Валькович Э.И. Общая и медицинская эмбриология.-СПб.:ФОЛИАНТ, 2003

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

«Утверждаю»

Зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

Проф. С.В.Сазонов

« 31 » августа 2007г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

(для преподавателей)

Факультет: лечебно-профилактический

Курс:1

Семестр:2

Занятие: №16

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ВНУТРЕННЕЕ УХО. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ

2.УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучение гистологического строения органов слуха, равновесия и вкуса необходимо для понимания их функций как периферических частей соответствующих анализаторов, что важно для правильной диагностики и профилактики заболеваний этих органов.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.

3.1. Изучить гистологическое строение стенок преддверного и улиткового лабиринтов и расположенных в эндолимфатических пространствах пятен, ампульных гребешков и спирального органа так, чтобы уметь определить на гистологическом препарате все части улиткового лабиринта, поддерживающие и сенсоэпителиальные клетки спирального органа.

3.2. Изучить под микроскопом рецепторные и поддерживающие клетки органа слуха, равновесия и вкуса.

3.3. Определить тканевые элементы перепончатого лабиринта улитки на микроскопическом уровне.

3.4. Изучить микро- и ультрамикроскопическое строение вкусовой почки.

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (в академических часах): 3 часа

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебные комнаты кафедры гистологии.

6. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

А. Таблицы (шифр – Т):

6.1. Костный лабиринт. Вид с поверхности (схема) (Т-132);

6.2. Поперечный разрез канала улитки (Т-126);

6.2. Строение спирального органа (Т-127);

6.3. Срез ампулы полукружного канала и маточки (Т-128);

6.4. Строение слухового гребешка (Т-129)

6.5. Гистологическое строение слухового пятна (Т-130);

6.5. Вкусовые луковицы (Т-131).

Б. Основные гистологические препараты (шифр – ОГП):

6.6.Аксиальный разрез улитки. Гематоксилин-эозин (ОГП-69).

В. Демонстрационные гистологические препараты ( шифр - ДГП):

6.7. Орган равновесия. Ампулярный гребешок и пятно (срез полукружных каналов и мешочка) (см. ОГП-70);

6.8. Вкусовые почки. Срез листовидных сосочков языка (см. ОГП-71).

7. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И БЮДЖЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.

7.1. Организационный момент – 2 мин.

7.2. Опрос, контроль исходного уровня знаний – 45 мин.;

7.3. Самостоятельная работа студентов – 70 мин.;

7.4. Контроль конечного уровня знаний – 15 мин.;

7.5. Подведение итогов занятия – 2 мин.

7.6. Задание к следующему занятию – 1 мин.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ. Следует выяснить источник развития органов равновесия и слуха в эмбриогенезе.

Рассмотреть строение стенок эндолимфатического пространства полукружных каналов, мешочка и маточки.

Обратить внимание на тканевый состав стенки перилимфатического и эндолимфатиче­ского каналов.

Разобрать строение пятен и ампульных гребешков, подчеркнуть общий принцип их строения. Отметить, что к волосковым сенсоэпителиальным клеткам подходят дендриты чувствительных нейронов вестибулярного ганглия. Выяснить различия в структуре и функциях пятен и ампульных гребешков.

При разборе строения улитки обратить внимание на положение перепончатого лабиринта, выяснить места прикрепления его к стенке костного лабиринта.

Рассмотреть тканевый состав стенок перилимфатического пространства (барабанная и вестибулярная лестницы) и эндолимфатического пространства (перепончатый канал) улитки.

Разобрать строение и функцию спирального (кортиева) органа, подчеркнуть сходство в строении всех чувствительных зон внутреннего уха. Остановиться на понятии слухового анализатора.

