Тема 7. Безопасность туризма

План темы:

7.1. Система обеспечения безопасности туристов (экскурсантов).

7.2. Страхование при осуществлении туристской деятельности.

7.3. Профилактика несчастных случаев в области туризма.

7.4. Реабилитация пострадавших, а также оказание им помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.5. Информирование туристов об угрозе опасности.

7.6. Сопровождение туристов инструкторами-проводниками.

7.7. Расторжение или изменение договора о реализации туристкого продукта в связи с угрозой безопасности туриста (экскурсанта).

7.8. Обязанности туриста для обеспечения собственной безопасности.

7.9. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов.

7.10. Защита интересов российских туристов за границей в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

7.1. Система обеспечения безопасности туристов (экскурсантов).

Отправляясь в путешествие, турист сталкивается с рядом проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям для его здоровья и имущества. Турист постоянно находится в обстановке повышенной опасности: он пребывает в незнакомой стране, не знает в совершенстве обычаев, языка, традиций, типичных бытовых опасностей, не имеет иммунитета от болезней, распространенных в данной местности, не приспособлен к проживанию и интенсивным нагрузкам в высокогорных районах и т.д.

В соответствии с Декларацией Гаагской конференцией по туризму 1989 г. безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма.

Декларация определила необходимым, чтобы:

- меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний сопровождались мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов;

- была сформирована эффективная политика, направленная на обеспечение безопасности и защиты туристов и туристских объектов;

- особое внимание привлекалось к туристским товарам, объектам и оборудованию;

- разрабатывалась соответствующая документация, готовилась информация, а также обеспечивался доступ к ним в случае угрозы туристским объектам и (или) туристским достопримечательностям;

- государства сотрудничали между собой при подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов.

Российская правовая система значительное внимание уделяет вопросам безопасности туристов (экскурсантов).

 
 
ст. 14 Закона о турдеятельности: «Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.».

Законодательство в сфере безопасности туризма разрабатывается и применяется в сочетании с другими нормативно-правовыми актами в сфере борьбы с преступностью, охраны окружающей среды и сохранения памятников истории и культуры. Поскольку турист является потребителем услуг, к вопросам его безопасности применимы соответствующие положения Закона о защите прав потребителей, который определяет безопасность услуги как безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее оказания, а также безопасность самого процесса оказания услуги, т.е. технологии ее оказания. Если для безопасного использования услуги необходимо соблюдать специальные правила, исполнитель обязан указать эти правила в технической документации на услугу и довести эти правила до сведения потребителя.

Статьей 7 Закона о защите прав потребителей предусматривается также обязанность исполнителя услуги незамедлительно приостановить ее оказание, если она причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя при соблюдении им установленных правил оказания услуги. Если причины вреда устранить невозможно, исполнитель обязан прекратить реализацию данного тура. В случае невыполнения указанной обязанности это может быть сделано по предписанию Роспотребнадзора. При этом исполнитель возмещает потребителю причиненные убытки в полном объеме.

В целях обеспечения безопасности туристов приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 773-ст введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», являющийся обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги. Стандарт классифицирует виды источников опасности и рисков в процессе оказания туристских услуг, определяет способы снижения рисков, меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов), субъектов, обеспечивающих безопасность туристов, обязанности туристов для обеспечения личной безопасности.

В целом система по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов) представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя:

- страхование при осуществлении туристской деятельности;

- профилактику несчастных случаев в сфере туризма;

- создание информационного банка данных по обеспечению безопасности;

- оценку опыта организаторов и участников туристских мероприятий, проверку качества снаряжения;

- реабилитацию пострадавших (лечение, доставку потерпевших и др.);

- материально-техническое обеспечение туристской деятельности;

- организацию оказания помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.2. Страхование при осуществлении туристской деятельности.

Рассмотрим страхование туристов на примере медицинского страхования. Если речь идет о туризме наших граждан по маршрутам внутри страны, то их страхование (минимальные требования к страхованию) будет обеспечено обязательным медицинским страхованием граждан согласно Закону РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Также возможно и добровольное медицинское страхование. Добровольное медицинское страхование необходимо для обеспечения прав граждан России (гарантии оказания им медицинской помощи) за рубежом.

Согласно ст. ст. 3, 4 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

Договор медицинского страхования должен содержать:

- наименование сторон;

- сроки действия договора;

- численность застрахованных;

- размер, сроки и порядок внесения страховых взносов;

- перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования;

- права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное. В случае утраты страхователем в период действия договора обязательного медицинского страхования прав юридического лица вследствие реорганизации или ликвидации предприятия права и обязанности по указанному договору переходят к его правопреемнику. В период действия договора добровольного медицинского страхования при признании судом страхователя недееспособным либо ограниченным в дееспособности его права и обязанности переходят к опекуну или попечителю, действующему в интересах застрахованного.

