Особенности гимнастики

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, поскольку в результате систематической тренировки ни одна из систем организма не остается без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичное'! и.

Чем раньше начинают гимнастику, тем легче сформировать пра­вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным на­выкам, которые чаще используют в жизни. В первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих движений приводит к деформа­ции позвоночника.

После 6 мес жизни надо научить ребенка ползать, и при этом пра­вильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После 12 мес жизни следует научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечнос­тей.

Необходимо соблюдать следующие условия гимнастики.

• Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возраст­
ным и функциональным возможностям ребенка.

• Методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, так­
же должна соответствовать возрасту.

Для детей с нарушениями психомоторного развития или с какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика более важны, чем для здоро­вых. Специальный режим движений часто становится основным эле­ментом комплексного лечения и наиболее эффективным средством ре­абилитации.

Безусловные показания к детскому массажу приведены ниже.

• Беременность, протекавшая у матери с разного рода осложне­
ниями.

• Внутриутробная гипоксия плода.

• Родовая травма.

• Недоношенность.

• Перинатальная энцефалопатия.

• Чрезмерная возбудимость или, наоборот, вялость, слабость, плохой
аппетит.

• Нарушения иммунитета различного генеза.

• Проявления асимметрии во внешнем виде.

• Гипертонус мышц сгибателей и разгибателей.

• Отставание в физическом развитии (плохо держит голову, долго не
встает на четвереньки, не сидит в полгода).

Существуют противопоказания к массажу и гимнастике.

• Все острые заболевания, протекающие с повышением температуры
тела.

• Тяжелые формы гипотрофии (атрофия).

• Гнойные и другие острые воспалительные болезни кожи, подкож­
ной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус,
импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и др.).

• Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью
костей.

• Рахит в период разгара и острое течение болезни с явлениями ги­
перестезии.

• Гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов.

• Врожденные пороки сердца в стадии субкомненсации и декомпен­
сации.

• Различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемо­
филии.

• Судорожный синдром.

• Острый нефрит

• Острый гепатит.

• Активные формы туберкулеза.

• Большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со
значительным выпадением органов брюшной полости или же при выра­
женной наклонности к ущемлению (во всех остальных случаях при на­
личии грыжи гимнастику выполнять желательно, но при обязательной
предварительной фиксации грыжи пластырьой повязкой).

При декомпенсированной гидроцефалии массаж проводят с особой осторожностью

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж выполняют на любой твердой поверхности, лучше всего подходит стол для пеленания. Необходимо застелить его чистой пелен­кой, под которую подкладывают клеенку и сложенное в 2 раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Температура в помещении долж­на быть не ниже 20 °С.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 ч до кормления или через 40-45 мин после него. Лучше всего массировать чистыми ру­ками, можно использовать тальк, детские масла и кремы.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ВОЗРАСТ 1-3 МЕС

В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиоло­гический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо ис­пользовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На

этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребенок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (со­вершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то в этом возрасте совершать их не имеет смысла, поскольку при наличии повы­шенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с рез­ким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним.

Таким образом, главной целью ежедневных занятий с ребенком слу­жит уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо частое общение и ласковый разговор с ребен­ком, которые стимулируют «комплекс оживления», отсутствие стесня­ющего движения тугого пеленания ребенка, частое выкладывание ре­бенка на живот, ежедневные теплые ванны и плавание, легкий поглажи­вающий массаж всего тела, стимулирование активных движений ребен­ка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используют ос­новной двигательный фонд этого возраста (врожденные рефлексы).

ВОЗРАСТ 3-4 МЕС

Массаж должен быть более интенсивным. Вводят новый прием — растирание, выполняемое подушечками чуть согнутых пальцев, или применяют кольцевое растирание. Массаж всех частей тела должен на­чинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка, и хорошо расслабляет мышцы.

Целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 мес считают нормализа­цию тонуса ног, воспитание первых навыков в изменении положения тела и развитие ручной умелости.

Этому способствует частое общение с ребенком, вкладывание в руч­ки удобных для захвата шрушек, теплые ванны и плавание, более энер­гичный массаж, активные движения на базе врожденных рефлексов, пассивные упражнения с вибрацией.