Практические навыки. Студенты должны уметь определить на препарате аксиального разреза улитки при малом увеличении перилимфатическое (барабанная и вестибулярная лестницы) и эндолимфатическое пространства, спиральный узел, костный стержень; ориентироваться в расположении ка­налов относительно костного стержня; уметь показать все стенки перепончатого канала и место расположения спирального ор­гана. При большом увеличении уметь разбираться в тканевом составе стенок костного и перепончатого канала улитки; находить кровеносные капилляры не только в соединительной ткани спиральной связки и спирального гребешка, но и в эпителиальной сосудистой полоске; уметь показать внутренний туннель, все разновидности поддерживающих (опорных) клеток, внутренние и наружные волосковые сенсоэпителиальные клетки, базальную и базилярную мембраны, губы лимба, покровную мембрану.

В конце занятия преподаватель проверяет и подписывает зарисовки, сделанные с препаратов, даёт задание к следующему занятию.

В качестве итогового контроля могут быть использованы контрольные вопросы, или ситуационные задачи (элементы УИРС), или тестовые вопросы.

9.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Чем представлена периферическая часть органа вкуса?

2. Из каких эмбриональных зачатков развиваются вкусовые луковицы?

3. Из каких клеток состоит вкусовая луковица?

4. Какие морфологические особенности имеют вкусовые клетки по данным световой и электронной микроскопии?

5. Какое строение имеют опорные клетки вкусовых луковиц?

6. Каким образом происходит восприятие вкуса?

7. Чем представлена проводниковая часть органа вкуса?

8. Где располагаются органы равновесия и слуха у человека?

9. Что такое слуховая плакода?

10. Какие морфологические и функциональные особенности имеет слуховой пузырек?

11. На какие две части делится слуховой пузырек в процессе эмбриогенеза?

12. Что дифференцируется из вестибулярной части слухового пузырька?

13. Что дифференцируется из улитковой части слухового пузырька?

14. Что такое слуховые пятна и где они локализуются?

15. Что такое слуховые гребешки и где они располагаются?

16. Из какого эмбрионального зачатка развивается эпителий слуховых пятен и гребешков?

17. Из каких клеток состоит эпителий слуховых пятен?

18. Какие морфологические особенности имеют рецепторные клетки слуховых пятен по 19. данным световой и электронной микроскопии?

20. Какие цитохимические особенности имеют чувствительные клетки слуховых пятен?

21. Какие морфологические особенности имеют опорные клетки слуховых пятен?

22. Что такое отолиты, какое строение и значение они имеют?

23. Какими клетками образован слуховой гребешок?

24. Какие цитохимические и цитоморфологические особенности имеют волосковые клетки слуховых гребешков?

25. Какое функциональное значение имеют клетки слуховых гребешков?

26. Что относится к проводниковой части органа равновесия?

27. Где располагается периферическая часть слухового анализатора?

28. Чем образована стенка перепончатого канала улитки?

29. Какое происхождение имеют клетки, выстилающие перепончатый канал улитки?

30. Какое тканевое строение имеет вестибулярная мембрана?

31. Какой тканью образована спиральная связка?

32. Какие морфологические и функциональные особенности имеет эпителий сосудистой полоски?

33. Какие морфологические особенности имеет базилярная мембрана по данным световой и электронной микроскопии?

34. К каким структурам прикрепляется базилярная мембрана?

35. Что такое лимб в улитке?

36. Какие морфологические особенности имеет покровная мембрана по данным световой и электронной микроскопии?

37. Из какого эмбрионального зачатка развиваются слуховые и опорные клетки спирального (кортиева) органа?

Валькович Э.И. Общая и медицинская эмбриология.-СПб.:ФОЛИАНТ, 2003 - student2.ru 38. Какие цитоморфологические особенности имеют внутренние волосковые клетки по данным световой и электронной микроскопии?

39. Какое количество рядов внутренних волосковых клеток имеется в спиральном (кортиевом) органе у человека?

40. Какие цитоморфологические особенности имеют наружные волосковые клетки по данным световой и электронной микроскопии?

41. Какое количество рядов наружных волосковых клеток имеется в спиральном (кортиевом) органе у человека?

42. Какие цитохимические особенности имеют наружные и внутренние волосковые клетки?

43. Какое функциональное значение имеют наружные и внутренние волосковые клетки?