Кроме того, действует положение ст. 14 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которой оплата медицинской помощи гражданину РФ при выезде из страны осуществляется по условиям, предусмотренным полисом медицинского страхования или заменяющим его документом, действительным для получения медицинской помощи за пределами территории РФ, либо при наличии гарантии физического или юридического лица, приглашающего гражданина РФ, возместить расходы на оказание медицинской помощи (лечение в медицинском учреждении) гражданину РФ. В случае отсутствия полиса или заменяющего его документа расходы на оказание медицинской помощи за пределами территории РФ несет сам гражданин.

Помощь по страховым случаям гражданам РФ, пребывающим на территории иностранного государства, оказывается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ с соответствующим иностранным государством. Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории иностранного государства, утверждено постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142.

7.3. Профилактика несчастных случаев в области туризма осуществляется посредством предоставления гражданину (туристу) полной информации обо всех факторах, которые могут создавать опасность для жизни и здоровья гражданина в туристском маршруте. Например, это могут быть сведения о возможном возникновении неблагоприятных погодных условий или сложной политической ситуации в стране пребывания (гражданских волнений). С вопросом о профилактике безопасности туризма напрямую связан и вопрос о создании информационного банка данных. Заметим, что такой банк данных представляет собой абстрактную информацию, а не систематизированную, каждая турфирма выполняет данное требование по-своему и никакого контроля за проведением серьезных профилактических мероприятий нет, выполнение данного положения Закона находится на полном усмотрении самих фирм. Если рассматривать полномочия Федерального агентства по туризму, то никаких полномочий по профилактике безопасности туризма мы там не обнаружим.

То же можно сказать и про оценку опыта организаторов и участников туристских мероприятий. Конечно же, крупные турфирмы, серьезно и достаточно давно работающие на рынке оказания туристских услуг, могут заниматься анализом и изучением опыта турдеятельности. Но в принципе можно сказать, что кроме серьезных достаточно крупных туристических фирм на данном рынке никого и не будет.

7.4. Реабилитация пострадавших, а также оказание им помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций осуществляется в основном не турфирмой, а российским посольством, если оно есть поблизости от туристов. Впоследствии все расходы, вызванные проведением спасательных операций, должны возмещаться страховыми компаниями.

7.5. Информирование туристов об угрозе опасности.

В целях обеспечения безопасности туризма ст. 14 Закона о турдеятельности возлагает обязанности по информированию туристов на Ростуризм, туроператоров, турагентов и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание.

В обязанности Ростуризма входит информирование туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. При этом законодатель допускает различные способы такого информирования:

- путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации;

- иные способы по выбору Ростуризма.

В целях исполнения информационной функции Ростуризм приказом от 19 декабря 2007 г. № 141 утвердил «Административный регламент Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания».

Однако отметим, что, как правило, Ростуризм лишь информирует об уже начавшейся войне либо случившемся цунами в каком-либо регионе мира и количестве пострадавших российских туристов. А в средствах массовой информации публикуются только те регионы (страны), которые неблагоприятны в области туризма.

Туроператоры и турагенты для обеспечения безопасности туризма обязаны представлять туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания. Указанные сведения включают сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания, порядке и условиях ее получения.

Например, в соответствии с п. 3 Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 532, участники круиза могут пребывать на территории России без визы в случае проживания на борту круизного судна, стоянка которого в российском порту не превышает 72 часов;

- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания. Обязательным документом является заграничный паспорт. Иными документами могут являться: анкета, справка с места работы и (или) учебы, сведения о доходах, банковских операциях за определенный период и т.д.

- об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия: неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране (месте) временного пребывания, политические, военные, религиозные конфликты, а также криминогенная обстановка в стране (месте) временного пребывания;

- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах в объеме, необходимом для совершения путешествия.

Таможенные правила включают в себя порядок ввоза и (или) вывоза различных товаров, провоза денежных средств.

Пограничные правила содержат информацию о порядке прохождения паспортного контроля и таможенного досмотра при пересечении границы.