ВОЗРАСТ 4-6 МЕС

Целью занятий с детьми в 4-6 мес служат окончательная нормали­зация тонуса мышц ног, воспитание опорной реакции стоп, учеба ребен­ка удерживать предметы, развитие ритмичности движений. Для этого проводят ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет, активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть, пассивные упражнения, игрушки, соответ­ствующие возрасту, плавание, массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.

Массаж детей этого возраста становится еще более продолжитель­ным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводят новый

прием — разминание. В детской практике используют самые нежные ва­рианты разминания: валяние и продольное разминание. Движения должны быть мягкими, ритмичными, совершаться в среднем темпе (на­поминают движения рук при замесе теста). Необходимо избегать рез­ких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для укрепления мышц применяют стимулирующие приемы: поколачивание и пощипы­вание, которые следует делать быстро, ритмично и легко.

ВОЗРАСТ 6-12 МЕС

Основной целью занятия с ребенком в возрасте 6-12 мес становятся обучение ребенка ползать на четвереньках, воспитывание координации и ритмичности движений, развитие понимания речи. Для этого необхо­димо часто ласково общаться с ребенком, используя крат кие точные ре­чевые инструкции во время занятий, давать ребенку возможность сво­бодно передвигаться вне манежа или кроватки, вводить новые, более сложные по координации движения.

Массаж спины, живота и груди совершают более энергично и разно­образно, используют все знакомые приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и др.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию). Он заключается в следующем: подушечкой од­ного пальца (I, II или III) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 с. Ко­лебательные движения должны быть очень мелкими (почти незамет-

особенности гимнастики - student2.ru
гис. 3-3. Точечный массаж

ное «дрожание»), быстрыми, причем лучше, если скорость их будет меняться волнооб­разно (вначале медленные, в середине процедуры быст­рые, в конце снова помедлен­нее) Давление на точку также меняют: от поверхно­стного к сильному и к концу снова уменьшают. Точечный массаж делают руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 с, во вре­мя которых на массируемом участке проводят поглажива­ние (рис. 3-3).


особенности гимнастики - student2.ru

Рис. 3-4. Точечный массаж рук

Для расслабления мышц-сгибателей рук проводят большее количество поглажи­ваний рук и груди, а также эф­фективен точечный массаж (тормозной метод) (рис. 3-4).

Эти приемы массажа соче­тают и чередуют с пассивны­ми упражнениями, причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук дос­таточно расслаблены.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливающие процедуры можно проводить только у здоровых де­тей с достаточной резистентностью организма к средовым факторам. В этой связи закаливающие процедуры у недоношенных детей, у детей часто болеющих, с хронической патологией следует проводить не в пол­ном объеме и осторожно.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являют­ся воздушные ванны. Они начинаются с 2-месячного возраста. Через 1-2 нед после воздушных ванн начинают закаливание водой. Влажные обтирания начинают не раньше чем в 2-3 мес, обливания — с 3-4 мес Гимнастику и массаж целесообразно начинать с 1,5-месячного возраста

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Обычно проводят либо в комнате (в холодное время года), либо на свежем воздухе летом (свето-воздушные ванны). Начинают при температуре помещения 20-22 "С, в дальнейшем для детей 1-2 лет — при темпера iype 19 °С. Длительность первых процедур составляет 1 мин Через каждые 5 дней длительность увеличивают на 2 мин Дети в 6 мес могут получать процедуру до 15 мин, после 6 мес — по 30 мин 2 ра­за в день Детям, плохо переносящим низкую температуру, рекоменду­ют постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепен­но обнажать тело.

Противопоказаны воздушные ванны детям с острыми инфекционны­ми заболеваниями, с неясным субфебрилитетом, ОРВИ Возобновление процедур после болезни начинают постепенно, как с первых занятий.