44. Назовите виды опорных клеток спирального (кортиева) органа.

45. Какие цитоморфологические особенности имеют клетки-столбы спирального (кортиева) органа?

46. Какие морфологические и функциональные особенности имеют наружные и внутренние опорные клетки спирального (кортиева) органа?

47. Какие морфологические и функциональные особенности имеют слуховые струны?

48. Какие морфологические особенности имеют нервные клетки спирального ганглия?

49. Чем представлена проводниковая часть слухового анализатора?

50. В чем сущность резонансной теории слуха?

9.2. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. У экспериментальных животных поражены рецепторные клетки слуховых гребешков ампул полукружных каналов перепончатого лабиринта. Как называются эти клетки? Какая функция нарушена?

2. У экспериментального животного в результате хронического воспалительного процесса поражён спиральный ганглий. Какие функциональные изменения отмечены у животного?

3. У человека поражены клетки спирального органа нижних отделов улитки. Восприятие каких звуков будет нарушено?

4. У человека поражены вкусовые почки на корне языка. Какие вкусовые ощущения будут нарушены?

5. У человека поражены вкусовые почки на кончике языка. Какие вкусовые ощущения будут нарушены?

6. У человека нарушено восприятие раздражений, связанных с положением тела по отношению к гравитационному полю. Утрату функции каких рецепторных клеток можно предположить?

9.3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Сенсоэпителиальные клетки органов чувств передают информацию нервным клеткам посредством:

1) нексусов;

2) медиаторов;

3) гормонов;

4) ферментов;

5) всё вышеперечисленное.

2. Первый чувствительный нейрон слухового анализатора расположен в:

1) спиральном органе;

2) спиральном ганглии;

3) ядрах ствола;

4) гипоталамусе;

5) коре больших полушарий.

3. Отолитовая мембрана с кристаллами карбоната кальция покрывает поверхность:

1) ампулярного гребешка;

2) спирального органа;

3) сосочков языка;

4) рецепторного пятна;

5) вестибулярной мембраны.

4. Афферентное нервное волокно вкусовой почки заканчивается на:

1) поддерживающих эпителиоцитах;

2) базальных эпителиоцитах;

3) сенсорных эпителиоцитах;

4) базальной мембране;

5) вкусовой ямке.

5. Во вкусовых почках задней поверхности языка обнаружен рецепторный белок:

1) сладкочувствительный;

2) кислочувствительный;

3) горькочувствительный;

4) солёночувствительный;

5) всё вышеперечисленное.

6. Сократительная ресничка киноцилия располагается на наружной поверхности:

1) волосковой клетки спирального органа;

2) волосковой клетки ампулярного гребешка;

3) нейросенсорной обонятельной клетки;

4) поддерживающих эпителиоцитов;

5) вкусовых эпителиоцитов.

7. Наружный слуховой проход выстлан:

1) многорядным призматическим мерцательным эпителием;

2) многослойным ороговевающим эпителием4

3) однослойным кубическим эпителием;

4) эндотелием;

5) однослойным плоским эпителием.

8. Барабанная полость выстлана:

1) многорядным призматическим мерцательным эпителием;

2) многослойным ороговевающим эпителием4

3) однослойным кубическим эпителием;

4) эндотелием;

5) однослойным плоским эпителием.

9. Слуховая труба выстлана:

1) многорядным призматическим мерцательным эпителием;

2) многослойным ороговевающим эпителием4

3) однослойным кубическим эпителием;

4) эндотелием;

5) однослойным плоским эпителием.

10. Наружная поверхность барабанной перепонки выстлана:

1) многорядным призматическим мерцательным эпителием;

2) многослойным ороговевающим эпителием4

3) однослойным кубическим эпителием;

4) эндотелием;

5) однослойным плоским эпителием.

11. Внутренняя поверхность барабанной перепонки выстлана:

1) многорядным призматическим мерцательным эпителием;

2) многослойным ороговевающим эпителием4

3) однослойным кубическим эпителием;

4) эндотелием;

5) однослойным плоским эпителием.