Медицинские и санитарно-эпидемиологические правила включают в себя информацию о необходимости прохождения медицинской профилактики, об особенностях поведения в стране (месте) временного пребывания, в том числе в случае появления заболеваний и травм.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 декабря 2002 г. № 45 «О мерах по предупреждению заболеваний российских граждан, выезжающих в зарубежные страны» субъектам туристской деятельности рекомендовано:

- информировать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения инфекционными болезнями в странах, куда они направляются, мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания;

- при организации путешествия по территории России предусмотреть информацию о местной инфекционной патологии и возможностях заражения туристов во время их пребывания в России;

- при заключении договоров с иностранными организациями запрашивать информацию у принимающей стороны об обеспечении принимающей стороной безопасных для здоровья граждан РФ условий пребывания в зараженных районах;

- при заболевании инфекционными и паразитарными болезнями туристов во время их пребывания на территории зарубежных стран информацию о заболевании представлять в центр Госсанэпиднадзора по месту нахождения организации не позднее чем через 6 часов после ее получения;

- составлять и сохранять списки лиц, выезжающих в страны, эндемичные по карантинным инфекциям, в течение месяца после их возвращения, а для граждан, выезжающих в страны, эндемичные по малярии, - в течение 2 лет;

- проводить инструктажи с лицами, выезжающими в туристические маршруты, о мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных болезней, с обязательным получением подписей клиентов;

- при формировании туристских групп в страны, эндемичные по желтой лихорадке, малярии, информировать туристов о необходимости проведения вакцинации против желтой лихорадки (наличии международного свидетельства о вакцинации) и химиопрофилактики малярии;

- обеспечивать туристов памятками о правилах поведения и мерах личной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний во время пребывания в зарубежных странах;

- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти РФ, российских дипломатических представительств и консульских учреждений в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или нарушения личной и (или) имущественной безопасности;

- о национальных, религиозных и иных традиционных особенностях страны (места) временного пребывания;

- об иных особенностях путешествия.

Указанная информация может быть представлена в виде памятки.

7.6. Сопровождение туристов инструкторами-проводниками.

Если туристские маршруты, проходят по горной и труднопроходимой местности, через спелеологические и водные объекты, он признается представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов). В таком случае туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников.

Инструктор-проводник является профессионально подготовленным лицом, которое сопровождает туристов при прохождении туристских маршрутов, обеспечивая их безопасность. Подготовку инструкторов-проводников, их аттестацию ведение Всероссийского реестра инструкторов осуществляет Туристско-спортивный союз (Федерация спортивного туризма) России (http://www.tssr.ru/main/, Новосибирское отделение - http://www.no-tssr.ru/).

Если во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории России с туристами (экскурсантами) произошло чрезвычайное происшествие, туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать об этом Ростуризм, органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц. В данном случае речь идет о мерах по оказанию помощи туристам (экскурсантам). В определенных ситуациях помощь российским туристам возможно оказать только по линии российского посольства или консульского представительства за рубежом. Если чрезвычайная ситуация произошла на территории РФ, то Министерство по чрезвычайным ситуациям и происшествиям также может оказать свою помощь. Органы государственной власти обладают и специальными техническими возможностями, и специальными средствами для оказания помощи туристам.

Между МЧС и Ростуризмом действует Соглашение о сотрудничестве по вопросам организации и проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристической деятельности.

7.7. Расторжение или изменение договора о реализации туристкого продукта в связи с угрозой безопасности туриста (экскурсанта).

Ст. 14 Закона о турдеятельности предоставляет право туристу (экскурсанту) и (или) туроператору (турагенту) в судебном порядке потребовать расторжения или изменения договора о реализации туристского продукта в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья туристов (экскурсантов), а равно опасности причинения вреда их здоровью.

В этом случае судом может быть принято решение о расторжении или изменении договора о реализации туристского продукта только при условии подтверждения вышеуказанных обстоятельств соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств до начала путешествия, туристу и (или) иному заказчику возвращается выплаченная им сумма в полном объеме, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

7.8. Обязанности туриста для обеспечения собственной безопасности.

Помимо обязанностей, рассмотренных в теме 6, ст. 14 Закона о турдеятельности устанавливается обязанность туристов (экскурсантов), предполагающих совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Существует Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и связанные с ним подзаконные акты, которые определяют содержание иммунопрофилактики, права и обязанности граждан в этой сфере. Ст. 5 этого закона указывает, что отсутствие профилактических прививок влечет за собой запрет на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;

Кроме того, действует Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором есть ст. 30 о санитарной охране территории РФ. Санитарная охрана территории страны направлена на предупреждение заноса на территорию РФ и распространения на территории РФ инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию РФ и реализации на территории страны товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ введен приказом Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. № 263.

