Формирование психомоторики

Моторика фудного ребенка зависит, с одной стороны, от воз­действия на его органы чувств внешних раздражителей, и с другой — от физического состояния ребенка, от того, голоден он, холодно ли ему и от ритма сердца и дыхания. Иными словами, моторная деятельность ребенка является выразителем степени его благопо­лучия и управляется инстинктами (Ушаков Г.К.).

К концу первого года жизни ребенка моторная деятельность приобретает иной характер, с этого периода моторикой начинают руководить корковые механизмы, т.е. появляется целенаправлен­ность в двигательной активности.

Развитие речи характеризуется формированием высокого уровня дифференциации моторики.

В развитии моторики существует тесная связь аффективности и моторики, это проявляется в формировании выразительных движении и мимических реакции.

В развитии ребенка большое значение имеет игровая деятель­ность. К концу первого года развития ребенка появляются подра­жательные или обучающие игры, ребенок, играя, совершает более сложные действия, подражая взрослым.

Игра здорового ребенка всегда носит активный и творческий характер, совершенствуется за счет усложнения игровой ситуации.

При нарушении развития ребенка игровая деятельность утрачи­вает творческий характер, появляются однообразные, стереотипные действия, игрушки не используются в игровой деятельности. Напри­мер, ребенок не играет машинкой, а стереотипно крутит ее в руках. Иногда дети для игры используют другие предметы: девочка носит на руках коробочку, разговаривает с ней, укладывает спать и т.д.

Симптомы психомоторных расстройств

Под психомоторикой понимают совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены затруднением, замедлени­ем выполнения двигательных актов {гипокинезии) и полной обез-движенностью {акинезией) либо симптомами двигательного воз­буждения или неадекватностью движений.

К симптомам с затруднением двигательной активности отно­сят следующие расстройства:

каталепсия, восковая гибкость, при которых на фоне повы­шенного мышечного тонуса у больного возникает способность сохранять на длительное время приданную позу;

симптом воздушной подушки, относящийся к проявлениям восковой гибкости и выражающийся в напряжении мышц шеи, при этом больной застывает с поднятой над подушкой головой;

/10 Часть II. Общая психопатология

симптом капюшона, при котором больные лежат или сидят не­подвижно, натянув одеяло, простынь или халат на голову, оставив открытым лицо;

пассивная подчиняемость состояния, когда у больного не возника­ет сопротивление изменениям положения его тела, позы, положе­ния конечностей, в отличие от каталепсии тонус мышц не повышен;

негативизм, характеризующийся немотивированным сопро­тивлением больного действиям и просьбам окружающих Выде­ляют пассивный негативизм, который характеризуется тем, что больной не выполняет обращенную к нему просьбу, при попытке поднять с постели сопротивляется напряжением мышц, при ак­тивном негативизме больной выполняет противоположные тре­буемым действия. На просьбу открыть рот сжимает губы, когда ему протягивают руку, чтобы поздороваться, прячет руку за спину. Больной отказывается есть, но когда убирают тарелку, хватает ее и быстро съедает пищу.

Мутизм (молчание) — состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен всту­пить в контакт с окружающими

К симптомам с двигательным возбуждением и неадекватнос­тью движений относятся:

импульсивность, когда больные внезапно совершают неадек­ватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные дей­ствия, нападают на других больных и т.д.;

стереотипии — многократное повторение одних и тех же движений;

эхопраксия — повторение жестов, движений и поз окружающих;

парамимия — несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;

эхолалия — повторение слов и фраз окружающих;

вербигерация — повторение одних и тех же слов и фраз;

миморечь, мимоговорение — несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.

Расстройства речи

Заикание — затруднение в произношении отдельных слов или звуков, сопровождающееся нарушением плавности речи.

Дизартрия — смазанная, запинающаяся речь. Затруднения при правильной артикуляции звуков. При прогрессивном параличе речь у больного бывает настолько нечеткой, что говорят, что у не­го «каша во рту». Для выявления дизартрии больному предлагают произнести скороговорки.

Дислалия — косноязычие — расстройство речи, характеризую­щееся неправильным произношением отдельных звуков (пропус­ки, замена другим звуком или его искажение).

Олигофазия — обеднение речи, малый запас слов. Олигофазия может наблюдаться у больных эпилепсией после припадка.

Глава 10. Психомоторные расстройства 111

Логоклония — спастическое многократное повторение отдель­ных слогов слова.

Брадифазия — замедление речи как проявление заторможен­ности мышления.

Афазия — нарушение речи, характеризующееся полной или час­тичной утратой способности понимать чужую речь или пользовать­ся словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантною полушария головного мозга, при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Парафазия — проявления афазии в виде неправильного пост­роения речи (нарушение порядка слов в предложении, замена от­дельных слов и звуков дру1 ими).

Акатофазия — нарушение речи, употребление сходных по зву­чанию, но не подходящих по смыслу слов.

Шизофазия — разорванная речь, бессмысленный набор отдель­ных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение.

Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шрифта.

Логорея — неудержимость речи больного, сочетающаяся с ее быстротой и многословием, с преобладанием ассоциаций по со­звучию или контрасту.

Наши рекомендации