ЗАКАЛИВАНИЕ УФО

УФО активно влияет на иммунологическую резистентность орга­низма, предупреждает развитие рахита, увеличивает титр специфичес­ких антител, агглютининов, преципитинов, стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов, уменьшает аллергические проявления у детей. Образование эритемы служит своеобразной характерной особенностью действия УФО

В профилактических целях используется общее УФО ртутно-квар-цевыми лампами. Средняя биодоза на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин Начальная доза облучения равна У4 биодозы и до­водится до 2,5-3 биодоз. В осенне-зимний период необходимо назна­чать 1-2 курса облучения (20 процедур) с перерывом 2-2,5 мес, особен­но в районах с коротким световым днем.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

Световоздушные ванны показаны детям первого года жизни в су­хую, безветренную погоду при температуре воздуха 22 °С и выше. Де­тям более старшего возраста (1—3 года) допускается проведение проце­дуры при температуре 20 °С Световоздушные ванны проводят как в по­ложении ребенка лежа, так и в активном положении — при игре в кро­ватке, коляске и т д. Необходимо постепенно обнажать тело. Продолжи­тельность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 г до 3 лет — 5 мин, 4-7 лет — 10 мин Ежедневно можно увеличи­вать время световоздушных ванн, доводя его до 30-40 мин и более Важно следить, чтобы ребенку было комфортно. Противопоказанием для проведения процедуры также является ОРВИ, лихорадка, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны — важно правильно дозировать время процеду­ры. На голову ребенка надевают панаму, можно использовать темные очки Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами мо­жет принести вред. Необходимо наблюдать за поведением ребенка — появление слабости, утомляемости, гипотонии свидетельствует о пе­регревании. Продолжительность ванн 15-20 мин, количество 20-30 за лето.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом — воздушные ванны и обтирание ребенка сухим полотенцем, рукавицей. Об­тирание сухой рукавицей следует проводить до легкой красноты кожи

Влажные обтирания (с 1-месячного возраста) проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конеч­ности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее — грудь, живот, в последнюю очередь — спину. Каждую часть тела необхо­димо вытереть насухо до легкого покраснения. При этом сочетают действия водной процедуры с массажем. Длительность одной процеду­ры — 1-2 мин

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет — 32 °С, 5-6 лет — 30 "С, 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 "С и 24 °С соответственно — для детей 5—6 лет, до 18 °С и 22 °С для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.

После перерыва водных процедур их возобновляют, так как и начи­нали: вначале сухие обтирания, затем влажные. Температура воды при 'влажных обтираниях после возобновления процедуры соответствует начальной, затем снижают ее более быстро.

Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно начать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время проведения — лето. Об­ливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее со скоростью 1 °С в неделю. Нижние пределы температу­ры воды 20 "С. Для детей 3 лет — 18 "С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание ног лучше проводить в ванне, ребенка усаживают на подставку. По окончании процедуры но-еги ребенка насухо вытирают.

Контрастные ножные ванны еще более увеличивают сопротивляе­мость организма к сниженной температуре среды. Методика проведе­ния заключается в следующем: наливают воду с температурой 37-38 "С, в другую — на 3-4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. В течение 7 дней воду не ме­няют. Далее понижают температуру воды во второй емкости на 1 °С в неделю и доводят ее до 10 °С. Ребенок попеременно на 1—2 мин погру­жает ноги в емкость с горячей водой, а затем на 10—15 с — с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в емкость с холодной водой.

Количество попеременных погружений в первые процедуры состав­ляет 3-4. Продолжительность погружения конечностей в холодную во­ду возрастает постепенно, до 15-20 с. Увеличивают и число поперемен­ных погружений до 6. По окончании процедуры ноги вытирают до по­явления легкой гиперемии. После того как ребенок адаптируется к про­цедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20-30 см).

Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее — грудь и живот, затем — правое и левое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо. Температура воды при первых сеансах обли­вания для детей до 1 года — 36 "С. Каждую неделю снижают температу­ру на 1 °С и доводят до 28 °С. Детям от 1 до 3 лет температуру воды с 34 °С до 28 °С зимой и 25-24 °С летом. Для дошкольников начинают с 33 °С и доводят до 24-22 "С. В холодное время температура воды долж­на быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний от 30 с до 1,5 мин Тем­пература помещения должна быть не ниже 20 °С, а в теплое время вне помещения — 18 °С.

Наши рекомендации