Познакомьтесь с важнейшими конечными корневыми ТЭ
-aesthesia | Чувство, ощущение |
-algia | Боль |
- graphia | Исследование графическим способом ( от греч. - черчу, изображаю) |
- aemia ( | Кровь |
- logia | Наука, учение |
- metria | Измерение |
- pathia | Чувство, переживание; страдание . болезнь |
- thermia | Тепло |
- tonia | Напряжение, тонус |
- uria | Мочеотделение |
- rrhagia | Разрыв |
- scopia | Инструментальный осмотр, исследование |
- therapia | Лечение |
- trophia | Питание |
- ectasia | Расширение |
- ectomia | Вырезание, удаление |
- ergia | Реакция, действие |
- malacia | Размягчение |
- penia | Бедность |
- phagia | Поедание, глотание |
- philia | Любовь, склонность |
- phobia | Боязнь |
- plasia | Формирование |
- plegia | Удар |
- rraphia | Сшивание |
-sthenia | Сила |
- stomia | Наложение искусственного отверстия |
- tomia | Разрез, рассечение |
Упражнение 5. Определите значения ТЭ в составе термина и его значение в целом
Rhinopathia, tomographia, craniometria, otoscopia, anaestesia, hypertonia, anuia, haemorrhagia, hydrotherapia, bronchoectasia, tonsillectomia, osteomalacia
Упражнение 6.Добавьте недостающие элементы терминов
- осмотр внутренней поверхности глаза - ophtalmo……..
- заболевание молочной железы – mamma ..........
- рассечение почки – nephro.............
- размягчение костей – osteo...........
- повышенное напряжение, тонус – hyper.......
- охлаждение – hypo..........
- склонность к судорогам – spasmo..........
- светобоязнь – photo..........
- нервная слабость – neuro..........
- наложение искусственного отверстия на желудок – gastro............
5.3 Греко-латинские дублеты
Как вы уже знаете, в медицинской терминологии ведущая роль принадлежит двум языкам – латинскому и древнегреческому. Это обусловлено историческими причинами. Начало терминологии положили древние греки, а дальнейшее развитие этот вид терминологии получил в трудах видных учёных , говорящих на латинском языке. В обиход « греко-латинские дублеты» ввёл римский учёный Авл Корнелий Цельс (30 лет до н.э.), т. е. использовал эквивалентные греческие названия в параллель латинским.
Зеать:
- Греческие корни и терминоэлементы.
- Основы словообразования.
Уметь:
- Образовывать слова при помощи приставок, корней и
терминоэлементов.
- Объяснять значение медицинских терминов.
Запомните следующие Греко-латинские дублеты.
Греческий ТЭ | Латинский эквивалент | Значение |
Gloss- | Lingua, ae, f | Язык |
Kerat- | Cornea, ae, f | Роговица, роговое вещество |
Blephar- | Palpebra, ae,f | Веко |
Colp- | Vagina,ae, f | Влагалище |
Mast- | Mamma, ae,f | Грудная железа |
Spondyl- | Vertebra, ae,f | Позвонок |
Cyst- | Vesica, ae,f | Пузырь (мочевой) |
Enter- | Intestinum, i, n | Кишка |
Col- | Intestinum crassum | Толстая кишка |
Prokt- | Rectum, i, n | Прямая кишка |
Myo- | Musculus, i, n | Мышца |
Neur- | Nervus, i, n | Нерв |
Ophtalm- | Oculus, i, n | Глаз |
Metr-, hyster- | Uterus, i, n | Матка |
Gastr- | Ventriculus, i, n | Желудок |
Dactyl- | Digitus, i, n | Палец |
Typhl- | Cecum, i, n | Слепая кишка |
Rhin- | Nasus, i, n | Нос |
Card- | Cor, cordis, n | Сердце |
Упражнение 7. Добавьте недостающие греческие ТЭ
- вскрытие просвета прямой кишки- ………tomia
- фиксация желудка при его опущении- .............pexia
- вскрытие слепой кишки- .............ectomia
- рассечение нервных волокон- ............tomia
- наложение шва на влагалище- ............rrhaphia
- пластическая операция роговицы - ................plastica
- подшивание века- ................ rrhaphia
- осмотр мочевого пузыря- ...............scopia
- разрыв матки- .............. rrhagia
- расширение слепой кишки- ........... ectasia
Упражнение 8.Образуйте термины с заданным значением
- рассечение (кости, мышцы, роговицы, бронхов)
- удаление ( желудка, молочной железы, роговицы)
- внутреннее обследование (мочевого пузыря, носа, прямой кишки, слепой кишки)
- расширение ( сердца, толстой кишки, бронхов)
Упражнение 9.Подберите к греческим ТЭ латинские эквиваленты. Запишите греческие корни в словарь и выучите
Hydro- Medicamentum, i, n
Gynaec- dens, dentis, m
Phleb- umbilicus, i, n
Pharmac- vena, ae, f
Lith- ovarium, i, n
Omphal- aqua, ae, f
Oophor- calculus, i, n
Pneum-, pneumon- ren, renis, m
Laparo- Cancer, cri, m
Nephro- articulatio, onis, n
Stomat- cutis, is, f
Odont- auris, is, f
Angio- pulmo, onis, m
Aden- os, oris, n
Arthr- glandula, ae, f
Ot- vas, vasis, n
Derm- abdomen, inis, n
Carcin- femina, ae, f
Упражнение 10.Образуйте термины с заданным значением:
Заболевание суставов, хроническая болезнь сосудов, воспаление уха, вскрытие сосудов, расширение вены, рассечение почки, наука о заболеваниях полости рта, воспаление брюшины, желчнокаменная болезнь.
Упражнение 11. Образуйте термины с заданным значением и напишите их по латыни:
Клиннический термин | Латинское написание |
Размягчение головного мозга | |
Болезненное уплотнение почки | |
Спазм пищевода | |
Сужение бронхов | |
Боль в области (аорты) | |
Наука о заболеваниях уха,горла,носа | |
Доброкачественная опухоль из зубной ткани | |
(Скопление) гноя в полости матки | |
Размягчение роговицы | |
Опущение печени | |
Паралич (мышц) глаза | |
Кровотечение из уха | |
Рентген сердечных сосудов | |
Наложение свища на почечную лоханку | |
Сшивание селезёнки |