12. Многорядным призматическим мерцательным эпителием выстлана:

1) внутренняя поверхность барабанной перепонки;

2) наружная поверхность барабанной перепонки;

3) слуховая труба;

4) барабанная полость;

5) наружный слуховой проход.

13. Многослойным ороговевающим эпителием выстлана:

1) внутренняя поверхность барабанной перепонки;

2) наружная поверхность барабанной перепонки;

3) слуховая труба;

4) барабанная полость;

5) всё вышеперечисленное.

14. Однослойным плоским эпителием выстлана:

1) внутренняя поверхность барабанной перепонки;

2) наружная поверхность барабанной перепонки;

3) слуховая труба;

4) барабанная полость;

5) наружный слуховой проход.

15. Сенсоэпителиальные хеморецепторные клетки находятся в:

1) гребешках ампул полукружных каналов;

2) вкусовых почках;

3) пятнах мешочков;

4)спиральном органе;

5) всё вышеперечисленное

16. Сенсоэпителиальные слуховые клетки находятся в:

1) гребешках ампул полукружных каналов;

2) вкусовых почках;

3) пятнах мешочков ;

4)спиральном органе;

5) всё вышеперечисленное

17. Сенсоэпителиальные клетки линейных ускорений и гравитации находятся в:

1) гребешках ампул полукружных каналов;

2) вкусовых почках;

3) пятнах мешочков;

4)спиральном органе;

5) всё вышеперечисленное

18. Сенсоэпителиальные клетки угловых ускорений находятся в:

1) гребешках ампул полукружных каналов;

2) вкусовых почках;

3) пятнах мешочков вестибулярного отдела;

4)спиральном органе;

5) всё вышеперечисленное

19. В гребешках ампул полукружных каналов находятся сенсоэпителиальные клетки:

1) хеморецепторные;

2) слуховые;

3) линейных ускорений и гравитации;

4) угловых ускорений;

5)всё вышеперечисленное.

20. Во вкусовых почках находятся сенсоэпителиальные клетки:

1) хеморецепторные;

2) слуховые;

3) линейных ускорений и гравитации;

4) угловых ускорений;

5)всё вышеперечисленное.

21. В пятнах мешочков находятся сенсоэпителиальные клетки:

1) хеморецепторные;

2) слуховые;

3) линейных ускорений и гравитации;

4) угловых ускорений;

5)всё вышеперечисленное.

22. В спиральном органе находятся сенсоэпителиальные клетки:

1) хеморецепторные;

2) слуховые;

3) линейных ускорений и гравитации;

4) угловых ускорений;

5)всё вышеперечисленное.

23. Сенсорные клетки органа вкуса развиваются на основе:

1) эмбрионального многорядного эпителия;

2) многослойного неороговеваюшего эпителия;

3) однослойного каёмчатого эпителия;

4) нервной трубки;

5) ганглиозной пластинки.

24. Поддерживающие клетки органа вкуса развиваются на основе:

1) эмбрионального многорядного эпителия;

2) многослойного неороговеваюшего эпителия;

3) однослойного каёмчатого эпителия;

4) нервной трубки;

5) ганглиозной пластинки.

25. Сенсорные клетки органа слуха развиваются на основе:

1) эмбрионального многорядного эпителия;

2) многослойного неороговеваюшего эпителия;

3) однослойного каёмчатого эпителия;

4) нервной трубки;

5) ганглиозной пластинки.

26. Поддерживающие клетки органа слуха развиваются на основе:

1) эмбрионального многорядного эпителия;

2) многослойного неороговеваюшего эпителия;

3) однослойного каёмчатого эпителия;

4) нервной трубки;

5) ганглиозной пластинки.

27. Сенсорные клетки органа равновесия развиваются на основе:

1) эмбрионального многорядного эпителия;

2) многослойного неороговеваюшего эпителия;

3) однослойного каёмчатого эпителия;

4) нервной трубки;

5) ганглиозной пластинки.

