Операции на почках и мочеточниках
Оперативные доступы к почкам, расположенным в забрюшинном пространстве можно осуществить двумя путями: через мышечные слои поясничной области (экстраперитонеально) либо через брюшную полость (интраперитонеально). С точки зрения анатомической оперативный доступ в забрюшинное пространство через брюшную полость менее травматичен по сравнению с поясничным.
Интраперитонеальные доступы к почкам имеют ограниченное применение, так как в большинстве случаев операции на этом органе предпринимаются по поводу острых гнойных процессов либо заболеваний почек, сопровождающихся инфицирование мочевых путей и окружающей клетчатки или же мочевыми затеками. Отсюда возникают большие опасности развития послеоперационного перитонита при оперативных доступах в забрюшинное пространство через брюшную полость.
Чаще применяются следующие виды внебрюшинных оперативных доступов к почкам: доступ Бергмана – Израэля (Bergmann–Israel) и доступ С. П. Федорова.
Косой поясничный разрез Бергмана–Израэля начинается в углу, образованном XII ребром и наружным краем разгибателя спины, и проводится косо вниз и вперед на 3–4 см выше гребешка подвздошной кости, где и заканчивается на уровне spina iliaca anterior superior. При необходимости обнаружения мочеточника этот разрез можно продлить книзу параллельно паховой связке.
Оперативный доступ к почке по С. П. Федорову начинают в той же точке, что и разрез Бергмана, и проводят косо вниз, а затем изменяют линию разреза в поперечном направлении к пупку. Разрез С. П. Федорова имеет то преимущество, что дает лучший доступ к ножке почки и надпочечникам.
К недостаткам этих доступов можно отнести рассечение мышц задне-боковой стенки живота, а иногда и прямой мышцы. Кроме того, при рассечении мышц иногда повреждается XII подреберный нерв и подвздошно-подчревный нерв, что влечет за собой парез косых и поперечной мышц живота.
Косо-поперечные поясничные доступы более травматичны, но обеспечивают хорошую доступность объекта вмешательства и технические возможности выполнения радикальных операций на почках; при необходимости через эти разрезы легко вскрыть брюшную полость для операций на сосудах почки и надпочечниках.
Поясничные разрезы ограничивают доступ к ножке почки и надпочечникам. Поэтому операции на почках без вскрытия мочевых путей целесообразно выполнять интраабдоминальным доступом. При стенотических поражениях почечной артерий, нередко двусторонних, необходимо создавать такой доступ, который обеспечивал бы манипуляции на почечных артериях у выхода их из аорты. К почечным артериям, например, можно подойти: срединной лапаротомией, торако-абдоминальным разрезом и поперечным разрезом брюшной стенки на уровне XI ребра. Наилучшие пространственные взаимоотношения при операции создают торако-абдоминальный разрез и поперечная лапаротомия. При одностороннем поражении почечной артерии или надпочечника прибегают к торако-абдоминальному разрезу по девятому межреберью, а при двусторонних процессах – к поперечной лапаротомии.
Наиболее распространенными операциями на почках являются пиелотомия и нефрэктомия. Пиелотомия – рассечение почечной лоханки, выполняется при нефролитиазе. Суть операции заключается в продольном рассечении лоханки и удалении камня. Разрез лоханки ушивают парамукозными швами (профилактика повторного камнеобразования).
Операция нефрэктомия не представляет больших трудностей в обычных случаях нефролитиаза, но она становится исключительно трудной при наличии плотных перинефральных спаек, а также при опухолях. Поясничным косо-поперечным доступом проходят в забрюшинное пространство, рассекают ретроренальную фасцию и выделяют почку из жировой капсулы.
До выведения почки в рану находят мочеточник, окруженный клетчаткой paroureterium. Поднимают нижний полюс почки, вследствие чего мочеточник натягивается. Ориентиром для обнаружения мочеточника является место перекреста его с подвздошными сосудами. При выделении мочеточника надо избегать ранения семенной вены у мужчин и овариальной – у женщин, а при наличии больших спаек – ранения подвздошных сосудов. Выделенный мочеточник перевязывают двумя кетгутовыми лигатурами и пересекают. Приступают к наиболее ответственному этапу операции – мобилизации ворот и ножки почки. Если ножка утолщена, инфильтрирована и короткая, то при вмешательстве на правой почке имеется опасность ранения нижней полой вены. Накладывают на ножку почки зажим Федорова и производят проксимальнее от него раздельную перевязку артерии и вены лигатурами (иногда накладывают по две лигатуры). Почку отсекают у ее ворот над клеммой и удаляют.