Не допускаются к ввозу на территорию РФ опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию РФ запрещен законодательством РФ, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию РФ создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Для санитарной охраны территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории РФ, а также мероприятия по санитарной охране территории РФ устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Уполномоченные подразделения Министерства здравоохранения и социального развития РФ регулярно объявляют о необходимости обязательной вакцинации при выезде в ту или иную страну, информируют о территориях, зараженных опасными для жизни и здоровья туристов инфекциями.

7.9. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов.

Среди мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, Закон о турдеятельности предусмотрел обязанность Правительства РФ определять специализированные службы, которые должны оказывать помощь туристам, терпящим бедствие на территории России. Постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 указанная обязанность возложена на специализированные службы Министерства по чрезвычайным ситуациям, входящие в состав сил постоянной готовности федерального уровня Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень этих служб утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Таким образом, единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, территориальном, местном уровнях и на уровне отдельных объектов.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности туристов.

В частности, в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности туризма на территории Костромской области, утвержденной Постановлением Главы администрации Костромской области от 17 июня 1998 г. № 382:

1) при подготовке туристских мероприятий должны проводиться:

- проверка права туроператоров и турагентов заниматься туристской деятельностью;

- подготовка гида-переводчика, а также материально-технического обеспечения туристской группы;

- страхование субъектами туристской деятельности туристов;

- регистрация коммерческих, общественных и спортивных организаций в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям накануне проведения туристского мероприятия, а после окончания мероприятия информирование об успешном его завершении;

- инструктаж туристов по мерам безопасности, правилам оказания само- и взаимопомощи;

2) в ходе проведения туристских мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций проводится:

- при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения туристских мероприятий, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью туристов или имеются пострадавшие (погибшие), руководитель (гид-переводчик) туристской группы, которая оказалась в районе чрезвычайной ситуации, принимает все необходимые меры к оказанию помощи пострадавшим, любым способом сообщает о случившемся в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, района, области, где возникла чрезвычайная ситуация, или в дежурные службы 01, 02, 03;

- в зависимости от создавшейся обстановки в район нахождения туристской группы, подвергшейся воздействию чрезвычайной ситуации, направляются необходимые силы и средства постоянной готовности территориальной подсистемы Костромской области или спасательное формирование.

7.10. Защита интересов российских туристов за границей в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Защита российских туристов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может включать в себя:

- обеспечение туристов наиболее быстрыми средствами связи;

- обеспечение получения в случае необходимости туристом необходимой скорой медицинской помощи;

- обеспечение незамедлительной эвакуации туристов, которые пострадали в результате посягательств на их жизнь, здоровье или имущество;

- обеспечение возврата туристу похищенного в стране пребывания и впоследствии найденного имущества.

В настоящее время потенциальные туристы могут ознакомиться лишь с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1994 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций». Иные нормативно-правовые акты по вопросу предоставления российским туристам защиты со стороны государства в случае возникновения в стране пребывания чрезвычайных ситуаций широкому читателю недоступны. Такая позиция органов государственной власти представляется не совсем верной. Граждане России имеют право на обеспечение безопасности в стране пребывания и на получение достоверной информации, в том числе по вопросу личной и имущественной защиты со стороны государства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами РФ.

В названном Постановлении Правительства РФ определяются полномочия различных министерств и ведомств в процессе реализации мер по эвакуации российских граждан из стран, в которых возникли чрезвычайные ситуации.

Решение об эвакуации российских граждан с территории зарубежного государства в связи с возникновением там чрезвычайной ситуации принимается Президентом РФ. Предложение о начале эвакуации вносит Министерство иностранных дел РФ на основе оценки развития чрезвычайной ситуации в зарубежном государстве. Соответствующие меры по эвакуации российских граждан осуществляются до ее полного окончания, но, как правило, в срок не более 10 суток.

Руководство эвакуационными мероприятиями осуществляет специально созданная Правительственная комиссия, которую возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства РФ.

Эвакуацию граждан РФ обеспечивают:

- Министерство иностранных дел РФ;

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Министерство обороны РФ;

- Министерство транспорта РФ;

- Министерство внутренних дел РФ;

- Министерство финансов РФ;

- Министерство экономического развития РФ;

- Министерство юстиции РФ;

- Министерство энергетики РФ;

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная служба безопасности РФ.

Контрольные вопросы:

1. Из каких элементов состоит система обеспечения безопасности туристов?

2. Какие обязательные позиции должен содержать договор страхования?

3. Какова роль информирования туриста о рисках, угрозах и др. неблагоприятных факторах в обеспечении его безопасности?

4. В каких случаях сопровождение туристов инструктором-проводником является обязательным?

5. В чем заключаются обязанности туриста по обеспечению собственной безопасности?

6. Кто защищает интересы российских туристов за рубежом в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций?

Наши рекомендации