежде всего характером и степенью самостоятельности самих потребностей.
1.2 Права потребителей и их защита
Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства. Так что же такое права потребителей? Права потребителей - правовые нормы в области защиты прав и интересов потребителей и обязанностей изготовителя применительно к качеству товаров и услуг. Давайте рассмотрим основные права потребителя, а именно:
Право на качество.
Право на безопасность.
Право на информацию.
Право на возмещение ущерба.
Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).
Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Кто же защищает права потребителей? Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей». Наряду с ним существуют и иные источники правового регулирования такие как: «Гражданский кодекс Российской Федерации»,»Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)»
«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)».
Закон «О защите прав потребителей» -- так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»).Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируются многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.
В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей».
По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации издал Постановление № 7 от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
1.3 Изучение поведения потребителя
Итак, в основе изучения поведения потребителя лежит теория предельной полезности. Что же такое поведение потребителя? Процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен называют поведением потребителя. Потребительское поведение рассматривается с позиции количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.
Согласно количественному подходу, теория исходит и того, что потребитель соизмеряет полезности различных благ Он стремится приобрести на ограниченный денежный доход такой набор благ, который позволил бы ему максимизировать удовлетворение потребностей, и при этом соблюдает правило максимизации полезности, когда предельные полезности приобретаемых товаров и услуг в расчете на рубль потребителя оказываются одинаковыми. Порядковый подход, предполагает не количественное соизмерение полезностей, лишь их ранжирование. Предпочтения потребителя характеризуются кривыми безразличия, а его возможности -- бюджетными линиями.
Наклон кривых безразличия отражает предельную норму замещения двух благ, являющуюся выражением предельной полезности. Стремясь к максимальному удовлетворению потребностей, потребитель оказывается в положении равновесия, при котором предельная норма замещения благ равна обратному соотношению цен на них.
Изменения в уровне дохода потребителя, а также относительных ценах товаров и услуг приводят к изменению его равновесного положения. При изменении цены товара потребитель, стремясь максимизировать полезность, изменяет объем предъявляемого спроса на него. Поэтому в основе кривой спроса лежит поведение рационального потребителя.
2.Факторы культурного уровня оказывают самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя.
Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человек с детства усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. (Например, по национальной принадлежности, религии, по географическому району и т.д.).
Социальное положение. В каждом обществе существуют различные общественные классы -- сравнительно стабильные группы в рамках общества и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Факторы социального порядка. Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое и особенно сильное влияние на поведение человека при личном контакте или косвенное влияние (семья, друзья, соседи и коллеги, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.д.).
Семья. Оказывает сильное влияние на покупателя (родители и дети, муж и жена и т.д.).
Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, индивид является сыном, мужем и отцом и преуспевающим управляющим фирмой. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица.
Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки данной роли со стороны общества. Роль управляющего фирмой имеет в глазах данного общества более высокий статус по сравнению с ролью сына. В качестве управляющего фирмой индивид будет покупать товары (одежду, обувь, автомобиль), которые отражают именно эту его роль и статус.