При патологической подвижности почки и нефроптозе выполняют нефропексию – операцию, направленную на подшивание почки. В связи с многочисленными факторами, способствующими развитию нефроптоза, существуют разноречивые мнения по поводу хирургических методов лечения. Насчитывается более 150 способов нефропексии, которые можно объединить в две группы: методы фиксации почки за фиброзную или жировую капсулу к XII ребру, и пластические методы в различных вариантах с использованием полимерных материалов или мышечных лоскутов. Оценивая каждую группу методов коррекции положения почки следует отдавать предпочтение тем, которые в меньшей степени нарушают анатомическое положение почки и не вызывают воспалительного процесса окружающей клетчатки. С этой точки зрения классический метод нефропексии к XII ребру по С. П. Федорову (предложенный в 1903 г.) следует признать травматичным; фиксация почки при помощи гамаков, тесемок и т. п. из капрона или дакрона не отвечает требованиям, так как они являются инородными телами и вызывают воспалительную реакцию окружающих тканей.
Операции на мочеточниках составляют большой раздел в урологии; при этом наибольшие трудности возникают при лечении повреждений и дефектов мочеточника, которые нередко требуют сложных восстановительных операций.
По степени повреждения разрывы и ранения мочеточника делятся на полные и частичные. По этиологии они могут быть разделены на 4 группы:
1) ранения и повреждения в результате внешнего воздействия;
2) ятрогенные повреждения при операциях на органах таза;
3) осложнения после эндовезикальных инструментальных вмешательств;
4) спонтанные разрывы.
При точечном (частичном) ранении мочеточника (прокол, пристеночное повреждение) рану необходимо ушить тонким кетгутом на атравматической игле. Обязательным элементом операции является дренирование пристеночного клетчаточного пространства таза.
После полного пересечения мочеточника накладывается уретеро-уретероанастомоз по типу «конец в конец». Для его выполнения необходимо соблюсти следующие условия:
– концы мочеточника косо срезаются приблизительно под углом 45 °;
– анастомоз выполняется на катетере, который необходимо оставить на 7-8 сут;
– для наложения узловых швов используется хромированный кетгут № 3/0 или 4/0;
– слизистая оболочка мочеточника не включается в шов во избежание образования в просвете мочеточника конкрементов;
– швы затягиваются только до момента соприкосновения рассеченных концов мочеточника;
– по возможности производится перитонизация дефекта.
– дренируется пристеночное клетчаточное пространство таза. Операция эта сложная, требует высокой квалификации хирурга. В случае невозможности ее выполнения производят вшивание проксимального конца мочеточника в просвет кишки или выведение его на кожу с образованием мочеточникового свища. Эти паллиативные операции позволяют сохранить функцию почек и предотвратить образование мочевых затеков.
При небольших дефектах тазового отдела мочеточника можно ограничиться пересадкой его в мочевой пузырь, т. е. создать уретероцистоанастомоз.
При более крупных дефектах, где прямое соединение мочеточника с мочевым пузырем невозможно, прибегают к пластическим операциям, целью которых является замещение мочеточника за счет формирования трубки из выкроенного лоскута стенки мочевого пузыря.
Этим способом можно восстановить только дефекты юкставезикального отдела мочеточника длиной не более 6 – 7 см.
При высоких повреждениях мочеточника для пластики мочеточника используют петлю подвздошной кишки, мобилизованную на сосудистой ножке, анастомозируя оральный ее конец с лоханкой почки, а противоположный конец – с мочевым пузырем. Двустороннее замещение мочеточников можно осуществить кольцевой илеопластикой по Шелле (Scheele), при которой концы мочеточников имплантируют в один и другой концы кишечной петли, середина которой анастомозирована с мочевым пузырем. Недостатком этой операции является то, что одна половина трансплантата включается антиперистальтически. Поэтому Мур (Moor, 1956) счел возможным устранить этот недостаток путем включения обоих мочеточников в одну петлю кишки, оральная часть которой перемещена на правую сторону. В результате получается изоперистальтическая уретероилеоцистопластика.
Лекция 9