28. На основе эмбрионального многорядного эпителия развиваются:

1) сенсорные клетки органа слуха;

2 )поддерживающие клетки органа слуха;

3) сенсорные клетки органа равновесия;

4) поддерживающие клетки органа равновесия;

5) всё вышеперечисленное.

29. На основе многослойного неороговевающего эпителия развиваются:

1) сенсорные клетки органа слуха;

2 )поддерживающие клетки органа слуха;

3) сенсорные клетки органа равновесия;

4) поддерживающие клетки органа равновесия;

5) сенсорные клетки органа вкуса.

30. Улитковый канал перепончатого лабиринта заполнен:

1) лимфой;

2) перилимфой;

3) эндолимфой;

4) воздухом;

5) тканевой жидкостью.

31. Вестибулярная лестница заполнена:

1) лимфой;

2) перилимфой;

3) эндолимфой;

4) воздухом;

5) тканевой жидкостью.

32. Барабанная лестница заполнена:

1) лимфой;

2) перилимфой;

3) эндолимфой;

4) воздухом;

5) тканевой жидкостью.

33. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта заполнена:

1) лимфой;

2) перилимфой;

3) эндолимфой;

4) воздухом;

5) тканевой жидкостью.

34. Барабанная полость среднего уха заполнена:

1) лимфой;

2) перилимфой;

3) эндолимфой;

4) воздухом;

5) тканевой жидкостью.

35. Спиральная связка образована:

1) многорядным призматическим эпителием;

2) надкостницей наружной костной стенки;

3) тонкофибриллярной соединительнотканной пластинкой;

4) тонкими коллагеновыми волокнами, расположенными в основном веществе;

5) надкостницей спиральной костной пластинки.

36. Сосудистая полоска образована:

1) многорядным призматическим эпителием;

2) надкостницей наружной костной стенки;

3) тонкофибриллярной соединительнотканной пластинкой;

4) тонкими коллагеновыми волокнами, расположенными в основном веществе;

5) надкостницей спиральной костной пластинки.

37. Вестибулярная мембрана образована:

1) многорядным призматическим эпителием;

2) надкостницей наружной костной стенки;

3) тонкофибриллярной соединительнотканной пластинкой;

4) тонкими коллагеновыми волокнами, расположенными в основном веществе;

5) надкостницей спиральной костной пластинки.

38. Базилярная пластинка образована:

1) многорядным призматическим эпителием;

2) надкостницей наружной костной стенки;

3) тонкофибриллярной соединительнотканной пластинкой;

4) тонкими коллагеновыми волокнами, расположенными в основном веществе;

5) надкостницей спиральной костной пластинки.

39. Лимб образован:

1) многорядным призматическим эпителием;

2) надкостницей наружной костной стенки;

3) тонкофибриллярной соединительнотканной пластинкой;

4) тонкими коллагеновыми волокнами, расположенными в основном веществе;

5) надкостницей спиральной костной пластинки.

40. Многорядный призматический эпителий образует:

1) спиральную связку;

2) сосудистую полоску;

3) вестибулярную мембрану;

4) базилярную пластинку;

5) лимб.

41. Надкостница наружной костной стенки образует:

1) спиральную связку;

2) сосудистую полоску;

3) вестибулярную мембрану;

4) базилярную пластинку;

5) лимб.

42. Тонкофибриллярная соединительнотканная пластинка образует:

1) спиральную связку;

2) сосудистую полоску;

3) вестибулярную мембрану;

4) базилярную пластинку;

5) лимб.

43. Тонкие коллагеновые волокна, расположенные в основном веществе образуют:

1) спиральную связку;

2) сосудистую полоску;

3) вестибулярную мембрану;

4) базилярную пластинку;

5) лимб.

44. Надкостница спиральной костной пластинки образует:

1) спиральную связку;

2) сосудистую полоску;

3) вестибулярную мембрану;

4) базилярную пластинку;

5) лимб.

45. Наружные сенсоэпителиальные клетки спирального органа характеризуются:

1) призматической формой;

2) наличием на апикальной поверхности кутикулы со стереоцилиями;

3) лежат в три параллельных ряда;

4) своими основаниями непосредственно не располагаются на базальной мембране;

5) всё вышеперечисленное

46. Внутренние сенсоэпителиальные клетки спирального органа характеризуются:

1) кувшинообразной формой;

2) наличием на апикальной поверхности кутикулы со стереоцилиями;

3) лежат в один ряд;

4) своими основаниями располагаются во вдавлениях, образованных телами поддерживающих эпителиоцитов;;

5) всё вышеперечисленное

47. Сенсоэпителиальные клетки 1-го типа рецепторного пятна (макулы) мешочка характеризуются:

1) грушевидной формой;

2) наличием на апикальной поверхности кутикулы со стереоцилиями;

3) наличием одной подвижной реснички киноцилии;

4) нервное окончание примыкает к основанию клетки,образуя футляр в виде чаши.;

5) всё вышеперечисленное

48. Рецепторные пятна мешочков состоят из:

1) поддерживающих клеток;

2) волосковых клеток грушевидной формы;

3) волосковых клеток призматической формы;

4) отолитовой мембраны;

5) всё вышеперечисленное.

49. Ампулярные гребешки вестибулярного отдела состоят из:

1) поддерживающих клеток;

2) волосковых клеток грушевидной формы;

3) волосковых клеток призматической формы;

4) желатинообразного купола;

5) всё вышеперечисленное.

50. Внутренний туннель спирального органа образован:

1) наружными пограничными клетками;

2) наружными фаланговыми клетками;

3) внутренними фаланговыми клетками

4) внутренними и наружными столбовыми клетками;

5) всё вышеперечисленное.

9.4. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

1 - 2 11 - 5 21 - 3 31 - 2 41 - 1
2 - 2 12 - 3 22 - 2 32 - 2 42 - 3
3 - 4 13 - 2 23 - 2 33 - 3 43 - 4
4 - 3 14 - 1 24 - 2 34 - 4 44 - 5
5 - 3 15 - 2 25 - 1 35 - 2 45 - 5
6 - 2 16 - 4 26 - 1 36 - 1 46 - 5
7 - 2 17 - 3 27 - 1 37 - 3 47 - 5
8 - 3 18 - 1 28 - 5 38 - 4 48 - 5
9 - 1 19 - 4 29 - 5 39 - 5 49 - 5
10 - 2 20 - 1 30 - 3 40 - 2 50 - 4

10. ХАРАКТЕР И ОБЪЁМ ВОЗМОЖНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.

К данному занятию можно рекомендовать следующие темы реферативных сообщений:

10.1.Просхождение рецепторных клеток.

10.2.Цитологические и молекулярные основы рецепции.

11. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

11.1 Руководство по гистологии, в двух томах/Под редакцией Р.К.Данилова, В.Л.Быкова и А.И.Одинцова. – Санкт-Петербург;СпецЛит.,2001

11.2.Гистология:Учебник/Под.ред.Ю.И.Афанасьева,Н.А.Юриной.–5-еизд.-М.:Медицина,1999.

11.3. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии/Кузнецов С.Л. с соавт. – М.,2001.

11.4. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и Эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА, Москва, 2005

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Валькович Э.И. Общая и медицинская эмбриология.-СПб.:ФОЛИАНТ, 2003

11.6.Винников А.Я. Эволюция рецепторов: цитологический, мембранный и молекулярный уровень. – Л.:Наука, 1979.

11.7. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология.-СПб.: СпецЛат,2003

11.8. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену/ Пер. с англ. – М.:Мир,1983

11.9. Крстич Р.В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека.- СПб. СОТИС. 2001

11.10. Хэм А.,Кормак Д. Гистология М.: Мир,1983,Т1 - 5.

12. Методическая разработка подготовлена проф. С.В.Сазоновым

Обсуждена на заседании кафедры: 31 августа 2007 г.

Наши рекомендации